Елена Исаева
Система методической работы с кадрами, обеспечивающая формирование новой позиции педагога в работе с детьми и их родителями
▼ Скачать +Заказ
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Публикация «Система методической работы с кадрами, обеспечивающая формирование новой позиции педагога в работе с детьми и их родителями» размещена в разделах
В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьёй, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Встаё т вопрос: «Как заинтересовать родителей в совместной работе?»
Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги нашего ДОУ считают, что необходимо постоянно расширять формы работы с использованием нетрадиционных методов относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
Для решения этой задачи необходимо повысить уровень мастерства педагогов. Для роста и совершенствования их профессионального мастерства используются разнообразные формы работы.
Во взаимодействии с педагогами используются как традиционные, так и новые формы работы, главным направлением которых является – поддержание интереса воспитателей к своей работе и желание применять новшество в своей практике.
Вполне положительно зарекомендовала себя такая форма как индивидуальные консультации по запросам или заявкам отдельных педагогов. Это обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создаёт необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.
Хорошей формой обучения педагогов является семинар, семинар-практикум, проведение открытых занятий.
Часто используем в своей работе проведение мастер-классов, это своего рода защита наработанного творческого материала педагога. Это и итог работы по самообразованию. Большим успехом пользуется такая форма работы не только среди педагогов, но и среди родителей, которые с большим удовольствием посещают эти мероприятия, и, получая удовольствие от результата.
Педагогический совет – ведущая и обязательная форма методической работы с педагогами. Проводим педсовет в разнообразных вариациях: «Круглый стол», «Мозговой штурм», «Деловые игры», «Педагогические диктанты».
Все эти мероприятия направлены на повышение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ, в ходе которых педагоги получают необходимую информацию о новых направлениях развития образования и научно-методического сопровождения педагогического процесса.
В настоящее время в нашем детском саду мы стараемся использовать всевозможные направления педагогического просвещения родителей.
Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей.
Направление Формы
Рекламное • Стенды
• Работа сайта ДОУ
• Публикация
• Сотрудничество со СМИ
Диагностическое • Анкетирование
• Опросы
• Беседы
• Тестирование
Психолого-педагогическое • Наглядная педагогическая информация
• Родительские собрания
• Консультации
• Беседы
• Тренинги
• Игра
• Мастер классы
Непосредственное участие родителей в образовательном процессе • Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей
• Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях
Наглядная педагогическая информация.
Мы используем сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д. В разделе “Советы и рекомендации” помещаются рекомендации по различным вопросам. Большое значение придаем оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовим к праздникам: “Здравствуй, осень!”, «Новый год», “Мамочка любимая моя”, “Скоро в школу” и т. п. В работе с родителями также используем такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.
Родительские собрания.
«Ребёнок и телевизор», «Условия успешной адаптации к ДОУ», «Семья и спорт» и другие - это тематические родительские собрания которые мы уже провели.
Круглые столы.
Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
Организация деловых игр.
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Мы провели с родителями деловые игры в форме «КВН», «Клуб знатоков».
Составление совместного проекта: «Мой дедушка – герой».
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
("Пожарная безопасность глазами детей», «Мастерская Деда Мороза», «Дары осени»).
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы.
Оформление фотовыставок. («Моя семья», «Мамочка любимая моя», «Мой папа - солдат», «Мой дом. Моя улица» и т. д.) Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, мы заранее вывешиваем яркое сообщение.
А также хочется рассказать о той огромной помощи, которая была оказана нашими родителями при проведении ремонта в групповых комнатах, оборудовании прогулочных площадок, расчистки снега.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Они являются участниками встреч и помощниками воспитателя, поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились эмоционально поддерживать своего ребёнка. Они активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Задача педагогов на новый учебный год продолжать работу над совершенствованием работы с родителями.