марина ворошнина
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей образовательного, коррекционного и воспитательного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
Публикация «Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить дошкольников большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в старшем дошкольном возрасте – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Как же ИКТ могут помочь педагогу в работе с детьми?
По сравнению с традиционными формами обучения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер позволяет самостоятельно исправить ошибки.
При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у старших дошкольников необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состав и структуру нарушенных функций детей.
2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.
5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.
Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей. Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации од с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей дошкольников. Для детей 5-7 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) зависят, конечно, от содержания од и цели, которую ставит педагог.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать од эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывают у дошкольников живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности од. Так, использование мультимедийных презентаций при ознакомлении с окружающим миром, обучению грамоте обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, музыкальные физминутки.
Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс обучения старших дошкольников и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для нод с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества учащихся, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателю новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и старших дошкольников.
Список литературы:
1. Материалы республиканского практического семинара «Современные информационные технологии как средство для развития личности ребенка с особенностями психофизического развития», сентябрь 2007.
2. Сулейманов Р. Р. Информационные и компьютерные технологии в образовании. Уфа: 2008.
3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.