Татьяна Малютина
Развитие связной речи в исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки работы над темой: сентябрь 2019 - июнь 2020г.
Цель: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: повысить собственный уровень знаний, разработать перспективный план работы с детьми, провести диагностику на начало и конец учебного года, оформить в группе и в кабинете центр речевой активности, подготовить и провести консультации для педагогов и родителей по теме.
Публикация «Развитие связной речи в исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Итоговое мероприятие: показ открытого занятия по развитию связной речи с применением экспериментальной деятельности.
Обоснование выбранной темы: традиционный подход в обучении дошкольников построен на получении ими разнообразной информации, передаче ЗУНов. Ребенок воспринимает предложенную информацию, чужой опыт в соответствии со своими возможностями, что не развивает в полной мере его способности, мышление, познавательный интерес, умение ставить цель, достигать ее, самостоятельно открывать для себя новое.
Для решения этой проблемы разрабатываются дошкольные и школьные развивающие личностно-ориентированные программы, ставящие перед собой цели: развитие личностного потенциала ребенка в процессе обучения; раскрытие заложенных в нем возможностей; развитие познавательной потребности и активности; формирование гибкости и креативности мышления; воспитание самостоятельности и инициативности, самоактуализации.
Для детей, речь которых развита недостаточно хорошо, характерна инертность, стереотипность мышления, что не всегда позволяет полностью решить задачи коррекции. Очевиден факт, что только у тех детей, у которых развиты мыслительные процессы и операции, может быть хорошо развита и связная речь, то есть конечная цель коррекционного воздействия. Одним из приемов, позволяющим разрешить возникшее противоречие, является проблемное обучение. Проблемное обучение – это такая организация воспитательно- образовательного процесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение. Происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления у ребенка. Проблемная ситуация также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка. Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой содержится противоречие, нет очевидного решения. Противоречие может возникать между знаниями детей; жизненным опытом ребенка и научными знаниями; между заданными данными и ограниченными возможностями их использования; между необходимостью разрешить ситуацию и недостатком собственных знаний. Проблемное обучение формирует речевую и познавательную активность дошкольника, стимулирует их. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы. Активное включение ребенка в исследовательский и творческий виды деятельности, вопросы, направленные на решение проблемных ситуаций, учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать со взрослым. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательные проявлениям детей. Ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него появляется уверенность в собственной компетенции. Одним из видов работы по становлению самооценки выступают упражнения на выбор задач максимальной трудности, поощряемые педагогом. Поощрение взрослого повышает мотивацию, если оно относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания, а также, если происходит сравнение успеха не с успехами других детей, а с прежними результатами данного ребенка.
При решении проблемного вопроса происходит актуализация знаний (повторение и закрепление пройденного материала, в том числе и речевого, самостоятельное применение этих знаний и совместное со взрослым открытие новой информации.
План работы
Задачи Формы и методы реализации Сроки
Планирование работы на учебный год Определение темы самообразования, разработка перспективного плана работы по изучаемой теме сентябрь
Изучение информации из различных источников по теме самообразования Изучение методической литературы, обзор информации в интернете, ознакомление с инновационными методиками по теме, изучение психолого-педагогических исследований проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников. в течение года
Выявление особенностей нарушения связной речи у детей старшего дошкольного возраста Диагностирование связной речи детей старшей и подготовительной групп. сентябрь-октябрь
Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия Введение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по развитию связной речи дошкольников, с целью исправления нарушений устной речи, повышение мотивации дошкольников, совершенствование методов коррекционно-развивающего процесса. в течение года
Обобщение педагогического опыта по теме Изготовление и пополнение наглядного материала, оформление папок-передвижек для консультирования законных представителей дошкольников,
Написание отчета о проделанной работе, показ открытого занятия, консультирование педагогов по теме. в течение года