Клачек Ирина Николаевна
Тема самообразования «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ООО «Детский сад 7 гномов»
Тема самообразования
«Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Клачек И. Н
Нефтеюганск, 2020
Этап работы над темой: 2 года.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 г.
Публикация «Тема самообразования „Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель: работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений.
Задачи:
Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития и формирование речи младшего дошкольного возраста, подобрать и апробировать методики исследования.
Развитие речи детей в игровой деятельности.
расширить знания о современных тенденциях развитие речи через мелкую моторику рук;
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Изучение литературы по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»;
Разработать картотеки по развитию речи.
Формы работы с детьми :
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы :
Проведение артикуляционной гимнастики и игр на развитие речи исходя из выбранной методики обучения развитию речи.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Проведение гимнастики для мимических мышц лица;
Предполагаемый результат:
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.
В результате работы над проблемой развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и упражнений планирую достигнуть следующие результаты:
вызвать интерес детей к пальчиковым играм ;
увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;
Актуальность.
Проводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей
раннего возраста», Жукова О. С. «Серия: Обучение с пеленок»
Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Грибова О. Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит» и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста». На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер : коммуникативной и эмоционально – волевой.
Перспективный план реализации самообразования :
Год Тема Этап Содержание работы Результат/форма отчетности
Сентябрь 2020 «Пальчиковые
Игры и артикуляционная
гимнастика, как
средство
развития речи у
детей раннего и младшего дошкольного
возраста».
I этап.
Организационно
-
диагностический. - Изучение
литературы по теме,
поиск эффективных
технологий.
-Выбор и
определение темы
самообразования
-Планирование
работы по теме
самообразования.
-Определение
Этапов, форм и
методов
исследования
выбранной темы. Составление
перспективного
плана по
самообразованию.
Октябрь
2020 «Развитие
мелкой моторики
у детей раннего и младшего дошкольного возраста» II этап.
Основной
(Практический). -Чтение потешек,
показ сказок при
помощи пальчиков.
- Подготовка
практического
материала.
- Внедрение в
практику
подготовленного материала.
- Выбор темы
доклада.
-Подготовить
доклад. Методические
пособия.
Доклад на
педагогическом
совете: «Развитие
мелкой моторики
у детей раннего
возраста».
Ноябрь
2020год. «Дидактические
игры – как
средство
развития речи
детей раннего и младшего дошкольного
возраста» Привлечение
родителей к работе
по созданию
развивающей среды
в группе.
-Разработка плана
кружка «Весёлые
пальчики». Выставка для
родителей
«Дидактические
игры – как
средство развития
речи детей раннего и младшего дошкольного
возраста».
Перспективное
планирование
работы кружка.
Декабрь
2020 год. -Составление
картотеки
пальчиков игр для
речевого развития
детей.
- Создание
картотеки
пальчиковых игр с
массажными
мячиками.
«Суджок».
-Создание картотеки артикуляционной гимнастики. Составление
памяток, буклетов
для родителей и
педагогов по теме
самообразования.
Январь
2021 год. -Разработка
конспектов НОД с использованием
пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.
- Изготовление
дидактических игр. «Развитие мелкой
моторики рук в
процессе
изобразительной
деятельности»
Рисуем
нетрадиционным
способом.
Февраль 2021 год. -Чтение сказок,
потешек,
стихотворений при
помощи пальчиков.
Оформление
папки-
передвижки для
Родителей «Игры с
пальчиками»
Март 2021 год. - Оформление
картотеки
пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.
- «Развиваем руку-
развиваем речь». Памятка для
родителей
«Игры с
прищепками».
Консультация для
воспитателей.
Апрель 2021 год. III этап.
Заключительный Диагностика
уровня развития
речи у детей.
- Отметить
значимость помощи
родителей,
поблагодарить
активных
родителей. Выступление на
Семинаре в ДОУ
«Пальчиковые
игры в воде»
Обобщение опыта
по теме.
Проведение
Диагностики.
Май 2021 год. Составление
памяток, буклетов.
Анкет для
родителей «Чему научился ваш
малыш».
- Составление
самоанализа пед.
деятельности. Родительское
собрание : «Вот и
стали мы на год взрослее».
Презентация
«Пальчиковая и артикуляционная
гимнастика,
развитие речи
детей.»
ЛИТЕРАТУРА
1. Высокова Т. П., Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] : программа, конспекты занятий : [0+] / авт. -сост. Т. П. Высокова. - Изд. 3-е, испр. - Волгоград : Учитель, [2017?]. - 79 с. : ил., табл. ; 20 см.
2. Гербова Валентина., Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет: Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.-186с.
3. Костраба Д. А. «Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
4. Нищева Н. В., Седова И. Ермолаев С. Д. Веселая артикуляционная гимнастика. ФГОС Изд. : Детство-Пресс, 2021 г.
5. Янушко Е. А Развитие мелкой моторики у детей раннего возрас-та 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошколь-ных учреждений и родителей] / Е. А. Янушко. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 201. — 269 с.
https://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
https://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.