Эльвира Латыпова
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
педагогической деятельности
за 2016-2017 учебный год.
Группа «А» общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 6 лет.
Составила воспитатель :
Латыпова Эльвира Х.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема самообразования : «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбора темы по самообразованию : «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Закреплять и обогащать знания детей о природе.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Виды дидактических игр.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом, игры-эксперименты;
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин» Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Я организовала такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Дидактическая игра является средством экологического воспитания
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали : Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. А. Маневцева, П. Г. Саморукова и др.
Описание собственного опыта работы
Прежде чем, приступить к работе, я выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра– это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детская игра, тем глубже знакомство с миром.
Существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе мы знакомим детей с дикими и домашними животными в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто, где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми : «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Я использовала:
В моей группе дидактическим играм уделяется большое внимание, вся работа ведется планомерно и постоянно. Дидактические игры экологического содержания я провожу во время прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Я стараюсь вызвать у детей интерес к играм, к содержанию, желание внимательно рассматривать, играть.
В дидактических играх я использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, являются дидактические игры.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Целью экологического воспитания детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы:
Изучение опыта педагогов ДОУ (сентябрь- октябрь)
Изучение методик в Интернете (в течении года)
Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию,
в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. (в течении года) Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности в игре. (в течении года)
Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течении года)
Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»
(Декабрь,2016.)
Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.
(в течении года)
Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д.
(в течении года)
Оформление письменных консультаций в родительском уголке.
(в течении года)
Тематическое родительское собрание. «Капелька» (Февраль,2017г.)
Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).
(в течении года)
Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. (в течении года)
Оформление выставки «Дидактические игры для детей».
(Март, 2017г.)
Отчёт по теме «дидактическая игра как средство экологического воспитания»
(Май, 2017г.)
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. Я подготовила консультации на темы: «Экология и мы», «Роль игры в воспитании любви и бережного отношения к животным» «Зелёный мир на окне», «Как важно учить детей любить природу» и так далее.
Работа с педагогами - была проведена педагогическая мастерская целью повышения уровня профессиональной компетенции педагогов по теме:» Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Заключение:
Таким образом, дидактические игры занимают большое место. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.
Используемая литература:
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».. М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 48 с.
2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 58с.
3. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». – М., 2013. – 235 с.
.