МААМ-картинки

Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Елена Бусова
Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 "Забава"

Педагогический проект

«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Разработала:

воспитатель

Бусова Елена Александровна,

2014 г.

Введение

Все хорошее в людях из –детства!

Как истоки добра пробудить?

Публикация «Педагогический проект „Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим чтоб земля расцветала,

И росли как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону ( начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Дошкольное детство благодатный период, в котором формируются экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя. Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Один из методов - это проведение дидактических игр. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, дидактические игры развивают эмоциональность, познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» поможет детям:

познакомиться с экологическими особенностями родного края,

узнать множество разнообразных игр,

узнать о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.

Актуальность и объективная необходимость разработки настоящего проекта в том что :

существует потребность в своевременной и целенаправленной реализации экологического воспитания детей, выступающего в качестве важнейшего показателя личностного развития дошкольного возраста;

систематизация дидактических игр в системной паутинке позволит органично и планомерно реализовывать экологическое воспитание дошкольников;

интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективное средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий (метод проектов).

Гипотеза: есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания и при обязательном построении индивидуально-дифференцированного развития каждого ребенка.

Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является развитие познавательного интереса к живой природе, воспитание любви к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширение знаний о природе посредством использования дидактических игр.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта :

Для детей :

1. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи на основе дидактических игр;

2. Формировать у дошкольников азы экологической безопасности;

3. Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

4. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

5. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Для воспитателей :

Организовать детско-родительское сотрудничество в игровой деятельности.

Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Развивать связную речь, активизировать и актуализировать словарь.

Для родителей:

Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми;

Способствовать развитию творческого потенциала родителей;

Повышать педагогическую компетенцию родителей по теме проекта

Тип проекта : познавательно-игровой;

Срок реализации проекта : ноябрь-декабрь 2014 г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Постановка целей и задач проекта.

Разработка вопросов для диагностики детей

Диагностика детей

Информирование и ознакомление родителей с темой проекта и с планом совместной деятельности.

Изучение компетентности родителей по теме проекта (анкетирование)

Разработка картотеки дидактических игр.

Подготовка информационной копилки (текстов консультаций, памяток) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитию игровых и социально адаптивных умений дошкольников

Моделирующий этап:

Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.

Подбор методической литературы для реализации данного проекта.

Распределение материала на блоки, составление перспективного плана по реализации проекта.

Составление структуры и содержания педагогического проекта

Консультация для педагогов и родителей

Основной этап:

Организация и проведение дидактических игр

Проведение консультаций для родителей.

Интеллектуально-творческая игра с родителями

Изготовление стендов с материалами для родителей

Контрольный этап:

Проведение КВН для детей с участием родителей.

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Мониторинг проектной деятельности :

- анализ работы с детьми;

- анализ работы с родителями.

Выступление на педсовете ДОУ «Работа с родителями по формированию экологической культуры у дошкольников посредством проектной деятельности»

Предполагаемый результат:

Создание картотеки дидактических игр

Представление опыта на педагогическом совете ДОУ.

Проведение КВН "Тайны природы" для детей с участием родителей

В результате реализации проекта дети должны знать :

• понимать свою роль в окружающем мире;

• осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой;

• законы природы, экологические особенности родного края, множество разнообразных игр;

• о сезонных изменениях в поведении животных и птиц.

В результате реализации проекта дети будут уметь :

• наблюдать за растениями, животными

• самостоятельно организовывать знакомые игры.

• бережно и внимательно относиться к объектам растительного и животного мира

• ухаживать за растениями

Основные направления в работе:

Механизм по реализации проекта

Работа с детьми планируется и проводится в течение всего дня: в непосредственно-образовательной деятельности, организации педагогом проведения дидактических игр вне занятий, организации педагогом самостоятельной деятельности детей. Организуются целевые прогулки.

С родителями: проводятся собрание, анкетирование, консультации. Оформляются папки-передвижки, папки-раскладушки. Проводится КВН. Осуществляется организация совместной деятельности: родители выполняют домашнее задания (изготавливают пособия для проведения дидактических игр).

С сотрудниками: участие в педсоветах, консультации для педагогов.

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным. Принципы отбора содержания помогают отобрать нужное содержание. Вся работа строится на следующих общепедагогических принципах.

Принципы:

1. Научность. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса.

2. Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.

3. Гуманистичность. Формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своём здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

4. Прогностичность. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

5. Деятельность. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.

6. Интеграция. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.

7. Целостность. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы.

8. Конструктивизм. В качестве примеров дл дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

9. Регионализм. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.

10. Системность. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.

11. Преемственность. Преемственность всех звеньев непрерывного экологического образования : детский сад – школа.

Перспективный план мероприятий

Мероприятия Ответственный Сроки проведения

Подготовительный этап

Разработка системной паутинки по проекту Воспитатели

Сентябрь 2014

Разработка вопросов диагностирования.

Входная диагностика экологического воспитания у детей

воспитатели Сентябрь 2014

Родительское собрание «Проект "Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников" в ДОУ» Ознакомление с планом проведения совместных мероприятий.

Анкетирование родителей Воспитатели

Сентябрь 2014

Анализ программ экологического воспитания дошкольников Воспитатели Сентябрь 2014

Разработка дидактических игр по теме проекта

Воспитатели

родители Сентябрь 2014

Создание картотеки игр Воспитатели, Сентябрь 2014

Основной этап

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Ответственный Сроки проведения

Игровая деятельность (дидактические игры экологического содержания)

Формирование экологических представлений о мире животных

Игры с предметами

Кто чем питается?

Что сначала - что потом?

«Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»

Игры настольно-печатные

"Четыре картинки"

«Чего не хватает?»

«Четвёртый лишний»

"Охотник и пастух"

Игры словесные

"Кто кем становится"

"Кто в домике живет?"

"Отгадай кто это?" Воспитатели

Сентябрь - ноябрь

Формирование экологических представлений о растениях

Игры с предметами

"Детки на ветке"

"Узнай по вкусу"

"Магазин цветов"

«С какого дерева листок»,

"Собери дерево из частей"

Игры настольно-печатные

"Чьи это детки? "

Что сажают в огороде?»

Игры словесные

"Найди, о чем расскажу"

«Найди свое дерево» Воспитатели Сентябрь - ноябрь

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы

Игры с предметами

"Что это такое?"

Игры настольно-печатные

"Это когда?"

Игры словесные

"Когда это бывает?" Воспитатели Сентябрь - ноябрь

Формирование экологически бережного отношения к объектам природы

Настольно-печатные игры

"Ухаживаем за растениями"

Игры на прогулке

"Скорая помощь" Воспитатели Сентябрь - ноябрь

Экологические игры, направленные на развитие воображения: «Если б я был деревом», «Плохо или хорошо»,

«Настроение нашего дерева» Воспитатели Сентябрь - ноябрь

Игры-путешествия: «Путешествие по городу» («что было бы…»). «Путешествие за витаминами» Воспитатели Октябрь

Ноябрь

Игры-предположения «Что было бы, если бы исчезла вода?».

«Что было бы, если бы ты заметил сломанную веточку;

"Что было бы, если бы ты заметил маленького котёнка на улице";

"Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик бросает во дворе мусор на землю?» т. д. Воспитатели Сентябрь - ноябрь

Игры-загадки: «Что бывает желтое?»

«Что бывает круглое?»

«Что бывает зимой?» «Летает - не летает» «Животное домашнее или дикое»

Воспитатели Сентябрь - ноябрь

Игры-беседы «Закончи предложение».

«Белка осенью запасает корма, потому что.», «Птицы могут летать, потому что.»

«Лимон желтый, а огурец.»

«Ромашка белая, а василек.»

«Весной листья на деревьях растут, а осенью.» и т. д. Воспитатели Сентябрь - ноябрь

Игры на прогулке

"Один - много"

"Фанты"

"1-2-3, быстро принеси"

"1-2-3, к дереву беги", "Найди пару"

"Кто быстрей"

"Угадай, кто я"

"Найди свое дерево"

"Слепая курица" Воспитатели Сентябрь - ноябрь

Работа с родителями

Организация мини - библиотеки по теме проекта. Воспитатели октябрь

Консультации для родителей:

"Воспитание любви к природе"

"Природа и нравственное воспитание дошкольников" Воспитатели Сентябрь

Интеллектуально-творческая игра с родителями «В гармонии с природой»

Воспитатели

Родители Сентябрь

"Экологическое воспитание ребенка в семье"

"Экология и мы" Воспитатели, родители Октябрь

Домашнее задание для родителей (изготовление и приобретение пособий для проведения дидактических игр)

Воспитатель Октябрь

Работа с педагогами

Консультация для педагогов "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников" Воспитатель Октябрь

Контрольный этап

Проведение диагностики детей воспитатели ноябрь

Развлечение: "Тайны природы" (КВН с участием родителей)

Родительское собрание. Игра-путешествие "Отправляемся в поход"

Выступление на педсовете: «Работа с родителями по формированию экологической культуры у дошкольников посредством проектной деятельности»

Подведение итогов, анализ результатов проекта Воспитатель, музыкальный руководитель ноябрь

ноябрь

Результаты реализации проекта.

Уровень сформированности компетенций у детей среднего дошкольного возраста

Высокий уровень:

• Ребенок знает экологические особенности родного края, множество разнообразных игр, может самостоятельно рассказать о сезонных изменениях, поведении животных и птиц осенью.

• умеет наблюдать за растениями, животными, самостоятельно организовывать знакомые игры,

• бережно и внимательно относиться к объектам растительного и животного мира, может под наблюдением взрослого ухаживать за растениями

Начало – 19% конец – 27%

Средний уровень :

• Ребенок с помощью педагога рассказывает о экологических особенностях родного края, знает много игр, может с небольшой помощью педагога рассказать о сезонных изменениях, поведении животных и птиц осенью.

• умеет наблюдать за растениями, животными, играет в знакомые игры, организованные педагогом.

• бережно и внимательно относиться к объектам растительного и животного мира, может (с небольшой помощью взрослого) ухаживать за растениями

Начало – 58% Конец – 71%

Низкий уровень:

• Ребенок испытывает трудности, рассказывая о экологических особенностях родного края, затрудняется назвать игры, может лишь со значительной помощью педагога рассказать о сезонных изменениях, поведении животных и птиц осенью.

• не любит и не умеет наблюдать за растениями, животными, не активно принимает участие в организованных педагогом играх.

• безразличен и равнодушен по отношению к объектам растительного и животного мира, может лишь со значительной помощью взрослого ухаживать за растениями

Начало - 23% Конец – 2%

Уровень компетенции родителей воспитанников

Родители проявили большое внимание к реализуемому проекту : активно участвовали и в составлении перспективного плана совместной деятельности, и в его реализации. Много положительных отзывов было после проведенного совместного мероприятия «». Повысился багаж педагогических знаний по данной теме. Родители проявили желание работать в данном направлении и дальше.

Содержание и структура педагогического проекта по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

№1.

Нормативно- правовая база.

Закон «Об образовании» Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

Давыдов В. В., Петровский В. А. и др. Концепция дошкольного воспитания.

Типовое положение о дошкольном учреждении.

Приказ Министерства образования и науки России №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2009г. № 03-436 «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования.

Устав ДОУ

Договор с родителями

№2. Информационно – методическое обеспечение.

1. Виноградова Н. Ф. Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Зверев И. Д. С любовью к природе. – М., 1978.

4. Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1983.

5. Касаткина Е. И. Экскурсии в природу. – Вологда, 1999.

6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989.

7. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. с. 567.

8. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для пед. училищ. / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.

9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 2002.

10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., 1998.

11. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. Пособие. М., 2001.

12. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.

13. Природа и дети: Методическое пособие / Авторы-сост. В. А. Магомедова, О. Н. Разбегина, Е. И. Касаткина, И. А. Королёва, О. Л. Лебедева; Под общей ред. Е. И. Касаткиной. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

14. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.

15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.

16. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М., 1999.

17. Типкина В. Ребёнок и природа. Радость общения с природой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №7.

18. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001

№3 Диагностический инструментарий

Список использованной литературы

1. Виноградова Н. Ф. Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Зверев И. Д. С любовью к природе. – М., 1978.

4. Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1983.

5. Касаткина Е. И. Экскурсии в природу. – Вологда, 1999.

6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989.

7. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. с. 567.

8. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для пед. училищ. / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.

9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 2002.

10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., 1998.

11. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. Пособие. М., 2001.

12. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.

13. Природа и дети: Методическое пособие / Авторы-сост. В. А. Магомедова, О. Н. Разбегина, Е. И. Касаткина, И. А. Королёва, О. Л. Лебедева; Под общей ред. Е. И. Касаткиной. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

14. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.

15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.

16. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М., 1999.

17. Типкина В. Ребёнок и природа. Радость общения с природой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №7.

18. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра, как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста» Дидактические игры — это вид.

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Инновационный педагогический опыт воспитателя Шуваловой А. Н. по теме: «Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного.

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра и упражнения как средство формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста Существует много средств воспитания звуковой культуры речи, дидактические игры являются одними из таких средств. Большие возможности дидактической.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольниковДидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольников Актуальность данной темы обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста» "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста". Стремление познавать окружающий мир присуще.

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей с общим недоразвитием речи» Каким будет новый век, во многом будет, зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей. У людей, живущих.

Проект-исследование «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей» Человек и природа… Никогда эта тема не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологической катастрофы нависла над человечеством,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 июня 2018 в 14:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бусова (УИ 407000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД