Морозова Елена
Конспект занятия «Русская народная сказка «Байка о щуке зубастой» (старшая группа)
1. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте, кто герои сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться на занятии :
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыба).
2. Пальчиковая гимнастика.
Речка – пальчиковое упражнение «Река»
Рыбка – пальчиковое упражнение «Рыбка»
Камни – пальчиковое упражнение «Камни»
Водоросли – пальчиковое упражнение «Водоросли»
Волны - пальчиковое упражнение «Волны».
ЖИЛ ДА БЫЛ ОДИН НАЛИМ
Жил да был один налим
(плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников).
Публикация «Конспект занятия „Русская народная сказка „Байка о щуке зубастой“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Два ерша дружили с ним.
(ладони раздвинуты, движения ладонями порознь).
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
(взмахи ладонями).
И учили их считать:
(Сжимать и разжимать кулачки).
Раз, два, три, четыре, пять
(загибать пальчики, начиная с большого).
3. Чтение русской народной сказки «Байка о щуке зубастой».
В ночь на Иванов день родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси! Лещи, окуни, ерши – все собрались глазеть не неё и дивовались такому чуду.
Вода той порой в Шексне всколыхалася; шёл паром через реку, да чуть не затопился, а красные девки гуляли по берегу, да все порассыпались. Экая щука родилась зубастая!
И стала она расти не по дням, а по часам: что день, то на вершок прибавится; и стала щука зубастая в Шексне похаживать да лещей, окуней подавливать: издали увидит леща, да и хвать его зубами – леща как не бывало, только косточки хрустят на зубах у щуки зубастой. Экая оказия случилась в Шексне!
Что делать лещам да окуням? Тошно приходится: щука всех приест, прикарнает.
Собралась вся мелкая рыбица, и стали думу думать, как извести щуку зубастую да такую торовастую. На совет пришел и Ёрш Ершович и так наскоро сказал :
- Полноте думу думать да голову ломать, полноте мозг портить; а вот послушайте, что я буду баять. Тошно нам всем теперь в Шексне: щука зубастая проходу не дает, всякую рыбу на зуб берёт! Не житье нам в Шексне, переберемся-ка лучше в мелкие речки жить – в Сизму, Коному да Славенку; там нас никто не тронет, и будем жить припеваючи да деток наживаючи.
И поднялись все ерши, лещи, окуни из Шексны в мелкие речки Сизму, Коному да Славенку.
По дороге, как шли, хитрый рыбарь многих их них ней братьи изловил на удочку и сварил забубённую ушицу, да тем, кажись, и заговелся.
С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Закинет рыбарь удочку в воду, да ничего не вытащит: когда - никогда попадётся стерлядка, да тем и ловле шабаш!
Вот вам и вся байка о щуке зубастой да такой торовастой. Много наделала плутовка хлопот в Шексне, да после и сама несдобровала: как не стало мелкой рыбицы, пошла хватать червячков и попалась сама на крючок.
Рыбарь сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная! Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, в рот не попало.
4. Игра «Один – много».
Река – реки
Щука – щуки
Лещ – лещи
Окунь – окуни
Ёрш – ерши
Хвост – хвосты
Голова – головы
Плавник – плавники
Рыбак – рыбаки
Удочка – удочки
5. Игра «Назови ласково».
Река – речка
Щука – щучка
Лещ – лещик
Окунь – окунёк
Ёрш – ёршик
Хвост – хвостик
Голова – головка
Плавник – плавничок
Рыбак – рыбачок
Уха – ушица
6. Игра «Сосчитай»
2 зубастые щуки, 5 зубастых щук.
2 быстрых окуня, 5 быстрых окуней.
2 колючих ерша, 5 колючих ершей.
2 щучьих хвоста, 5 щучьих хвостов.
2 хитрых рыбака, 5 хитрых рыбаков.
2 мелкие речки, 5 мелких речек.
7. Игра «Слова наоборот»
Голова – хвост
Друг – враг
Защита – нападение
Жизнь – смерть
Глубокий – мелкий
Хитрый – простодушный
Жирный – постный
Большой – маленький
Блестящий – матовый
Ловить – отпускать
Молчать – говорить
Глубоко – мелко
Много – мало
Быстро – медленно
8. Игра «Слова – друзья».
Рыбарь – рыбак
Шабаш – конец
Затопился – утонул
Красные девки – красивые девушки
Порассыпались – разбежались
Взголил – заговорил
Баять – говорить
9. Развитие общей моторики «Рыбка плавала в пруду».
Рыбка плавала в пруду,
Хвостиком виляла.
Корм глотала на ходу,
Ротик открывала.
Лягушонок мимо плыл,
Щёки раздувая.
Ножкой дрыгал влево – вправо,
Устали не зная.
Уж шуршал по камышам.
Камыши шумели.
И над всеми в небесах
Птицы звонко пели.
(движения по тексту).
10. Игра «Слова – родственники».
Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбица, рыбак, рыбный (суп).
Река, речка, реченька, речной.
11. Беседа по сказке «Байка о щуке зубастой».
Вопросы:
- В какой день родилась щука?
- Какая родилась щука?
- Как всколыхнулась вода в реке?
- Как росла щука?
- Что стала делать щука в реке?
- Что решила сделать мелкая рыбица?
- Что случилось с нею по дороге?
- Почему стало мало мелкой рыбы в реке Шексне?
- Что случилось со щукой зубастой?
12. Отгадывание загадок.
Крылья есть, да не летает
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
(рыба).
Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш).
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом).
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала.
(Щука).
Если пляшет поплавок,
Значит клюнул … (окунёк).
13. Знакомство детей с пословицами.
Карась сорвётся – щука навернётся.
Щуке дремать – рыбы не поймать.
Щука ушла, а зубы остались.
Как щука ни остра – не возьмёт ерша с хвоста.
14. Итог занятия.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
(Щуке дремать – рыбы не поймать).