Бельтюкова Галина
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка».
Задачи: Познакомить с картиной; воспитывать умение видеть и понимать картину; учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы.
Ход занятия: Дети рассматривают репродукцию картины. Воспитатель читает отрывок из произведения И. С. Тургенева «Лес и степь»;
Публикация «Рассматривание картины И, Левитана „Золотая осень, Слободка“» размещена в разделах
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
«А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья…»
- Что вы видите на картине? Какое время года изобразил художник?
- Сто вы видите на переднем плане картины?
- Какие деревья написал художник? Что можно о них рассказать? Какие они?
- Чем отличается яблонька от березки?
- Куда ведет дорога?
- На что похож огород на картине? Какой он?
- Что вы видите на дальнем плане картины?
- О чем еще хотел рассказать нам художник?
Пример беседы:
- Это маленькая деревня – слободка. Какие дома в слободке? Какие люди в них живут? Почему?
- Что изобразил художник на самом дольнем плане картины? Расскажите об этом.
- Как вы думаете, почему картина такая светлая? Какое настроение она у вас вызывает?
- Как бы вы назвали эту картину?
Рассказ воспитателя :
«Художник Левитан назвал эту свою картину «Золотая осень. Слободка». Перед нами скромный осенний пейзаж : небольшое село, крестьянские огороды, поле и лес. В России много таких пленительных уголков природы. В центре картины проселочная дорога, идущая от нас к слободке и дальше к лесу. Она похожа на домашнюю тканую дорожку, сделанную руками крестьян. Слева от дороги на небольшой ярко-зеленой лужайке растет стройная березка. Хочется подойти к ней и легонько погладить золотистые листочки. Из-за листьев не видно ни ветвей, ни белого ствола. Рядом с березкой растет другое дерево. Видимо, это яблонька. Ее светло-коричневая крона сливается с цветом соломенных крыш слободки. Слева, в углу картины, изображена совсем маленькая березка в таком же золотистом одеянии. Справа от дороги – деревянные дома, покрытые соломой. Все выглядит убого. Бедно и серо тут живут крестьяне.
Вдали за слободкой, на заднем плане – поле, а за ним чисто е небо, похожее на тонкий прозрачный ледок. Легкие лиловые облака чуть-чуть приметны, воздух прозрачен. День стоит солнечный, хотя солнца не видно. На картине преобладают мягкие, светлые, нежные тона. Спокойно и тихо. Природа словно уснула.
Рассказывая на тему пейзажной картин, дети не только называет то, что изображено, но и высказывают свое отношение к картине.
Тема: Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень. Слободка».
Задачи: Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине и придумывать к ней свое название; воспитывать умение подбирать эпитеты (прилагательные) для характеристики состояния природы.
Ход занятия: На мольберте репродукция картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Дети подбирают прилагательные к словам береза, яблонька, дорога, деревня, небо, краски, настроение. Внимание детей привлекается к картине. Они рассматривают картину под музыку П. Чайковского «Осенняя песнь» (цикл «Времена года»).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Родина»
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
- Чудесная музыка П. Чайковского образно передает настроение картины Левитана.
Я вам о ней рассказывала. Сегодня о картине будете рассказывать вы. С чего вы начнете свой рассказ?
- Какую часть картины вы опишите вначале? О чем расскажите потом? Чем закончите свой рассказ?
- Если бы это вы написали эту картину, как бы вы ее назвали?
Дети представляют свои рассказы. Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы или предлагает несколько вариантов. Наиболее интересные фразы из рассказов детей записываются и зачитываются детям вслух.
Тема: Рассматривание и описание картины И. Левитана «Весна. Март».
Задачи: Познакомить с картиной; развивать с помощью приема «вхождения в картину»; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для определения состояния погоды на картине.
Формировать умение описывать содержание, колорит и настроение картины; учить придерживать структуры описательного рассказа : начало, середина (ряд микротем, окончание; побуждать использовать в высказывании выразительные средства.
Ход занятия: На стенд выставляется репродукция картины и предлагается детям для рассматривания. В это время воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Баратынского:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурией живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
- Вы уже знакомы с автором этой картины, он написал картину «Осень. Слободка». Кто этот художник?
- Всмотритесь в картину, какие тона преобладают в ней? Почему, как вы думаете? Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
- Что художник изобразил на картине? О чем он хотел нам рассказать?
- Какое настроение, какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Какими словами можно сказать о снеге на картине, о небе, о деревьях, о солнце, о дне на улице, о погоде, о настроении картины?
- Дайте свое название картине?
Воспитатель предлагает детям по желанию попробовать «войти в картину и осмотреться». Затем рассказать всем, что они в картине увидели. Путешествие в картину можно совершить с 3 – 4 детьми. Во время рассказывания воспитатель отмечает в речи детей сложные синтаксические конструкции и побуждает к применению простых и односложных.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н. Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Воспитатель предлагает детям построить план своего рассказа : о чем они расскажут вначале, о чем потом и чем завершат свое описание на тему картины И. Левитана. Напоминаем детям о приеме «вхождения в картину», о том, что можно рассказать на тему картины от своего лица, когда сам как бы находишься в данном пейзаже. «Чтобы ты стал делать, если попал в картину?»
При рассказывании одним ребенком нужно обращать внимание других детей на выразительные средства, используемые рассказчиком.
На занятиях необходимо направлять детей на создание все более сложных и развернутых высказываний, иногда использовать вопросы, требующие обстоятельного ответа, причинно-следственного обоснования.
Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Зима».
Рассказывание на тему картины И. Шишкина «Зима».
Задачи: Познакомить с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа; учить подбирать определения; учить по - разном отвечать на один и тот же вопрос.
Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением; учить описывать свои чувства и настроение, вызываемые картиной; учить подбирать красочные выражения для описания.
Ход занятия: Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Послушайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?
- Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый).
- Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?
- Какой бывает лес зимой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный).
- Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница).
- А сейчас давайте посмотрим на картину художника Шишкина и послушаем музыку зимы.
Воспитатель читает отрывки из стихотворения о зиме, называя автора.
Ф. Тютчев
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
- Эту картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. О чем эта картина? Что изображено на картине? Какими нарисовал художник на картине снег, лес, небо?
- Какое название вы бы дали картине? Почему?
- Какие чувства вызывает она у вас?
- А теперь послушайте мой рассказ об этой картине :
«Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над головой светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец… Это снеговые тучи. В лесу становится сумрачней, тише, вот – вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется, колет щеки. Деревья, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег.
Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычайно белой и тихой природы».
- А как вы думаете, ребята, какие настроения в музыке зимы?
Звучит «Элегия» Ж. Массне.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» :
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Кто из вас любит зиму? Расскажите почему?
- Художник Иван Иванович Шишкин – автор этой картины – тоже любил зиму. Как вы думаете почему?
- О чем хотел рассказать художник?
- С чего вы начнете свой рассказ? О чем будете рассказывать дальше? Чем завершите рассказ?
Дети начинают рассказывать. Воспитатель оценивает каждый рассказ с точки зрения передачи идеи, художественного образа картины, связности и образности речи, проявление творческого начала при описании картины.
Возможно, после рассказывания провести рисование на ту же тему и составление рассказов уже по своим рисункам.