Филимонова Наталия Владимировна
Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;
2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
3. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
4. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Публикация «Рассматривание картины А, К, Саврасова „Грачи прилетели“, Составление описательного рассказа» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Развивающая среда: картина А. Саврасова "Грачи прилетели".
Презентация «Первоцветы»
В: "Ребята, угадайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить? А узнаете вы это когда отгадаете мою загадку:
Снег и лед на солнце тает,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна,
Значит к нам пришла? (Весна)
Правильно сегодня мы будем говорить о весне.
В: Подберите определения к слову ВЕСНА (какая)
ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.
В: Подберите слова – действия. Весна что делает?
Приходит, наступает, идёт.
Солнце весной что делает?
Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается.
В: "После долгой зимы просыпается под тёплыми солнечными лучами земля. Снег тает, и появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах тёплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими берёзами разносится радостный гомон".
"Ребята, посмотрите, как чудесно об этом рассказал художник А. К. Савраснов в своей картине "Грачи прилетели". (Показ картины)
Рассмотрите картину.
- Что изобразил художник на переднем плане картины?
- Что вы видите на заднем плане картины?
В: - Да, правильно, на дальнем плане нарисована небольшая деревня, и старая часовня.
В: - Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите? Что делают грачи, как вы думаете?
(Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой)
В: - Молодцы, как точно вы рассказали про грачей.
-строят новые гнёзда и ставят заплатки на старые;
- грач нашёл веточку у дерева и держит её в клюве;
- грачи радостно шумят и рассказывают друг другу новости;
- рассказывают о путешествии;
- строят гнезда, чтобы отложить яички и растить птенцов, а потом будут учить их летать;
В: "Ребята, а как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место?"
-они здесь родились;
-здесь красиво и тихо;
-это окраина села, видно несколько домов и белокаменную церковь;
-вдалеке лес, видна равнина.
В: "Какие деревья выбрали грачи?"
-старую берёзу, корявую.
В:"Почему?"
-она толстая;
-на ней много веток;
-гнездо не упадёт;
-когда листики распустятся, не будет видно гнезда.
В:"Ребята, посмотрите, а есть ли на картине солнце?"
-ДА!
В:"А как вы догадались?"
-солнце скрылось за облаками;
-оно не яркое, ленивое;
-облака нежно желтого цвета;
-на снегу видны тени от берёз;
-на улице тепло, снег тает под тёплыми лучами солнца;
-солнце то выглядывает, то опять прячется за облаками.
В:"Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно - весеннее небо?"
-покрыто голубовато-серыми тучами;
-низкое, грустное, холодное;
-лучи солнца освещают облака.
В:"Какие облака?"
-голубовато-серые;
-пушистые;
-задумчивые;
-прозрачные;
-немного хмурые.
В:"Ребята, каким вы видите снег?"
-потемневший;
-рыхлый;
-серый;
-холодный;
-мокрый;
-печальный;
-талый.
В:"Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?"
-холодно;
-радостно;
-чувствуется свежесть весны;
-хочется увидеть солнышко;
-печаль по уходящей зиме.
В:"Ребята, вам понравилась картина "Грачи прилетели?"
-ДА!
В: "Кто желает сочинить рассказ по этой картине? Надо рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о берёзах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, голосом передавая все интонации своего настроения" (дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название своим рассказам)
Физкультминутка
В: ребята представьте, что мы с вами попали на весеннюю поляну, где все весеннее.
В: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Н – р: день-весенний день.
(солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза, цветок, дни, месяц)
В: Конечно же, весной распускаются первые весенние цветы. А раз они первые, то их еще называют первоцветами. А теперь, ребята, посмотрим на экран. Вспомним их. И поиграем в игру «Раздели слова на слоги». Давайте определим количество слогов в названии первоцветов, с помощью хлопков.
А сейчас давайте их посчитаем.
Слайд-шоу «Первоцветы», идет показ слайдов первоцветов, дети должны сказать название цветка и поставить в нужном числе по образцу:
1 подснежник, 2 подснежника, 5 подснежников и т. д.
В: Давайте поиграем в игру «Что лишнее?». Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему?
Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга).
Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат).
Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью).
С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной).
В: Какие вы внимательные, молодцы.
Я сегодня утром пришла на работу, открыла окошко, чтобы проветрить и к нам заглянула Весна. Она передала вам подарок просила ухаживать за ним и поливать и понаблюдать что будет.