Галина Литвинова
Знакомство старших дошкольников с репродукцией картины И. Левитана «Березовая роща»
▼ Скачать + Заказать документы
История написания картины.
От начала написания картины до завершения великого предмета искусства прошли долгие 4 года. Автор «Березовой рощи» начинал работу над пейзажным произведением в Подмосковье. В то время Исаак Ильич Левитан проживал в загородной усадьбе Киселевых, которая называлась «Бабкино». Располагалась она неподалеку от речки Истры
Оканчивал же свою работу художник-пейзажист в небольшом приволжском городке Плесе.
Публикация «Знакомство старших дошкольников с репродукцией картины И, Левитана „Березовая роща“» размещена в разделах
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Левитан И.И., художник
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Именно туда он приезжал на протяжении последующих трех лет.
Природа города настолько вдохновляла Левитана, что он написал здесь множество своих известных полотен.
Именно плесская березовая роща стала тем самым местом, вдохновившим художника на создание шедевра русского искусства.
Находилась она неподалеку от местного городского кладбища при церкви. Окраину ту называли Пустынкой.
Композиционные основы и описание.
Каждый взрослый и дошкольник хотя бы однажды видел эту знаменитую картину, наполненную солнцем и красивым пейзажем.
Перед нами открываются следующие предметы и особенности:
• на картине роща наполнена игрой света и тени;
• тенистые места переплетаются с солнечными лужайками;
• березовые стволы укрываются в тени свежей листвы;
• рощу укрывает плотный слой густой травы.
Эффектности изображению добавляет выразительность фактуры, из-за чего создается впечатление сияющей лучезарности, оптимистичной энергетики, а в ушах незримо начинает играть спокойная музыка, завораживающая природными звуками и голосами обитателей отдаленного уголка России.
Художник специально создал блики, которые видел в реальности перед своими глазами, чтобы добавить полотну реалистичности за счет ярких переходов и оттеночных вибраций.
Это было присуще импрессионистской живописи того времени.
Для Левитана природа словно приближенный человек. Березки выступают не простыми местами концентрации света и цвета, а светолюбивыми, наполненными положительной энергией деревьями, стремящимися к солнцу.
Талантливым написанием был поражен и художник Борис Иогансон. Его удивляло, как такая миниатюрная работа отняла у «коллеги по цеху» 4 года, учитывая свежесть пейзажа. Рисунок выглядит действительно пленительно и свежо. Художник называл это произведение Левитана истинным коллекционным бриллиантом. При этом композиция проста.
В ней нет изысканности или четкого порядка. Лишь присмотревшись глубже и внимательнее, можно увидеть необыкновенность картины.
План и структура рассказа воспитателя о картине.
Прежде чем начать описывать картину «Березовая роща» Левитана, необходимо составить четкий план.
На чем стоит акцентировать внимание при рассказе:
1. Время года. Лето, как теплая пора, и березы, как неотъемлемая часть летнего пейзажа.
2. Символичность дерева и краткое описание картины.
3. Игра цвета и бликов.
4. На что вдохновляет рисунок, какой смысл заложен в него.
Вариант готового рассказа взрослого.
Любимейшая пора года, наполненная теплом — лето. В эту пору все наслаждаются беззаботностью и первозданной красотой природы. Проникнуться атмосферой, почувствовать единство со всем живым можно лишь в лесу.
Именно это и вдохновило Исаака Левитана на написание полотна «Березовая роща». Он часто бывал в отдаленном городке на окраине Плеса, где и увидел столь впечатлившую его живописную природную картину.
Под сенью деревьев каждый чувствует приятную прохладу и может наслаждаться солнечными лучами, играющими на стволах берез золотыми бликами.
Левитан словно переносит людей в солнечную рощу. Береза была выбрана художником неспроста. Он всегда любил именно русские пейзажи. А березка — это национальный символ. От картины исходит таинственный свет, а реалистичность изображения так и манит проникнуть внутрь полотна, чтобы прогуляться по роще. При просмотре остаются лишь приятные ощущения легкости, душевного тепла.
Для передачи красоты пейзажа художник не стал играть с цветами. Им были выбраны простые, лаконичные, максимально естественные оттенки зеленого, желтого. Несмотря на простоту цветовой палитры, создателю картины удалось воплотить в реальность эффект живой природы.
Посмотрев на изображение, хочется сразу отправиться в лес, чтобы насладиться единством с растениями, деревьями, густой травой, лесными обитателями, поняв истинный смысл жизни.