Наталья Рулёва
Тема по самообразованию. Накопление собственного педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в большинстве дошкольных организаций является труднореализуемой частью методической работы. Наработки педагогов часто носят разрозненный характер и подчас сложно выстроить все в определенном порядке. Особенно это чувствуется при подготовке к аттестации. Тем не менее, в ходе работы над самоанализом педагогам необходимо выявить положительный опыт работы, продемонстрировать высокие показатели своей деятельности. Поэтому свой педагогический опыт необходимо планомерно, целенаправленно создавать, прежде всего, по проблемам, определенным образовательной программой в перспективе на несколько лет.
Публикация «Тема по самообразованию, Накопление собственного педагогического опыта» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Сейчас стоит вспомнить о теме по самообразованию. Если тема выбрана наобум, то, скорее всего она так и останется темой на бумаге. Думаю, что именно правильный выбор темы по самообразованию дает возможность спланировать и реализовать все свои самые смелые замыслы!
В этой статье я предлагаю алгоритм создания собственного педагогического опыта.
Для начала, внимательно изучите годовые задачи ДОО и выберите для себя направление, в котором Вы хотите работать ( например: экология, театр или развитие речи). Теперь сформулируйте собственную тему. Можно сразу предположить на какой период вы берете тему в разработку, и разбить основную тему на части. Если вы выбрали, например, экологическое воспитание и планируете свою деятельность на три года, то темы на каждый год могут звучать так:
средняя группа – «Экология для малышей»,
старшая группа – «Экологические исследования и эксперименты»,
подготовительная к школе группа – «Экологические проекты».
(Понятно, что Ваша основная тема будет звучать более объемно, поясняя основной замысел, средства достижения и на кого рассчитана Ваша деятельность.)
На этом этапе необходим тесный контакт с методистом или старшим воспитателем, чтобы в годовом плане Организации отразить Вашу деятельность, запланировать открытые мероприятия, учесть возможность посещения курсов и т. д.
Теперь уже работа над темой включает в себя три взаимодействующих блока:
• определение теоретической основы решения поставленной задачи,
• создание условий (предметно – дидактического банка) для реализации плана,
• собственно практическая реализация плана.
Для построения теоретической основы своей деятельности необходимо выявить, что положительного уже наработано, какие материалы представлены в методической литературе и интернете, что уже было продуктивно использовано в работе самого педагога, выбрать курсы отвечающие запросу по теме.
Создание условий включает в себя сбор и классификацию различных материалов (создание предметно – дидактического банка, построение развивающей среды. Это включает в себя следующие мероприятия:
• изготовление и приобретение игр и пособий,
• создание картотек игр и пособий,
• создание картотеки речевых игр по теме,
• изготовление папок – передвижек, стендов,
• оформление тематического уголка в группе (мини – музей, лаборатория) и др.
Собственно практическая реализация носит многоуровневый характер. Назову несколько основных уровней проведения педагогической деятельности и пути распространения педагогического опыта.
1 уровень характеризуется непосредственно педагогической деятельностью с детьми. Эта деятельность включает в себя следующее:
• создание конспектов ориентированных на определенную группу детей,
• проведение ННОД в форме занятий, экскурсий, досуговых мероприятий и др. ,
• создание и реализация проектов по теме,
• организация выставок детских работ,
• итоговые выступления (концерт, театрализованные постановки,
• создание презентаций для детей,
• работа с родителями,
• мониторинг,
• сбор материалов отражающих опыт работы (фото, видео, аудио).
В течение года со стороны методиста или старшего воспитателя необходимо систематическое наблюдение за работой педагога, создающего свой педагогический опыт, с целью оказания помощи в анализе результатов педагогической деятельности и подборе материалов, отражающих опыт (аудио-, и видеозаписи, фотографии и пр.). Получив положительные результаты проделанной работы, следует определить оптимальные варианты представления деятельность педагога на уровне ДОО.
2 уровень – представление опыта на уровне ДОО. Это может быть:
• выступление на педсовете,
• представление практических материалов, конспектов, перспективных планов,
• показ отдельных приемов или системы работы,
• показ ННОД в форме открытого показательного мероприятия,
• творческий отчет,
• проведение семинаров – практикумов,
• создание презентаций для педагогов,
• персональные методические выставки в методическом кабинете ДО, и др.
Если педагогический опыт педагога несет в себе элементы инновационной деятельности, является актуальным и своевременным целесообразно представить его на районном методическом объединении.
3 уровень – представление опыта на РМО.
Чтобы донести информацию до целевой аудитории на этом уровне используются те же формы, что и на 2 уровне.