Вадим Харитонов
Работа по обобщению педагогического опыта «Игра как средство физического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аннотация.
В вводной части изложено научное обоснование игры, ее значение в физическом и психическом развитии ребенка. Отмечена большая ценность игровых заданий в общей подвижности детей, в работе различных групп мышц, их равномерном развитии.
В главе "Методика проведения подвижных игр" раскрыты методы и приемы проведения подвижных и народны игр, которыми я руководствуюсь в обучающем процессе. При решении программных задач в проведении подвижных игр учитываются индивидуальные особенности детей, состояние двигательных навыков и общий уровень их развития. Важным моментом является организация подвижных игр, использование разнообразных средств, вызывающих у детей желание играть, а также эмоциональный настрой взрослого и детей.
Публикация «Работа по обобщению педагогического опыта „Игра как средство физического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
В главе «Утренняя гимнастика игрового характера" изложено, как на основе определенных движений можно создать целый сюжет. В качестве гримера описана методика проведения утренней гимнастики игрового характера по теме "Самолеты ".
Глава " Игровое занятие" содержит перечень игровых мероприятий: подвижные игры, игры- эстафеты, игры аттракционы.
В главе "Сюжетно-игровое занятие" я раскрываю приоритетность сюжетно- игрового занятия, его интеграционную направленность. Приведен пример сюжетно-игрового занятия по теме "Космонавты", в содержании которого решаются воспитательные, учебные, оздоровительные задачи.
В главе "Применение игрового метода при обучении игре в баскетбол" сделано обоснование широкого применения игрового метода в обучении детей элементам баскетбола. Изложена методика поэтапного обучения детей приемам ловли. передачи, ведению и броску мяча в корзину. Отмечается целесообразность применения подвижных игр в сочетании с игровыми упражнениями, где каждый играющий действует за себя, а затем –подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка.
В заключительной части опыта работы перечислены основные задачи социально-эмоционального развития дошкольников, которые решаются при выполнении игровых заданий.
Вводная часть.
"Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются v ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. "
Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляются в детском саду на специальных занятиях с помощь упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях.
Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременном роботе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом - они играют большую роль во всестороннем развитии детей.
В подвижных играх дети не только бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц.
Игры имеют преимущество перед упражнениями, т. к. они наиболее доступны, понятны для детей дошкольного возраста в следствии близости игровых образов и сюжетов детского воображения, а также благодаря общественному началу; заключенному в них. Игра имеет большую воспитательно-образовательную силу, является сложным действием более высокого порядка, чем отдельные упражнении, лучшим средством воспитании личности ребенка. Игра ставит ребенка в такие условия, что его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.
Эта тесная связь физического и психического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувства уверенности и помогают занять должное место в коллективе. Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами. Большая роль в воспитании организованного поведения детей, волевых качеств, принадлежит правилам. Требования строгого соблюдения правил - бросать мяч с определенного расстояния, бежать после сигнала до условленного места, прыгать только на одной или двух ногах и пр. - учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности.
В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников ('Горелки", "Чей отряд быстрее построится"). Во многих подвижных играх дошкольников с мячами. обручами, скакалками и т. д. правила устанавливаются самими детьми игра "Классы").
Эти традиции имеют большую воспитательную ценность они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства.
В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве.
Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми. При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и др.
Методика проведения подвижных игр.
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает инструктор.
Усвоив общие задачи воспитания необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Необходимо в первые же дни работы проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития.
Инструктор должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка.
Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, инструктор обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнить движения, входящие в игру.
Воспитательное воздействие подвижных игр в большей мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки.
Всякая деятельность детей в особенности в подвижных играх, должна доставлять им радость как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний.
Равнодушие инструктора, вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются одной из причин спада интересы детей к подвижным играм.
Чтобы игры жили, возникали и проводились по инициативе самих детей, необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть. Регулируя взаимоотношения детей, инструктор должен; уметь предотвращать возможные конфликты, нежелательные поступки и всегда быть справедливым.
Необходимо научить детей играть в народные игры,для того, чтобы работа по проведению подвижных игр была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры должны быть предусмотрены в перспективном плане, а также в плане работы на каждый день.
Утренняя гимнастика игрового характера.
В неё могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности или 5-7 упражнений, имитационного характера: "гуси пьют воду"; "бабочки летают", "зайчики прыгают" и т. д. Можно создать целый сюжет на основе этих движений. В качестве примера можно предложить комплекс гимнастического характера
1. Ходьба друг за другом с выполнением различных заданий, бег 1,5-2 минуты, построение в колонны.
2. Упражнения общеразвивающего, типа
а) "Заводим моторы" - исходное положение: основная стойка. Руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Выполнять круговые вращения согнутыми руками в ускоренном темпе.
б) "Крутится пропеллер" - исходное положение: основная стойка. Руки опущены вниз, круговые движения прямыми. руками вперед-назад.
в) "Самолеты летят" - исходное положение: основная стойка, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Наклоны в стороны.
г) "Самолет идет на посадку" - исходное положение: основная стайка, руки в стороны. Присесть, рыки опустить вниз, коснуться ими пола, встать - руки в стороны
3. Дыхательные упражнения.
Игровое занятие.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
Сюжетно-игровое занятие.
Сюжетно-игровое занятие строится на условной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего характера. Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи и ознакомлению е окружающим. Приведем пример занятия. подобного вида "космонавты".
1. Вводная часть.
1. Построение, приветствие.
2. Ознакомление детей с темой занятия.
3. Ходьба друг за другом, ходьба на носках, пятках, внутренней стороне стопы.
4. Бег друг за другом, приставными шагами, спиной вперед, с изменением направления.
5. Общеразвивающие упражнения с веревкой.
2. Основная часть.
Круговая тренировка. Количество Станций – 4.
1.«Луноход» - передвижение на куске войлока с помощью веревки, переброшенной через блок.
2. "Центрифуга" - вращение на гимнастической скамейке, установленной на диске "Здоровье".
3. "Выход в космос" - прыжки в высоту с 3-4 шагов разбега с доставанием рукой различных предметов, подвешенных на определенной высоте.
4. "Пройди и не упади" - ходьба по гимнастическому ребру с сохранением равновесия.
5. Подвижная Угра "Космонавты".
3. Заключительная часть.
1. Упражнение на расслабление. Дыхательные упражнения.
2. Построение, подведение итогов занятия. Словесное поощрение отличившихся.
3. Организованный выход из зала.