Маргарита Игоревна Цуканова
Целостное описание педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование речевой активности детей дошкольного возраста в процессе сенсомоторного развития"
Структура целостного описания опыта работы
1. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX - начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Публикация «Целостное описание педагогического опыта» размещена в разделах
По мнению доктора медицинских наук, профессора М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие пальцев рук соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы: если же развитие движения пальцев отстает, задерживается и развитие речи.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
- Развивается память ребёнка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У ребёнка развивается воображение и фантазия.
- В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма (Е. М. Косинова).
Актуальность работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Но проанализировав методические рекомендации к программе «От рождения до школы», по которой работает ДОУ, я пришла к выводу, что в них не уделено должного внимания развитию мелкой моторики, оно представлено кратко и в самых общих чертах.
Таким образом, налицо противоречие: между признанием пальчиковых игр в качестве одного из вида деятельности для развития речи детей, и недостаточной систематизированностью материала, способствующего развитию движений рук детей дошкольного возраста.
2. Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики.
3. Данная педагогическая идея воплощается на протяжении трё х лет: с 2012 по 2015 год.
4. Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.
Возраст Содержание Технология
С 2 до 3 лет Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
Знакомим с пальчиками:
составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза);
согласованные действия двумя руками (домик, ворота)
С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию
С 3 до 4 лет Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе.
Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу.
Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении
С 4 до 5 лет Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.
Детям предложены игры с конструктором «Лего», Счетными палочками, мячами (большими и маленькими, игры-шнуровки, пазлы, пальчиковый театр из соленого теста. При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук
Воспитанники сопровождают игры речью, творчески подходят к выполнению заданий.
5. Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу развития речи дошкольников посредством игр, способствующих развитию мелкой моторики, пришла к выводу, что в традиционной системе речевого развития, определяемой программой дошкольного образования «От рождения до школы», по которой работает наше ДОУ, не уделено должного внимания развитию мелкой моторики.
Постоянно обновляющийся сенсомоторный уголок включает в себя:
-конструктор «Лего»;
-пальчиковый театр «Сказка на кончиках пальцев»;
-игры шнуровки;
-природный материал : шишки, жёлуди, фасоль, горох, гречка,семечки и многое другое;
-раскраски, трафареты;
-предметы широкого спектра использования (мячики, палочки, пирамидки, бумага и д. р);
Работа с дошкольниками строится на основе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Использовала в работе методические рекомендации А. Е. Белой, В. И. Мирясовой «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»; Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»; Е. Синицыной «Умные пальчики».
6. Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию ручной моторики детей, в подборе методов, приемов и средств. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к пальчиковым играм и упражнениям. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию моторики детей.
Технология опыта
1. Целью педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии детской речевой деятельности через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста.
2. Для достижения цели были обозначены задачи:
- Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.
- Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.
- Воспитание коммуникативных способностей в процессе общения дошкольников с взрослыми и сверстниками.
- Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием пальчиковых игр.
3. В своей работе по данному направлению использую следующие принципы.
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
• Последовательность – (от простого, к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:
-индивидуальные консультации;
-памятки «Пальчиковые игры» - родительские собрания;
-практическая деятельность, обогащение сенсомоторного уголка нетрадиционным оборудованием - изготовление пособий и игр для развития мелкой моторики рук. (Приложение 6).
4. В своей работе придерживаюсь методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.
Результативность
Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей младшего возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, успешнее начала развиваться речь, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что пальцы детей стали более подвижными и послушными, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Игровые задания для детей» (на начало и конец проводимого опыта)
Детям предлагалось поиграть с пособиями, которые давались поочерёдно, для более точного определения уровня развития ручной умелости детей.
На начало опытапо уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.
Таблица 2
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало года 4 ребенка (25%) 3 ребенка (19%) 9 детей (56%)
Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.
На основании результатов диагностики мы определили индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало и конец эксперимента, используя следующий график.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало опыта 4 ребенка (25%) 3 ребенка (19%) 9 детей (56%)
Конец опыта 6 детей (38%) 7 детей (43%) 3 ребенка (19%)
Количество детей с высоким уровнем развития мелких мышц руки увеличилось на 13%, детей со среднем уровнем – стало больше на 24%, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 56% до 19%.