Хуснутдинова Анна
Конспект занятия в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область Речевое развитие
Возрастная группа Старшая группа
Цель Близкое к тексту пересказывание сказки «"У страха глаза велики»
Задачи Образовательные: совершенствовать умение воспроизводить содержание сказки, выразительно передавать диалог героев, меняя тембровую окраску голоса, подбирать соответствующую интонацию. Учить заканчивать предложение, начатое взрослым.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Пересказ русской народной сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
Развивающие: развитие слухового восприятия детей входе слушания произведения, развитие памяти в ходе игровой деятельности, выполнении упражнений
Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
Дополнительные задачи Закрепить последовательность эпизодов в сказке с помощью игры
Словарная работа наперсток, колода, подпечье.
Планируемый результат Дети пересказали подробно, близко к тексту сказку
Материалы и оборудование иллюстрации, сундучок
№ Этапы,
продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Мотивировать детей на занятие вызвать интерес к предстоящей деятельности
Ребята, посмотрите какой сундучок, а что же в нем лежит, вы узнаете, отгадав загадку.
Не куст, а с листочками
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает. (Книга)
- Правильно! Это книга сказок
- Вы любите сказки? Почему?
– Вижу, что все любят!
Сюрпризный момент
Дети обратили внимание на педагога
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы Дети заинтересованно слушают педагога
2 Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации
Как вы думаете, почему именно книга сказок нам попалась сегодня на занятие?
Мы еще не знаем, что же интересного произошло?
Я предлагаю вам сначала ознакомиться с интересно историей.
Но сегодня у меня кроме книги есть еще и волшебный сундучок, в котором лежат сказочные персонажи. Я их буду выставлять, а вы будете называть из каких они сказок?
В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт маску бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт маску внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт маску курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт маску мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт маску зайчика).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребята, я напомню вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Вопросы к детям
Вопрос о решении проблемы
Отвечают на вопросы
дети внимательно слушают воспитателя, являются активными участниками.
2.2 Этап ознакомления с материалом внимательно слушать педагога и отвечать на его вопросы не перебивая друг друга
Давайте вспомним: что это за книга и про кого она.
Про бабушку - старушку, внучку- хохотушку, курочку- клохтушку, мышку-норушку и зайку
Куда они ходили и какие у них были вёдра? (У бабушки – большие, у внучки – поменьше, у курочки- с огурчик, у мышки- с напёрсточек)
Какие звери почудились героям сказки?
-А кого на самом деле испугались герои сказки?
-Скажите, сказка эта смешная или грустная?
-Смешная это сказка, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам и жалко и смешно героев. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет.
-Скажите, для чего все наши герои носили воду?
-Они поливали огород и сад.
-А что растёт в огороде?
-Капуста, и морковка, и репка.
-Наверно, потому там и зайчик сидел пришёл морковкой полакомиться. Кто первый испугался?
-Зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал?
-А кто почудился зайке?
Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.
Молодцы ребята! А теперь продолжаем работать
-Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку, а помощниками нам будут иллюстрации из сказки.
- Помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и предлагает рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.
Обращение к детям
Беседа по содержанию
Слушают педагога
Внимательно слушают педагога
Отвечают на вопросы
Дети знакомятся вспоминают начало произведения, задают вопросы, запоминают содержание сказки
2.3 Этап практического решения проблемы Овладение действиями способами решения проблемы
Воспитатель демонстрирует детям первую схему.
А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы помощники.
Посмотрите, большой кружок это бабушка.
Куда герои ходили каждый день? (За водой)
С чем они ходили за водой? (С ведрами)
Какие ведра были у бабушки, внучки,
курочки, мышки?
(большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)
показывают дети.
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение
Воспитатель демонстрирует вторую схему.
Откуда брала воду бабушка?. (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)
Если дети затрудняются,
воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом
поясняет, что колода
это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как кто.
Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не
свинячий.
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)
Почему они так названы? (Потому что каждый день носили воду)
В этот день водоносы донесли воду? (Нет)
Кто им помешал? (Зайка)
Где он сидел? (Под яблоней)
Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте покажем.
А под яблонькой зайка сидел. (ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)яблоньку качнул, яблочко хлоп и зайке в
лоб! (по лбу хлопают)
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
Что произошло с водоносами?
(Они побросали ведра и убежали домой)
Куда спряталась бабушка? (на лавку)
Куда спряталась внучка? (за бабушку)
Куда взлетела курочка? (на печку)
Куда спряталась мышка? (под печку)
Воспитатель демонстрирует очередную схему.
Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Почему медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)
Кто привиделся внучке? (волк, курочке? (лиса, мышке? (котище)
Воспитатель демонстрирует схему.
Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)
Как вы думаете, что он испытал? (Страх)
Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)
Какова концовка сказки? (У страха глаза велики : чего нет, и то видят)
Произносят хором.
Физминутка.
Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.
Покружитесь, покружитесь
в героев сказки
превратитесь!
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла
(еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка.
(бегут, смеются, пищат)
А за ними бегом
Курочка с ведром.
(бегом, кудахчет :ко-ко-ко)
Воды набрали и
Домой зашагали».
(спокойно идут)
(Подходят к озеру черпают воду из озера и идут по дорожке назад)
Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь
И в ребяток превратитесь
Вопросы к детям
Отвечают на вопросы
Предполагаемые ответы детей
У детей активизировались слова по теме занятия, закрепили последовательность эпизодов
3 Заключительный этап Подведение итогов игровой деятельности, формирование элементарных навыков самооценки Какие герои были в произведении?
А что мы делали, чтобы у нас получилось пересказать сказку подробно?
-Вы большие умницы и молодцы, я рада за вас что у вас все получилось!
Вопросы
Похвала Отвечают на вопросы педагога
анализируют свою деятельность Дети удовлетворены результатом своей деятельности.