Людмила Шкурина
Конспект занятия по художественной литературе «Крылатый, мохнатый да масленый»
▼ Скачать + Заказать документы
.
Тема: «Крылатый, мохнатый да масленный».
Конспект занятия по художественной литературе.
Воспитатель: Шкурина Л. Г.
МБДОУ д/с № 6 «Золушка»
Средняя группа
2013 г.
Познавательно-речевое направление.
Образовательная область: коммуникация.
Цель: помочь детям понять нравственный смысл этой мудрой и увлекательной сказки и полюбить её.
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе „Крылатый, мохнатый да масленый“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
* Образовательные: Учить понимать характер и поступки героев сказки;
- Определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки;
- Замечать и понимать образные выражения; отвечать на вопросы по содержанию; обогащать словарный запас детей;
- Упражнять детей в использовании средств интонационной речевой
Выразительности (силы голоса, интонации, ритма и темпа речи).
* Развивающие: Развивать навыки связной речи; мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу;
- Способствовать развитию интереса к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия; обеспечить развитие
творческих качеств детей;
* Воспитательные: Формировать интерес к устному народному творчеству (сказке);
- формировать представления о добре и зле;
- воспитывать доброжелательность;
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Словарная работа: «крылатый», «мохнатый», «масленый».
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; пересказ; разыгрывание сказок по ролям.
Демонстрационный материал: иллюстрации к р. н. с. «Крылатый, мохнатый да масленый»; мяч.
Форма проведения занятия : совместная деятельность.
Ход непосредственной-образовательной деятельности
Организационный момент, объявление темы:
Здравствуй, дружок!
Здравствуй, дружок!
Скорей становись со мною в кружок.
Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Солнцу привет!
Гостям всем привет!
В:Привет-это мы приветствуем наших гостей, желаем им здоровья, благополучия и удачи.
- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! (Звучит музыка. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица») :
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
(Дети садятся на стулья).
- Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков, которые учили добру,справедливости,трудолюбию и т. д.)
Проводится игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка»; Коза- «Коза-дереза»; Козленок- «Волк и семеро козлят»; Лошадь-«Зимовье зверей»; Поросенок - «Три поросенка»; Гусь - «Гуси лебеди»; Петух - «Заюшкина избушка»; Утка - «Гадкий утёнок»; Курица-«Курочка Ряба»; Мышь-«Дюймовочка»; Волк-«Теремок»; Медведь-«Маша и медведь»; Заяц-«Заяц - хваста»; Кошка-«Кошкин дом»; Лиса - «Снегурушка»; Кот-«Кот, петух и лиса»; Лиса-«Лисичка со скалочкой»; Лягушка-«Царевна-лягушка».
В:Чему учат сказки?
Д: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.
- Молодцы!
- Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка); «мохнатый», «масляный»? (ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатый, мохнатый да масляный».
Чтение художественной литературы.
Воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Чтение сказки сопровождается презентацией.
Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движений,
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:
- Как звали героев сказки?
- Как жили друзья в начале сказки?
- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)
-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).
- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
-Можно ли было поступить по другому? Если можно то как? (спросить 2-3 детей)
Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)
А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)
— Когда же, друзья мои, так бывает?
- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?
Д: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.
В: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).
-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?
Д: Воробья. Взаимовыручке, терпению,
Преданности и пониманию того,что каждый должен выполнять свою работу.
- Чем заканчивается сказка?
— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.
- Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).
Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»
Словесная игра «Чья работа?».
Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.
-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).
-А после ссоры (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).
-Что делала мышка до ссоры (дрова рубила).
-А после ссоры (обед варила да ошпарилась).
-Что делал воробей до ссоры (на охоту ходил).
-А после ссоры (дрова клевал да и клюв своротил).
-Молодцы!
Проводиться физминутка:
На водопой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках медленно двигаются вперед)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают,тихо идут вперёд)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”)
Дети садятся на стулья.
- Ребята, я предлагаю вам обыграть эту сказку. Но вначале мы сделаем массаж лица:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Брови выведу дугой, нос потрогаю рукой.
Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!
- Ребята, как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес : веселое или грустное?
-Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся).
- Почему вы думаете, что веселое?
Как вы думаете, что такое мимика (ответы детей)
Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения.
Если у вас веселое настроение, то вы, улыбаетесь, а если грустное то вы, грустите.
- А кто вышел навстречу блину?
Д. Лиса
- А какая лиса обычно в сказках?
Д. Хитрая.
- Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. (показывает 1 ребёнок)
Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса
облизывается.
- И лиса у него спрашивает: «Ты куда, блинок, бежишь?»
Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. (все дети)
- А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась?
Д. Он был удивлен (напуган).
- Покажите удивление (страх).
- А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими
вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи.
А они оказались невкусными.
- Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными?
Д. Мышка прыгает в горшок.
- А щи в горшке, какие: горячие или холодные?
Д. Горячие.
- Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у человека, если ему больно?
- А про воробья мы сказали, что он стал дрова на мелкие щепки ломать.
Что случилось с воробьем?
Д. Он свернул клюв.
- Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенёк и плачет. (показ детьми).
- Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно.
- Почему воробью стало стыдно? (потому что он позавидовал своим друзьям)
- Ребята, вы все молодцы!
- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)
- Чему научила вас эта сказка? (дружбе,взаимовыручке,доброте и преданности).
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!