МААМ-картинки

Семинар-практикум на РМО логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»

Айгуль Имашева
Семинар-практикум на РМО логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

НРМДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ».

Семинар- практикум на РМО логопедов

Подготовила: учитель- логопед Имашева А. Ж

«….дитя требует деятельности беспрестанно

и утомляется не деятельностью,

а ее однообразием и односторонностью»

СЛАЙД 1

Добрый день уважаемые коллеги!

Для начала немного теории, чтобы раскрыть актуальность моего выступления.

СЛАЙД 2

Публикация «Семинар-практикум на РМО логопедов „Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Итак, статус "Ребенок с ОВЗ" (ограниченными возможностями здоровья?

Несмотря на упоминание в названии чисто медицинской категории, относится прежде всего к образованию. И закреплен именно в законе об Образовании. Термин ОВЗ - подразумевает наличие у ребенка особых образовательных потребностей. Т. е. специальных программ и условий, которые необходимы ребенку.

СЛАЙД 3

Давайте вспомним дети с какими нарушениями относятся к группе людей со статусом ОВЗ:

1. Слабослышащие и глухие дети.

2. Слабовидящие и слепые дети;

3. Дети с тяжелым нарушением речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с расстройствами психического развития и аутизмом;

6. Умственно отсталые дети.

Как вы думаете, какая категория детей составляет самую многочисленную группу? Верно – до 60% от всех дошкольников с ОВЗ– сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

СЛАЙД 4

Мы с вами прекрасно знаем, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность.

СЛАЙД 5

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка с ОВЗ.

СЛАЙД 6

Поэтому помимо традиционных методов и приемов необходимо использовать современные технологии, к числу которых относятся здоровьесберегающие технологии, применительно к ДОУ педагогические здоровьесберегающие технологии.

СЛАЙД 7

Какие улучшения у детей происходят благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, вы видите на экране.

Особенно актуально применение данных технологий в условиях нашего климата. Погодные и климатические особенности диктуют и корректируют распорядок жизни и обучения. Большое количество дней с неблагоприятной погодой, невозможность долго и часто пребывать на улице приводят к тому, что большую часть дети находятся в стенах дошкольного заведения, что требует строить занятия так, чтобы дети не страдали гиподинамией, не утомлялись от малоподвижных занятий.

СЛАЙД 8

Давайте рассмотрим виды этих технологий :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционно-развивающие технологии.

Сегодня хочу предложить вашему вниманию отдельные приемы этих технологии, которые вы широко можете использовать в ходе педагогического взаимодействия с ребенком и др.

СЛАЙД 9

Для начала предлагаю вам зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза.

Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всей нашей встречи.

СЛАЙД 10

Как вы думаете, к какой группе технологий относится то, что мы с вами сейчас проделали? Верно к первой группе технологий. С нее и начнем.

СЛАЙД 11

Рассмотрим некоторые приемы.

СЛАЙД 12

1) Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех ее центров.

Мы с вами знаем, что правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Научив ребенка правильно распределять дыхание во время речи, мы тем самым снимаем негативные моменты : волнение, запинки в речи.

СЛАЙД 13

К дыхательным упражнениям есть определенные требования, соблюдая которые мы с вами вместе сейчас выполним упражнения:

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

СЛАЙД 14

Традиционные упражнения для правильного речевого выдоха вам уже знакомы:

Задувание на кончик языка (вертушки, мыльные пузыри, ватные шарики, карандаш)

Сдувание с кончика языка (ватного или бумажного шарика)

СЛАЙД 15

2) Следующий прием из группы технологий сохранения и стимулирования здоровья гимнастика для глаз.

Которую мы будем выполнять с использованием вот такого тренажера. По методике В. А Ковалева для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мыщц.

Инструкция:

1. С расстояния в 2-3 метра, глядя перед собой, постарайтесь одними глазами (точкой взора) проследить рисунок. Сделать это не двигая головой, выполнять только глазами.

2. Амплитуда движений глаз большая, скорость слежения средняя, для освоивших упражнения быстрый темп. Выполняем

СЛАЙД 16

А также если нет под рукой подобного тренажера можно использовать флажки, синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Во время физпаузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, берем флажок определенного цвета и предлагаем детям следить за тем, что мы будем рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Здесь подключается в работу цветотерапия.

Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

Красный цвет – используем для активизации физиологических процессов. Особенно рекомендуют носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера, потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

СЛАЙД 17

3) К этой же группе технологий относится и развитие мелкой моторики рук. А какая эта группа?

Приемы развития мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в педагогической практике. О влиянии мелкой моторики рук на речь вы все знаете.

СЛАЙД 18

Наряду с традиционными приемами в коррекционной педагогике можно использовать эффективные нетрадиционные методы.

Например пальчиковая игра «Колодец и птицы», с разучиванием по системе арттерапии С. Коротаевой.

СЛАЙД 19

Для лучшего запоминания детьми слов и последовательности действий, применяются зрительные ориентиры - картинки с изображением персонажей пальчиковой игры

Разучивание пальчиковой игры "Колодец и птицы".

Начинаем работу над пальчиковой игрой, выразительно проговаривая текст, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, проговаривая текст по желанию.

Вот колодец большой

Показать руками колодец - колечко (Исполняем текст густым и низким голосом, медленно)

С чистой, свежею водой

Кулачками--"ведёрками" - стучим друг о друга. (Интонирование в той же тональности).

Прилетели к нему птицы:

Руки-крылышки скрещены и порхают. (Интонация произнесения высокая, тонкая. Подвижно)

"Дай, колодец, нам напиться!"

Соединять в колечко все пальцы по очереди. (Имитировать голоса птиц, произносить строку в высоком регистре).

Пейте, милые сестрицы,

Показать руками колодец - колечко (Исполняем текст густым и низким голосом, медленно).

Хватит здесь для всех водицы

Кулачками--"ведрами" стучим друг о друга. (Интонирование в той же тональности).

Эти птицы воду пьют

Соединить в колечко 1 и 2 пальцы. (Интонация произнесения с назидательным оттенком. Темп неторопливый)

Эти - песенки поют!

1 и 3 палец смыкать и размыкать (разомкнутое колечко) очень подвижно. Руки держать над головой. (Интонация задорная, веселая. Темп быстрый.)

Эти птицы воду пьют,

Соединить в колечко 1 и 4 пальцы. (Интонация произнесения с назидательным оттенком. Темп неторопливый)

Эти - песенки поют!

1 и 5 палец смыкать и размыкать очень подвижно. Руки держать над головой. (Интонация задорная, веселая. Темп быстрый.)

Песни все свои пропели

Соединять все пальчики по очереди

Встрепенулись,

Одновременно распрямить все пальцы.

Полетели!

Скрестить кисти рук, тремолирующими движениями свободно "лететь" вверх.

Да и нам с тобой пора

Руки плавно развести в стороны вверх. (Интонировать несколько назидательно).

Вот и кончилась игра.

В самом конце фразы завести руки за спину.

СЛАЙД 20

2 этап. Усложнение пальчиковой игры. Распределение ролей между участниками, в результате чего игра превращается в настоящий пальчиково-речевой театр. Распределим роли:

СЛАЙД 21

3 этап. Добавляем к тексту звуки шумовых инструментов. Для развития слухового восприятия, детям предлагаем самим выбрать инструмент, в соответствии своей роли. Например, шуму летящих крыльев птиц соответствуют шуршалочки, а голосам птиц – бубенчики.

4 этап. Ритмодекломация текста под музыку польки «Янка» по ролям сначала без инструментов, потом – с инструментами, а на последнем этапе, проговаривая текст «про себя», исполняем произведение оркестром шумовых инструментов. Последовательность разучивания партий для игры в оркестре проходит незаметно для детей, ориентирует их на успешное исполнение произведения. А музицирование на шумовых инструментах даёт ребятам с ОВЗ возможность почувствовать себя настоящими музыкантами. По такой системе можно разучивать и другие пальчиковые игры с ритмодекломацией. и музыкальным сопровождением

-Вы здорово справились!

СЛАЙД 22

4. Переходим еще к одному приему, который позволит нам сохранить и стимулировать здоровье наших воспитанников - кинезиологические упражнения.

Данный прием относится к коррегирующей гимнастике и состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнения с элементами кинезиологии.

СЛАЙД 23

Упражнения «Как мы себя любим», «Плечо — пояс», «Локотки»

Звучит песня «Улыбка». На первый куплет выполняется упражнение «Как мы себя любим» : дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая — поверх правой и т. д. На припев выполняются упражнения «Плечо — пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот, «Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая — на правый, где также чередуются движения правой и левой рук.

Кинезиологическая П/г «Колечко»

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.

Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию тела. Когда работают оба полушария мозга, легче, проще узнать что-то новое!

1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

4. Правая рука указательный палец на нос, левая рука на правое ухо. Хлопок – поменяли положение рук.

СЛАЙД 24

2. Следующие виды технологий- Технологии обучения здоровому образу жизни : коммуникативные игры и различные виды массажа.

СЛАЙД 25

1) Коммуникативные навыки. Для чего нам нужно их развивать?

Основными приемами по формированию коммуникативных навыков в детском саду являются? - Коллективная работа на занятиях по аппликации, рисованию или лепке; игровая деятельность, где четко проговариваются правила игры; самостоятельные игры детей, в которых ребята учитывают свои собственные интересы и интересы сверстников.

Предлагаю несколько игр - упражнений, которые позволяют создать благоприятную атмосферу для развития коммуникативных навыков наших воспитанников.

«Потерялся ребенок». Инструкция: «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.

«Рисуем всей группой». Инструкция: «Сегодня мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

СЛАЙД 26

2) Взаимный массаж и самомассаж.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми можно использовать различные виды массажа и самомассажа

Давайте встанем в круг и представим, что мы пришли на весенний лужок.

Массаж спины

Мы пришли на луг, светит солнышко.

Солнышко ласковое и приятное (погладить плечики).

Ветерок ласкает наши щёчки (погладить щёчки).

Сильнее и сильнее дует ветерок (погладить спинку)

Вдруг закапал дождик (пальцами ударять по спинке).

Гром и молния (ребром ладони водить по спине).

СЛАЙД 27

К нетрадиционным видам самомассажа относятся : су-джок терапия и аурикулотерапия.

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек на кистях, оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие, активизируя защитные функций организма. Воздействуя на зоны коры головного мозга является отличной профилактикой речевых нарушений.

СЛАЙД 28

Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами. Сейчас мы выполним самомассаж рук с использованием «Су-Джок» массажеров. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

СЛАЙД 29

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин). Относится к точечному виду самомассажа. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Самомассажем ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются такие приё мы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не должно превышать 2 минут и проводить такой массаж можно 1 – 2 раза в день. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным. Давайте выполним одно из упражнений.

СЛАЙД 30

И третья группа технологий- коррекционно- развивающие

СЛАЙД 31

Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом. Выполняем упражнения и не забываем про правильное дыхание.

При помощи упражнений предлагаю вам прочесть заданный слог. А теперь сами напишите любой слог.

Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

СЛАЙД 32

3. Сейчас очень широко используются в работе педагогов проблемно- игровые ситуации, которые также можно отнести к группе коррекционно- развивающих технологий.

Давайте рассмотрим 1 игру, которую можно использовать в рамках любой лексической темы. Игра называется «5 волшебников» : это глаз, нос, рот, рука и ухо. Например тема: «Овощи»

СЛАЙД 33

Рассмотрите помидор: «Что о нём скажет каждый волшебник?» Например, волшебник глаз скажет, что он красный, волшебник нос скажет, что он вкусно пахнет, волшебник рот скажет какой он на вкус, волшебник рука скажет, что он твёрдый, а бывает и мягкий, волшебник ухо скажет, что он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит.

СЛАЙД 34

На этом у меня все, а вам желаю сохранять и стимулировать свое здоровье и здоровье ваших воспитанников! Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум на РМО логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 12:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум на РМО логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Имашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД