Марина Новик
Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Тема: Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС
Составила: социальный педагог МАДОУ № 1 Новик Марина Дмитриевна,
Горячий Ключ, Краснодарского края
«Образование – право каждого человека, имеющее
огромное значение и потенциал. На образовании строятся
принципы свободы, демократии и устойчивого развития»
Публикация «Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Понятие инклюзия означает процесс включения объекта в некую целостность.
Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня, или целый день, а полностью вовлечь особого ребенка в социум.
Инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение требует особых совместных усилий не только педагогов и родителей, но и работников органов управления образованием и социальной защиты.
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Федеральный Закон от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования. Именно инклюзивное образовательное пространство обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Организация инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями создания так называемой без барьерной среды, но, прежде всего, с проблемами социального характера. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ педагогов принять принципы инклюзивного образования, недостаток психолого-педагогических знаний и владения технологиями. Все это рождает множество вопросов, вызывает недоверие и критику самой идеи.
На современном этапе развития региональной системы образования одной из основных задач становится создания устойчивой, развивающейся, эффективно действующей региональной системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровью в рамках реализации ФГОС ДО в образовательных организациях. Создание такой системы можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции и социализации детей с ОВЗ в общество.
Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии всей образовательной системы, это предоставление детям с ОВЗ равных прав на воспитание и образование по типу «включения» их в условиях ДОО.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, (Согласно статье 55 пункт 3 Закона «Об образовании»).
Поэтому первым шагом при выявлении детей с проблемами в развитии усвоении образовательной программы ДОУ это сбор необходимых сведений, составление характеристик и работа с родителями по прохождению ПМПК.
Специалистами консилиума, на примере нашего МАДОУ, была проведена разъяснительная работа с родителями детей с трудностями усвоения общеобразовательной программы и особенностями в развитии, о необходимости создания особых образовательных условий для их ребенка и что организовать данные условия детский сад может только после подтверждения педагогических заключений специалистов ДОУ, территориальной ПМПК.
Родители с детьми были направленны на территориальную ПМПК со всем необходимым пакетом документов, успешно её прошли и предоставили
нам в МАДОУ заключения ПМПК, подтверждающее необходимость создания ребенку особых образовательных условий, на основании которого мы имеем право организовывать его обучение и воспитание согласно рекомендованному типу программ.
Результатом этого в МАДОУ с 01.07.2018 г. открыта группа кратковременного пребывания детей с ОВЗ.
2
«Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми»
В настоящее время нашу группу КП посещают 5 детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени (органическое поражение ЦНС, тяжёлые нарушения речи, расстройства аутистического спектра).
Основным вопросом является – возможность получения ребенком с особенностями в развитии, не только необходимого социального опыта, но и реализации в полной мере своих образовательных потребностей.
Инклюзия в ГКП происходит : за счет участия детей в общих мероприятиях сада и взаимопосещениях групп детьми.
В результате функционирования в дошкольном учреждении ГКП, будут происходить:
- расширение возможностей для получения образования детьми с ОВЗ;
- социализация детей с ОВЗ;
3
- формирование толерантного отношения навыков взаимодействия с людьми с ОВЗ в обществе;
- предоставление возможностей получения родителями детей с ОВЗ времени труда и отдыха;
- организация педагогической и психологической помощи и поддержки родителей детей с ОВЗ.
Согласно пункту 1.6. ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобразования от 17.10.2013 г.) каждый ребенок «в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т. ч. ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ)» имеет право на обеспечение равных возможностей для полноценного развития. Действующее законодательство позволяет обучение и воспитание детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях общего типа, т. е организация совместного обучения и воспитания здоровых детей и детей с ОВЗ.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на
4
детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Создавая особые условия для «особых» детей, мы должны не нарушать принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.
При включении детей с ОВЗ в образовательный процесс необходимы изменения во всей педагогической деятельности, создание новых форм, условий и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Такое обучение требует творческого вклада от каждого его участника – педагогов, родителей, детей, администрации.
Литература:
1. Гулидов П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П. В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
2. Инклюзивное образование в России. М. ,2011.
3. Инклюзивное образование : право, принципы, практика. М. ,2009.
4. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6.
5. Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.