Наталья Гоман
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЁК» Р. П. ЛИНЁВО
Итоговое задание по курсу
«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Подготовила:
Гоман Наталья Владимировна,
Воспитатель
2018 год
Пояснительная записка
Публикация «Итоговое задание по курсу „Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляют большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В последние годы растёт и число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н. Н. Малофеев, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко). Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты. Образование и социальная адаптации таких детей остаются практически неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне государственной политики.
Данный проект необходим, так как он задуман к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их родителям, потому что задачи, темы, содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.
В тоже время сам процесс включения детей с ОВЗ в образование оказывается очень сложным, как в организации, так и в содержательном компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования :
«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ст. 3, п. 27 ФЗ-273
- «Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» 181-ФЗ ст. 19 (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995г.)
- «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79
Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование и надеются на более широкие возможности общения их детей с их развивающимися сверстниками.
Цели семьи:
• Создание больших возможностей для развития адекватных образцов для подражания.
• Создание больших возможностей для развития и упражнения базовых навыков, например, коммуникативных.
• Создание больших возможностей для развития дружеских и других общественных отношений со сверстниками.
• Создание возможностей доступа к основной программе обучения.
• Создание доступа к многообразию способов обучения.
Возможность инклюзивного образования в ДОУ обусловлена :
• Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя -логопеда; музыкальный и физкультурный залы) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
• Положительным опытом реализации в детском саду разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.
• Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
• Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
Актуальность
Введение инклюзивного образование обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей, в частности. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
- взаимное уважение;
- терпимость;
- осознание себя частью общества;
- предоставление возможностей для развития навыков и талантов человека;
- взаимопомощь;
- возможность учиться друг у друга;
- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
В нашем детском саду есть дети с ОВЗ: ребёнок 5-ти лет с нарушением опорно- двигательного аппарата и глухой ребёнок 3-х лет. Для них в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей.
Ребенок – инвалид, воспитывающаяся в нашем детском саду (вялый верхний парез правой руки, 2 раза в неделю дополнительно занимается в центре реабилитации и развития. Данный центр находится на территории посёлка Линёво. По итогам наблюдения, диагностики и реабилитационно - образовательных мероприятий специалисты МКДОУ пришли к выводу, что девочка самостоятельная, активная: умеет себя обслуживать, активно играет с другими детьми. Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие) соответствуют возрастным особенностям. На занятиях воспитанница активно отвечает и выполняет задания воспитателей, она рисует, лепит, раскрашивает левой, здоровой рукой, при этом, активно помогает правой.
Иногда ей требуется помощь взрослых, в особо трудных ситуациях: снять тугую одежду, застегнуть замок и прочее. Исходя из изложенного, в МКДОУ создан индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка- инвалида и программа реабилитации. Кроме того, ведётся дневник наблюдений, где ежемесячно отмечаются особенности роста и развития ребёнка.
Воспитанница занесена в базу данных детского сада как ребёнок – инвалид. Издан приказ по сопровождению, назначен сопровождающий. Это педагог- психолог (Ясинская Елена Григорьевна). Коллектив детского сада состоит из 31 педагога основного состава и 1 совместителя. С ребёнком – инвалидом в 2018 – 2019 учебном году будут работать 5 педагогов: 2 воспитателя, педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. 100 % педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию.
Тем не менее, в детском саду создана команда из 6 человек: заведующий садом, методист, педагог- психолог, 2 логопеда, инструктор по физической культуре для внедрения в саду проекта инклюзивного образования. Так как на сегодняшний день к нам поступил глухой ребёнок во 2 мл. группу. Его родители тоже глухие и сейчас с ними проводится работа по оформлению инвалидности ребёнка. Поскольку работа для нас новая, нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении индивидуального маршрута развития ребёнка- инвалида, но и в том, как работать с такой категорией родителей, которые сами тоже воспитывались в специализированном интернате. Мы, конечно же, постоянно советуемся с нашим районным дефектологом.
Анализ организации обучения детей с ОВЗ доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.
Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство детского сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.
Детский сад разрабатывает и реализует свою рабочую программу.
В плане воспитательной работы для всех дошкольников (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Школа мяча», «Ритмика», «Рисуем и фантазируем».
В ходе реализации проекта планируется :
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки на кафедрах коррекционной педагогики НИПК и ПРО, а может быть, и других ВУЗов;
- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.
Цель проекта: Создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации.
Задачи :
• Обеспечить программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
• Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.
• Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
• Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов.
Ожидаемые результаты:
• стабильное функционирование ДОО;
• реализация конституционных прав детей с ОВЗ на воспитание и образование в соответствии с их возможностями;
• приведение в соответствие с требованиями ФГОС предметно- развивающей среды и материально- технической базы ДОО;
• повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах воспитания и образования детей с ОВЗ;
• динамика мотивации родителей (законных представителей) на взаимодействие и оказание им системы комплексной психолого – педагогической и социальной помощи, испытывающим трудности в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
В работе с семьё й:
• Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приёмам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
• Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
• Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Материально-техническое обеспечение:
- 13 групп, все групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
- 1 кабинет учителя-логопеда;
- 1 кабинет педагога-психолога;
- 1 медицинский кабинет;
- 1 спортивный зал;
- 1 музыкальный зал;
- 13 игровых площадок;
- 1 спортивная площадка.
Музыкальный зал:
- наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр театрализации,
- фонотека,
- нотный материал,
- библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию,
- костюмы.
Физкультурный зал:
- стандартное и нетрадиционное оборудование,
- мячи всех размеров,
- предметы для выполнения общеразвивающих упражнений (гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, тренажеры и др. ,
- музыкальный центр.
Кабинет учителя-логопеда:
- диагностический материал для обследования детей,
- программно-методический комплекс,
- учебные пособия и дидактический материал для развития речи и коррекционной работы,
- справочная и методическая литература по логопедии, дефектологии.
Кабинет педагога-психолога:
- диагностический материал для обследования,
- дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий,
- оборудование для релаксации и песко - терапии, стол для рисования на песке.
Групповые помещения:
- подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей,
- разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского сада,
- инвентарь и оборудование для физической активности детей.
Медицинский кабинет:
- весы медицинские,
- ростомер,
- динамометр ручной детский (до 10 кг, до 30 кг,
- таблица для определения остроты зрения,
- тонометр с детской манжеткой,
- материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе,
- фонендоскоп.
Кадровое обеспечение:
Наличие в ДОУ специалистов:
старшие воспитатели - 1
учителя - логопеды – 2
педагоги-психологи - 1
инструкторы по ФИЗО - 1
музыкальные работники – 2
Методическое обеспечение:
- Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.
- Успешно реализуются разные формы интеграции.
- Разработана система диагностики развития детей с ОВЗ.
- Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.
В работе с семьё й:
- Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
- Стойкое продвижение детей в развитии.
- Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.
В работе с педагогами:
- Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
- Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
- Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.
Этапы реализации проекта
I этап реализации проекта (организационный)
1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОУ для детей с ОВЗ
- выявить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ПМПК)
2. Провести анализ условий :
- материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании);
- кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);
- научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).
3. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствие с Законодательством РФ об инклюзивном образовании :
- разработать положение о работе с детьми с ОВЗ;
- скорректировать должностные обязанности персонала;
- разработать форму договора с родителями;
-разработать модели взаимодействия с детьми и родителями.
4. Разработать программно-методическое обеспечение
- разработать примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- сформировать пакет диагностических методик;
-разработать форму индивидуального образовательного маршрута.
5. Сформировать группу детей с разными возможностями
- заключить договоры с родителями;
- согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества;
-провести родительское собрание.
II этап реализации проекта (практический)
Создание специальных образовательных условий
1. Реализация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ :
- форма обучения – очная;
- режим – полный день;
- использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой;
- индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
Формы работы
• Беседы
• Анкетирование
• Консультирование
• Индивидуальные практикумы
- Изучение микро социальных условий воспитания
- Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию
- Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта
- Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания
- Социальная характеристика семьи
- Адекватность оценки состояния ребенка
- Степень инициативы в плане сотрудничества
- Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций
-Успехи и проблемы в развитии ребенка
Групповые формы:
• Консультации
• Семинары - практикумы
• Групповые собрания
• Клубы, тренинги
- Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приёмам коррекционной работы
- Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка
- Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических знаний и представлений
- Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку
- Навыки наблюдения за ребенком
- Развивающие игры в коррекционной работе
- Грамматика общения с детьми с ОВЗ
- Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги)
- Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы)
- Помоги себе сам (домашний логопед)
- Особенности психофизического развития детей
- Формирование познавательной активности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями
- Психология семейных отношений
- Готовность детей с ОВЗ к школе
Наглядные формы просвещения:
- Презентации
- Папки-передвижки
- Буклеты
- Памятки
- Информация на стенде
- Устный журнал (информация на сайте учреждения)
III этап реализации проекта (итоговый)
1. Алгоритм построения модели инклюзивного образования в детском саду «Огонёк» :
1 ЭТАП- Получение информации о ребенке, диагностика
2 ЭТАП- Формулирование основных проблем развития ребенка
3 ЭТАП- Выявление ресурсов развития ребенка
4 ЭТАП -Оценка «Зоны ближайшего развития» дошкольника с ОВЗ
5 ЭТАП- Постановка позитивной цели
6 ЭТАП -Выбор техник и средств, режим их использования
2. Модель образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ:
Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:
-структура среды,
-образовательная модель обучения и воспитания,
-функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.
Структура среды состоит из 3-х компонентов: предметно-развивающая, коррекционно-развивающая и коммуникативная.
• Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.
• Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т. е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
• Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.
Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.
Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Список литературы:
1. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
2. Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов.
3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 г.
4. ФГОС ДО, вступивший в силу 01.01.2014 г.
5. Макарова О. М., Михайловская В. В. «Формирование готовности педагогов ДОО к инклюзии детей с ЗПР» - Справочник педагога- психолога № 7,2015 г.
6. Мелёхина А. И. «Индивидуальный маршрут развития «особого» ребёнка». -Справочник педагога- психолога № 4,2011 г.
7. Потапова О. Е. «Инклюзивные практики в детском саду» - Методические рекомендации. Изд-во «Сфера», 2015 год.