Папки-передвижки

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Наталья Гоман
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЁК» Р. П. ЛИНЁВО

Итоговое задание по курсу

«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

Гоман Наталья Владимировна,

Воспитатель

2018 год

Пояснительная записка

Публикация «Итоговое задание по курсу „Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляют большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В последние годы растёт и число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н. Н. Малофеев, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко). Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты. Образование и социальная адаптации таких детей остаются практически неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне государственной политики.

Данный проект необходим, так как он задуман к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их родителям, потому что задачи, темы, содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

В тоже время сам процесс включения детей с ОВЗ в образование оказывается очень сложным, как в организации, так и в содержательном компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования :

«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ст. 3, п. 27 ФЗ-273

- «Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» 181-ФЗ ст. 19 (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995г.)

- «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79

Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование и надеются на более широкие возможности общения их детей с их развивающимися сверстниками.

Цели семьи:

• Создание больших возможностей для развития адекватных образцов для подражания.

• Создание больших возможностей для развития и упражнения базовых навыков, например, коммуникативных.

• Создание больших возможностей для развития дружеских и других общественных отношений со сверстниками.

• Создание возможностей доступа к основной программе обучения.

• Создание доступа к многообразию способов обучения.

Возможность инклюзивного образования в ДОУ обусловлена :

• Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя -логопеда; музыкальный и физкультурный залы) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.

• Положительным опытом реализации в детском саду разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.

• Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.

• Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Актуальность

Введение инклюзивного образование обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей, в частности. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

- взаимное уважение;

- терпимость;

- осознание себя частью общества;

- предоставление возможностей для развития навыков и талантов человека;

- взаимопомощь;

- возможность учиться друг у друга;

- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

В нашем детском саду есть дети с ОВЗ: ребёнок 5-ти лет с нарушением опорно- двигательного аппарата и глухой ребёнок 3-х лет. Для них в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей.

Ребенок – инвалид, воспитывающаяся в нашем детском саду (вялый верхний парез правой руки, 2 раза в неделю дополнительно занимается в центре реабилитации и развития. Данный центр находится на территории посёлка Линёво. По итогам наблюдения, диагностики и реабилитационно - образовательных мероприятий специалисты МКДОУ пришли к выводу, что девочка самостоятельная, активная: умеет себя обслуживать, активно играет с другими детьми. Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие) соответствуют возрастным особенностям. На занятиях воспитанница активно отвечает и выполняет задания воспитателей, она рисует, лепит, раскрашивает левой, здоровой рукой, при этом, активно помогает правой.

Иногда ей требуется помощь взрослых, в особо трудных ситуациях: снять тугую одежду, застегнуть замок и прочее. Исходя из изложенного, в МКДОУ создан индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка- инвалида и программа реабилитации. Кроме того, ведётся дневник наблюдений, где ежемесячно отмечаются особенности роста и развития ребёнка.

Воспитанница занесена в базу данных детского сада как ребёнок – инвалид. Издан приказ по сопровождению, назначен сопровождающий. Это педагог- психолог (Ясинская Елена Григорьевна). Коллектив детского сада состоит из 31 педагога основного состава и 1 совместителя. С ребёнком – инвалидом в 2018 – 2019 учебном году будут работать 5 педагогов: 2 воспитателя, педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. 100 % педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию.

Тем не менее, в детском саду создана команда из 6 человек: заведующий садом, методист, педагог- психолог, 2 логопеда, инструктор по физической культуре для внедрения в саду проекта инклюзивного образования. Так как на сегодняшний день к нам поступил глухой ребёнок во 2 мл. группу. Его родители тоже глухие и сейчас с ними проводится работа по оформлению инвалидности ребёнка. Поскольку работа для нас новая, нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении индивидуального маршрута развития ребёнка- инвалида, но и в том, как работать с такой категорией родителей, которые сами тоже воспитывались в специализированном интернате. Мы, конечно же, постоянно советуемся с нашим районным дефектологом.

Анализ организации обучения детей с ОВЗ доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.

Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство детского сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.

Детский сад разрабатывает и реализует свою рабочую программу.

В плане воспитательной работы для всех дошкольников (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Школа мяча», «Ритмика», «Рисуем и фантазируем».

В ходе реализации проекта планируется :

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки на кафедрах коррекционной педагогики НИПК и ПРО, а может быть, и других ВУЗов;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цель проекта: Создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации.

Задачи :

• Обеспечить программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.

• Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.

• Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

• Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты:

• стабильное функционирование ДОО;

реализация конституционных прав детей с ОВЗ на воспитание и образование в соответствии с их возможностями;

• приведение в соответствие с требованиями ФГОС предметно- развивающей среды и материально- технической базы ДОО;

• повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах воспитания и образования детей с ОВЗ;

• динамика мотивации родителей (законных представителей) на взаимодействие и оказание им системы комплексной психолого – педагогической и социальной помощи, испытывающим трудности в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

В работе с семьё й:

• Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.

• Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приёмам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

• Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.

• Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Материально-техническое обеспечение:

- 13 групп, все групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

- 1 кабинет учителя-логопеда;

- 1 кабинет педагога-психолога;

- 1 медицинский кабинет;

- 1 спортивный зал;

- 1 музыкальный зал;

- 13 игровых площадок;

- 1 спортивная площадка.

Музыкальный зал:

- наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр театрализации,

- фонотека,

- нотный материал,

- библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию,

- костюмы.

Физкультурный зал:

- стандартное и нетрадиционное оборудование,

- мячи всех размеров,

- предметы для выполнения общеразвивающих упражнений (гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, тренажеры и др. ,

- музыкальный центр.

Кабинет учителя-логопеда:

- диагностический материал для обследования детей,

- программно-методический комплекс,

- учебные пособия и дидактический материал для развития речи и коррекционной работы,

- справочная и методическая литература по логопедии, дефектологии.

Кабинет педагога-психолога:

- диагностический материал для обследования,

- дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий,

- оборудование для релаксации и песко - терапии, стол для рисования на песке.

Групповые помещения:

- подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей,

- разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского сада,

- инвентарь и оборудование для физической активности детей.

Медицинский кабинет:

- весы медицинские,

- ростомер,

- динамометр ручной детский (до 10 кг, до 30 кг,

- таблица для определения остроты зрения,

- тонометр с детской манжеткой,

- материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе,

- фонендоскоп.

Кадровое обеспечение:

Наличие в ДОУ специалистов:

старшие воспитатели - 1

учителя - логопеды – 2

педагоги-психологи - 1

инструкторы по ФИЗО - 1

музыкальные работники – 2

Методическое обеспечение:

- Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.

- Успешно реализуются разные формы интеграции.

- Разработана система диагностики развития детей с ОВЗ.

- Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.

В работе с семьё й:

- Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.

- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.

- Стойкое продвижение детей в развитии.

- Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

- Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.

- Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.

- Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.

Этапы реализации проекта

I этап реализации проекта (организационный)

1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОУ для детей с ОВЗ

- выявить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ПМПК)

2. Провести анализ условий :

- материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании);

- кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);

- научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

3. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствие с Законодательством РФ об инклюзивном образовании :

- разработать положение о работе с детьми с ОВЗ;

- скорректировать должностные обязанности персонала;

- разработать форму договора с родителями;

-разработать модели взаимодействия с детьми и родителями.

4. Разработать программно-методическое обеспечение

- разработать примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- сформировать пакет диагностических методик;

-разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

5. Сформировать группу детей с разными возможностями

- заключить договоры с родителями;

- согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества;

-провести родительское собрание.

II этап реализации проекта (практический)

Создание специальных образовательных условий

1. Реализация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ :

- форма обучения – очная;

- режим – полный день;

- использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой;

- индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

Формы работы

• Беседы

• Анкетирование

• Консультирование

• Индивидуальные практикумы

- Изучение микро социальных условий воспитания

- Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

- Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта

- Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания

- Социальная характеристика семьи

- Адекватность оценки состояния ребенка

- Степень инициативы в плане сотрудничества

- Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций

-Успехи и проблемы в развитии ребенка

Групповые формы:

• Консультации

• Семинары - практикумы

• Групповые собрания

• Клубы, тренинги

- Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приёмам коррекционной работы

- Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка

- Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических знаний и представлений

- Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку

- Навыки наблюдения за ребенком

- Развивающие игры в коррекционной работе

- Грамматика общения с детьми с ОВЗ

- Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги)

- Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы)

- Помоги себе сам (домашний логопед)

- Особенности психофизического развития детей

- Формирование познавательной активности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями

- Психология семейных отношений

- Готовность детей с ОВЗ к школе

Наглядные формы просвещения:

- Презентации

- Папки-передвижки

- Буклеты

- Памятки

- Информация на стенде

- Устный журнал (информация на сайте учреждения)

III этап реализации проекта (итоговый)

1. Алгоритм построения модели инклюзивного образования в детском саду «Огонёк» :

1 ЭТАП- Получение информации о ребенке, диагностика

2 ЭТАП- Формулирование основных проблем развития ребенка

3 ЭТАП- Выявление ресурсов развития ребенка

4 ЭТАП -Оценка «Зоны ближайшего развития» дошкольника с ОВЗ

5 ЭТАП- Постановка позитивной цели

6 ЭТАП -Выбор техник и средств, режим их использования

2. Модель образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ:

Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:

-структура среды,

-образовательная модель обучения и воспитания,

-функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.

Структура среды состоит из 3-х компонентов: предметно-развивающая, коррекционно-развивающая и коммуникативная.

• Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.

• Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т. е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.

• Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.

Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Список литературы:

1. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

2. Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов.

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 г.

4. ФГОС ДО, вступивший в силу 01.01.2014 г.

5. Макарова О. М., Михайловская В. В. «Формирование готовности педагогов ДОО к инклюзии детей с ЗПР» - Справочник педагога- психолога № 7,2015 г.

6. Мелёхина А. И. «Индивидуальный маршрут развития «особого» ребёнка». -Справочник педагога- психолога № 4,2011 г.

7. Потапова О. Е. «Инклюзивные практики в детском саду» - Методические рекомендации. Изд-во «Сфера», 2015 год.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Современное гуманистически ориентированное.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» МБДОУ Д/С № 5 Воспитатель Бондаренко.

Инклюзивное образование «Роль специалистов при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ» Инклюзивное образование. Роль специалистов при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ. Актуальность: В настоящее время в рамках реформы российского.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Семинар: «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания,.

Проектные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС Добрый день уважаемые коллеги! Мне бы хотелось поговорить о проектной технологии на наших уроках в рамках реализации ФГОС Слайд 2. В основе.

Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы Статистика последних лет показывает увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, слуха, речи, опорно.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях На сегодняшний день в системе инклюзивной практики российского образования происходят большие преобразования. Все изменения и вводимые новшества.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Этнокультурное образование воспитанников в рамках реализации ФГОС Мы живем в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем. В первую очередь это относится к нашему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 13:04
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гоман в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД