Светлана Моисеенко
Инклюзивное образование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современной педагогической науке и практике интеграция в образовании, иначе называемая «инклюзия», предполагает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями создаются наиболее благоприятные условия.
Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Публикация «Инклюзивное образование в ДОУ» размещена в разделах
Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.
Руководствуясь государственным стандартом, педагоги ставят перед собой следующие задачи:
• обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья;
• сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
• поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
В конце XIX века в книге Ф. Шольца «Недостатки в характере ребенка. Вторая золотая книжка» была выделена и описана группа детей, называемая их «беспокойными, трудными» детьми. По словам автора, подобный ребенок от других отличается тем, что подвижность у него распространяется большей частью на весь организм. Руки и ноги находятся в беспокойном произвольном движении, но данные движения эти дети выполняют не твердо и уверенно, а, напротив, они излишне «мечутся» во все стороны и своей неуклюжестью лишь осложняют дело. Таких детей, пишет автор, можно назвать «трепещущими», а болтливость не что иное, как перенесение мускулатурного беспокойства на область речи.
В детские сады пришли дети с синдром дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ, наша задача создать условия успешного обучения и воспитания таких детей. Была создана адаптивная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию.
Но, несмотря на все созданные условия, процесс адаптации проходил тяжело.
Сначала ребенок занимал позицию наблюдателя, присматривался к детям, в занятиях не участвовал, в детский сад приходил без желания, без интереса, почти всегда в плохом настроении. Установление эмоционального контакта проходило с затруднением, так как в общении ребенок не доброжелателен, закрыт. Педагогами был разработан индивидуальный маршрут развития, предполагающий постепенное включение ребенка с СДВГ в коллектив сверстников. Была проведена большая работа, но положительной динамики мы так и не увидели.
Воспитатели в работе с «особым» ребёнком, испытывали: чувство беспомощности, острую недостаточность знаний, эмоциональное истощение.
Пройдя обучение на курсах повышения квалификации, воспитатели положительно стали относятся к инклюзии, появилась уверенность в успехе! Совместно со специалистами дошкольного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, медсестра оздоровления и воспитатели, была разработана адаптированная образовательная программа.
Программа направлена на развитие личностного роста и развитие ребенка в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей, так же ориентирована на прививание ребенку ценностей и норм социальной жизни.
Воспитатели, специалисты и родители работали в команде.
Педагог-психолог проводит индивидуальные занятия. Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия, проводит комплекс артикуляционной гимнастики; дидактические упражнения.
Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой. С целью привития коммуникативных навыков, проводит с ребенком индивидуальные этюды на выражение эмоций, игры на расслабление мышц, на развитие пантомимических навыков и мимической выразительности.
Инструктор по физической культуре ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у ребенка. При проведении физкультурно-оздоровительной работы осуществляет индивидуальный подход к ребенку, определяет для него нагрузку.
Работа воспитателей носит комплексный характер: воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия, по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.
Развитие зрительного восприятия - учим очень быстро узнавать показанные предметы или картинки, дорисовать предмет.
Развитие тактильного восприятия - из «чудесного мешочка» достать все гладкие предметы, узнать предметы.
Развитие слухового восприятия - узнавать неречевые звуки, направление шума в пространстве: сзади, справа, слева, где смяли лист бумаги: над столом или под столом.
Развитие восприятия пространства - ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги.
Коррекция внимания - подвижные игры на переключение внимания.
Коррекция памяти - учим выполнять многоступенчатую инструкцию: «сначала положи кубики на полку, потом возьми цветные карандаши и нарисуй домик» (по настроению, уговоры).
Развитие конструирования - строим по образцу.
Для удерживания инструкций ребенком - подбираем доступные задания для ребенка.
Развитие понимания скрытого смысла - используем загадки.
Развитие обобщения - процесс обобщения производим на наглядном материале с помощью воспитателя.
Развитие мелкой моторики - копируем графические образцы (фигуры, узоры).
Развитие воображения - игры с тенью от предметов и пальцев рук.
Наряду со всеми мероприятиями, в работу включаем арт-терапию.
Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.
Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.
Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.
В работе с семьей главная задача, педагогическое просвещение родителей через родительские собрания, конференции, день открытых дверей, беседы, консультации индивидуальные памятки, фотографии, выставки детских работ, папки-передвижки.
Родители видят в поступках своих детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача. В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:
чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. Стараться не "замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий. Работа с детьми должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
Список литературы:
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998.
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М. ,2001.
3. Гаспарова Е. М. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание. -1990.-№ 4.
4. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / Т. В. Волосовец [и др. ] ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 143 с. : табл. - [Библиотека программы "От рождения до школы"].
5. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. –М. : Школа- Пресс, 2000.
6. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. М. :РАРОГЬ,1997.
7. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования : сборник / Моск. гор. психолого-пед. ун-т ; под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. – М. : Форум, 2012. – 207 с. : ил.
8. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. –М. ,1997.
9. Шольц Ф. Недостатки в характере ребенка или Вторая золотая Книжка. - Киев, 1983. – 5с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.
11. Филина Т. М. Проектирование модели инклюзивного образования в условиях дошкольной организации / Т. М. Филина, М. С. Захарова; [Электронный ресурс]. – URL :https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/05/22/proektirovanie-modeli-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v(16.02.2016).
12. Ушакова Е. В. Вариативные модели инклюзивного образования в детском саду [Электронный ресурс]https://www.myshared.ru/slide/641071/ (16.02.2016).
13. Эльконин Д. Б Психология игры. - М. : Педагогика 1978 -С. 287.