Елена Чепурина
Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Статистика последних лет показывает увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, слуха, речи, опорно - двигательного аппарата, задержка в развитии, психические проблемы и другие сочетанные дефекты. Неутешительные показатели возрастают с каждым годом, вместе с тем, в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях растет доля детей со сложной структурой нарушения развития.
Публикация «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы» размещена в разделах
Среди детей, воспитывающихся в нашем дошкольном учреждении 2 имеют лёгкую степень умственной отсталости; 9 детей с ЗПР различного генеза и структуры. Из них 6 детей имеют статус ребенок - инвалид. Как видно из диагностики, диапазон нарушений в развитии детей, обучающихся в нашем ДОУ велик: от детей с практически компенсированной задержкой до детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
Известно, что детям с зпр присущи нарушения процессов познавательной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления; отсутствие познавательного интереса, нарушение эмоционально - волевой сферы, быстрая истощаемость нервных процессов и низкий уровень соматического здоровья. Они бывают излишне обидчивыми, раздражительными, агрессивными, испытывают высокий уровень тревожности, неуверенность в себе. У этих детей часто возникают трудности в общении с окружающими взрослыми и сверстниками, отмечаются проблемы формирования нравственно - этических норм поведения.
Целью специального образования является «введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё». Решить эту задачу можно только при определённых условиях, а именно: при наличии системы коррекционно - развивающего пространства, в которой будут выделены специальные задачи, разделы содержания обучения и воспитания, определены методы, приёмы и средства обучения и воспитания, соответствующие специфическим особенностям психофизического развития детей с ОВЗ.
Как и чему обучать детей с проблемами интеллектуального развития в период стремительно изменяющихся социальных условий, мировой политики и экономики? Какие требования предъявляют к качеству образования детей данной категории Федеральные государственные образовательные стандарты? Какие требования в связи с введением ФГОС предъявляются к профессиональным качествам педагогов? Ответы на эти вопросы можно найти в широко обсуждаемом в педагогической среде проекте «Специального федерального государственного образовательного стандарта» для детей с ОВЗ. В этом документе определены основные направления коррекционной работы и отображены уровни оценивания результата школьного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:
• I уровень - цензовый. Он соответствует уровню образования здоровых сверстников;
• II и III уровни - нецензовые. Эти уровни отличаются от первого тем, что они изменены за счёт значительного редуцирования «академического» компонента. «Академический» компонент редуцирован за счёт расширения области развития жизненной компетенции ребенка (базовые навыки коммуникации, социально-бытовая ориентировка, т. е. активная жизнь в семье и социуме).
• Четвертый уровень отличается от всех других тем, что формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и предполагает разработку индивидуальной коррекционной программы для каждого ребенка.
Задача формирования жизненной компетенции и основные направления коррекционной работы актуальны для всех вариантов специальных федеральных государственных образовательных стандартов (СФГОС, при этом значение специальной помощи возрастает от первого варианта к четвертому. СФГОС предусматривают следующие направления коррекционной работы:
• Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми по различным вопросам.
• Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
• Овладение навыками коммуникации.
• Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
• Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
У детей с сохранным интеллектом в нормальной социальной ситуации все выше обозначенные представления, умения и навыки формируются естественным образом в процессе семейного воспитания. Но для детей с проблемами интеллектуального развития даже при благоприятных семейных условиях для формирования жизненной компетенции необходима комплексная психолого - педагогическая помощь.
МБДОУ д/с «Солнечный круг» работает по программам: основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под ред. С. Г. Шевченко, Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н. В. Нищевой.
Учитывая неоднородность дефектов детей с ОВЗ, педагоги разрабатывают модифицированные коррекционные программы, ориентированные на принципы дифференцированного и индивидуального подхода.
При организации коррекционно - развивающей работы необходим учёт принципов целостности педагогического процесса, т. е. интеграция ООД и НОД с целью усиления воспитательного компонента. Для этого в ДОУ реализуются профилактические программы: «Все цвета, кроме черного», «Полезные привычки» и «Полезные навыки». Они помогают формировать у детей представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, обществу, государству. Для коррекции психических отклонений, формирования навыков сотрудничества и взаимодействия широко используются тренинги межличностной коммуникации; методы арттерапии, регулярно проводятся коллективный творческий труд, праздники, что возможно благодаря частичной интеграции практикуемой в ДОУ. Воспитанники принимают активное участие в конкурсах различного уровня: районных, городских, всероссийских - Международный вокально - хореографический эстрадный конкурс «Дети рулят!»,районный конкурс творчества детей дошкольного возраста "Изумрудинка"; конкурс детских творческих работ «Весенние зарисовки»; городской конкурс декоративно-прикладного творчества с международным участием «весенний калейдоскоп» и др.
Традиционно на базе МБУ ДО Дом Детского Творчества Тагилстроевского района, МБУ ДО городской Дворец детского и юношеского творчества, Центральной городской библиотеки, музея изобразительных искусств, Реабилитационного центра «Радуга», «Островок надежды», МОУ СОШ № 66 планово проводятся различные спортивные и развлекательные мероприятия. Участие детей с ОВЗ в этих мероприятиях оказывает огромное влияние на развитие у них коммуникативных компетенций и на процесс социализации в целом, а так же на формирование общественного мнения относительно возможностей детей данной категории.
Необходимо отметить, что на базе ДОУ в этом году начала свою работу социальный проект по теме «Формирование жизненной компетенции в процессе реализации педагогических проектов у детей с ограниченными возможностями здоровья». Основные задачи проекта:
• развитие познавательной активности и жизненной компетенции воспитанников,
• формирование позитивных детско - родительских отношений,
• консолидация усилий всех участников педагогического процесса,
• повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе овладения прогрессивными педагогическими технологиями.
Социальный проект предполагает вовлечение педагогов, воспитанников и их родителей в сотрудничество в рамках творческих проектов: «Содружество», «Семья» и «Традиционные народные праздники». Трудно переоценить значимость содержания этих направлений, их влияние на нравственно - этическое воспитание детей с ОВЗ. Реализация этих проектов позволяет использовать прогрессивные педагогические технологии и интерактивные формы работы, которые способствуют развитию у детей универсальных учебных действий и жизненной компетенции, формировать ценностную ориентацию, воспитывать личностные качества, необходимые для социализации в обществе. Более того, организация проектной деятельности способствует реализации принципов системно - деятельностного подхода, где воспитанникам предоставляется широкая возможность для саморазвития и самовоспитания. Где нет принуждения и насилия, а есть сотрудничество, творчество и радость общения. Это интерактивные формы совместной деятельности со здоровыми сверстниками, социальными партнёрами, педагогами, родителями и взаимодействие с различными социальными институтами окружающего социума.
Практика показала, что при владении технологией проектной деятельности у педагога есть возможность реализовать принципы системно - деятельностного и личностно - ориентированного подхода, создать для каждого воспитанника ситуацию успеха, что благоприятно влияет на развитие познавательных процессов и коррекцию эмоционально - волевой сферы.
Экспериментальная работа показывает, что использование проектной деятельности в коррекции имеющихся недостатков развития у детей с зпр является эффективным средством. Как показывает диагностика, у дошкольников наблюдается заметная динамика в развитии познавательного интереса, творческих способностей, повышается мотивация к трудовой деятельности, ответственность, самостоятельность, формируются нравственные представления и навыки критического отношения к оценке результатов своего труда.
Отвечая на вопрос, «Какие требования предъявляют ФГОС к профессиональным качествам педагогов?», необходимо отметить, что одной из важных и самых сложных задач является изменение профессиональной позиции педагога. Сложность заключается в том, что далеко не каждый педагог способен выйти из так называемой зоны «профессионального комфорта», когда процесс идёт гладко, без особых усилий, привычным путём. Не сразу и далеко не каждый педагог может увидеть, а главное, признать, что привычные методы и приёмы во многом устарели и давно не отвечают современным педагогическим требованиям и социальному заказу.
В настоящее время определяющим фактором реформирования образовательной системы является модернизация образования, приоритетом которой выступает формирование личности дошкольника, в дальнейшем школьника. Ориентируясь на первоочередную задачу, то есть на развитие личности ребёнка, педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать психологические закономерности развития личности. (А с учётом перехода общеобразовательных учреждений на инклюзивное образование, каждый педагог общеобразовательного массового учреждения должен владеть знаниями не только возрастной, но и специальной психологии). Как показывает практика, сегодня педагогу недостаёт именно этих знаний. Поэтому при введении ФГОС необходимо каждому образовательному учреждению решать эту проблему. И это необходимо потому, что все требования ФГОС сконструированы именно с позиции закономерностей психофизического развития детей. Недостаток знаний в этой области будет препятствовать достаточному уровню понимания ФГОС и их грамотной реализации.
Литература:
1. Баряева Л. Б. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, ЦДК проф. Баряевой Л. Б., 2010 г.
2. Гаврилушкина О. В. «Программа для детей с нарушением интеллекта», Москва, «Дрофа», 2008 г.
3. Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»
4. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» :/ Под. ред. Е. А. Екжановой, Е. А Стребелевой - Москва, «Просвещение», 2003 г.
5. Программа обучения и воспитания в детском саду: Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., Москва, «Мозаика-Синтез», 2005 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
7. Шевченко С. Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» -Москва, Школьная пресса, 2003.