Елена Варламова
Характеристика подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы:
подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры- забавы. Вторая группа- спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
Публикация «Характеристика подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные п / и, а также простейшие игры без сюжета, таки как ловишки и игры-забавы.
Бессюжетные игры с элементами соревнований, эстафеты игры с предметами еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с малышами широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, водитель, средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц). Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом прыгают, как зайчики, в третьем им нужно влезть на лесенку, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинения которым обязательно для всех. Сюжетные игры в основном коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25) и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, мал кубик, ползание, подлезание.
Все эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач. Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, в определенную цель, лазание по гимнастической лестнице.
Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают условия для их выполнения, а, наоборот еще больше затрудняют детей. В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению, путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимание. В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли, их чаще всего выполняет воспитатель.
Бессюжетные игры. Бессюжетные игры, типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным, в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, также как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге, в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старших дошкольникам.
Поскольку правила требует от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.
В основе таких игр лежит выполнение определенных заданий в соответствии с простейшими правилами. Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «догони меня» «догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научаться ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну стороны, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило- двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве.
В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, школа мяча) дети выполняют более сложные движения: метания, прокатывания, бросание и ловля. Дети данного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «прокати мяч», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь, в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами, у них развивается глазомер, координация движений, ловкость.
Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике игра и упражнения на одинаковы. Упражнения представляем собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в воротца»). Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры («По мостику», «Через ручеек»). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более точному их выполнению. В игровых упражнениях в отличии от п / и более определенно выступают задачи прямого обучения.
Игры – забавы. В работе с детьми используется и так называемые игры- забавы, аттракционы. Они проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; ударить по мячу ногой, и т. п.) такие задания выполняют дети старшего возраста, а основная масса детей является зрителями. Игры- забавы на вечерах досуга – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.