Меньшикова Людмила Викторовна
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать музыкально-художественную деятельность, вкусы и потребности детей старшего дошкольного возраста. Восприятие — это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. д., действующих в данный момент на органы чувств. В основе восприятия искусства лежит существующий эстетический объект — художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение, которое и пробуждает художественно-эстетические чувства. Музыкальное восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (гармонию их форму, световую гамму, красоту музыкальных звуков и т. д., способность различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, совершенное и примитивное.
Публикация «Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
Существует четыре вида музыкального восприятия :
Целостность. Музыкальное произведение воспринимается ребенком, прежде всего как целое - мелодия, гармония, ритм, тембр.
Эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Дети старшего дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека.
Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается.
Образность. Воспринимая музыкальное произведение, ребенок старшего дошкольного возраста создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах.
Музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста развивается во всех видах музыкальной деятельности детей : пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т. д.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир восприятия музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театральной деятельностью. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его художественный вкус, музыкальную эрудицию и музыкальное восприятие. Он не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой. Музыкальное восприятие, эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Здесь важно показать ребенку способы пользования выразительными средствами (голос, движение, музицирование) для создания музыкально-художественной деятельности. Он не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.
Стадии музыкального восприятия у детей :
Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, смутностью, нерасчлененностью впечатлений. Дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению. Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Задача педагога здесь — помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.
Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. Это обстоятельство педагоги должны учитывать при организации восприятия музыки дошкольниками, например, музыкальное произведение, которое дети уже слушали, можно посвятить еще одно-два занятия. Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием.
Третья стадия — это восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально - слуховыми представлениями, это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по - своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. На таких занятиях нужно дать детям возможность проявить элементы творчества в процессе слушания уже знакомых музыкальных произведений. Одной из эффективных форм повторения пройденного являются музыкальные викторины, игры типа «музыкальных загадок» и т. д.
Задачи в области музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста :
— слушания — интерпретации: обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;
- накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;
- обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;
- развитие умений творчески интерпретировать музыку разными средствами художественной выразительности.
Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее — это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на ребенка старшего дошкольного возраста, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей.
Пяти - шестилетним детям особенно нравится импровизировать в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, сочинять оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемый текст; соединять движения в танец; создавать небольшие оркестровки. В музыкальных играх и хороводах они выступают сочинителями сюжетов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.
Старшему дошкольному возрасту свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки.
У детей появляется направленность на результат, на создание выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия старших дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
Прекрасные дети на всей этой планете!
СПАСИБО УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ ЗА ВНИМАНИЕ!