Екатерина Семенова
Конспект занятия «Дымковская игрушка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Дымковская игрушка» (средняя группа)
Цель: Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, про-водя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия „Дымковская игрушка“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии)
• Продолжать обучать особенностям росписи игрушек, колорите, основным элементам узора
• Учить эмоционально воспринимать поэтическое слово
Воспитывающие:
• Воспитывать любовь к художественному слову
• Воспитывать любовь и уважение к труду народных художников, эстетического отношения к их изделиям
Развивающие:
• Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора
• Развивать словарный запас (мастерская, подмастерья, элементы, узор, роспись)
• Развивать память, мышление
• Развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность
• Развивать художественное творчество
Материалы и оборудование к занятию :
краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий, презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.
Ход занятия
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
-Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
(дымковская игрушка)
-Из какого материала они сделаны?
-Какое настроение создают эти игрушки?
-Посмотрите, какой у меня наряд (яркий, красивый, необычный и т. д.)
- Как вы думаете, какие мастера мне помогли его так украсить? (дымковские мастера)
-как вы догадались? (Ответы детей)
Ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вы любите путешествовать? Я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят).
- А теперь подойдите ко мне поближе, посмотрите, и догадайтесь, куда вы попали!
Слайд с изображением села Дымково.
- А попали мы в село Дымково!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
-Ребята, а чем же оно прославилось (интересно, замечательно?
- В давние времена жители этого села, от мала до велика, долгими зимними вечерами собирались все вместе и лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в игрушках. На весеннем празднике Вятской Свистуньи дымковские игрушки продавались на ярмарке.
-А кто скажет, что такое ярмарка?
(купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Место гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.)
-Давайте посмотрим, какие игрушки дымковские мастера готовили на ярмарку:
Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
(Т. А. Маврина)
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
- Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.
Слайд с изображением деревенского домика и старичка.
- Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.
- Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.
(физкультминутка)
В деревню мы старинную
Идем, дорой длинною
Идем дорогой трудною, дорогою крутой!
Перед нами дом большой
И красивый-то, какой
Кто же в доме том живет?
Кто нам двери отопрет?
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Слайд с образцами цветов дымковской росписи.
- Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т. д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.
Слайд с элементами дымковской росписи.
- У нас есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.
- Садитесь удобнее, начинаем работу.
Держите спину ровно, закатайте рукава.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.
- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
- Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?
- А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!
- Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.
- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в садик. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка).