Лучший педагог года

Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы «Весна». (2 класс)

Ирина Муравьёва
Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы «Весна». (2 класс)
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Коррекционно-развивающие

Развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;

Формирование сложных форм фонематического анализа;

Развитие внимания (слухового и зрительного);

Развитие зрительного гнозиса;

Обогащение и активизация лексического запаса по теме «Весна».

Коррекционно-обучающие

Повторение правила обозначения мягкости согласных гласными II-ого ряда и буквой Ь.

Воспитательные

Публикация «Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы „Весна“, (2 класс)» размещена в разделах

Формирование умения планировать учебную деятельность;

Формирование умения выделять главное в учебном материале;

Формирование умения работать в определенном темпе;

Формирование умения работать в группе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, карточки, ручки, красный и синий карандаши, конверты (2, посылка, мел (синий, красный, медиаоборудование.

План логопедического занятия

I. Организационный момент. Развитие временных представлений.

II. Сообщение логопедической темы: «Дифференциация звуков Б-П».

III. Особенности артикуляции звуков Б-П. Обозначение звуков буквами.

IV. Дифференциация звуков [П]- [Б] изолированно и в слогах.

1. Подготовительные к дифференциации звуков упражнения.

2. Игра на восприятие изолированных звуков.

3. Упражнения на выделение звуков [Б]- [П] в слогах.

V. Введение в лексическую тему: «Весна».

1. Игра в «Разведчиков» (нахождение местоположения новых звуков в словах).

2. Физкультминутка.

3. Инсценировка. Повышение мотивации к работе.

4. Дифференциация П-Б в словах.

5. Дифференциация в словосочетаниях.

6. Чтение и отгадывание загадки

7. Повторение правил обозначения мягкости согласных при помощи гласных II ряда (Я, Ё,Ю,Е,И) и буквой Ь.

VI. Подведение итогов занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Присаживайтесь. Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня мы будем работать вместе, и я надеюсь, что у нас всё получится.

- Откройте тетради. Напомните мне сегодняшнее число, месяц.

- Запишите в тетради число и месяц.

- А к какому времени года относится февраль? Какое время года перед зимой? Какое после? Какое время года стоит между весной и осенью?

II. Сообщение логопедической темы.

- Мы вспомнили с вами все четыре времени года. А теперь посмотрите на экран. Назовите предметы изображённые на этих картинках.

(Подснежники, птицы)

- Какой первый звук в этих словах? (П)

- Правильно звук [П].

- А что изображено на этих картинках?

(Бабочка, бутон)

- Назовите первый звук в этих словах. (Б)

- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [П - Б].

(ФОН)

III. Уточнение артикуляции звуков [П - Б], связи звука и буквы.

1. - «Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи…» как же произносятся эти звуки?

- Возьмите каждый своё зеркальце, произнесите звук [П] и посмотрите как работают ваши губы, зубы, язык?

- Что участвует в произнесении звука [П]? (Губы.)

- Правильно, губы.

- Поднесите к гудам ладошку, произнесите [П]. Что вы ощущаете? (Тёплый воздух.)

- Как выходит струя воздуха? (Резко.)

- Правильно, воздух выходит резко и «взрывает» сомкнутые губы!

- Посмотрите в зеркальце, произнесите [Б].

- Что работает? (Губы.)

- Снова губы.

- Поднесите ладонь ко рту, произнесите [Б].

- Губы тоже взрываются? (Да)

- Похожи эти звуки по произношению? (Да)

- А почему же мы слышим разные звуки? ([П] – глухой, [Б] – звонкий)

- Как же вы определили, какой из этих звуков глухой, а какой звонкий?

- Поднесите ладонь к горлышку. Произнесите звук [П]. Что-то почувствовали? (Нет)

- Произнесите звук [Б]. А теперь что-то чувствуете?

- Колокольчик зазвенел! Это работают голосовые связки. Образуется голос.

- Значит какой можно сделать вывод? Звук [Б] произносится с … (голосом). Поэтому он какой? (Звонкий).

- Звук [П] произносится без голоса (тактильная проверка) – нет колокольчика. Значит он какой? (Глухой).

2. - Возьмите ручки, на новой строке запишите строчную букву Бэ, оставьте промежуток, запишите букву Пэ.

IV. Дифференциация звуков [Б] - [П] изолированно и в слогах.

1. - Давайте немного отдохнём и поиграем в «самого внимательного».

- Встаньте пожалуйста. Положите руки на живот. Делаем глубокий вдох, надуваем «пузырь». Задержали дыхание – выдох медленный (2 раза).

- Приготовьте ладошки. Я буду называть разные звуки. Вы, как только услышите звук [Б], хлопайте в ладоши.

- Слушайте внимательно: Н, З, С, Б; Ч, К, Л, П, Б; В, Р, Б, Ф, Щ,П.

- Молодцы! Все внимательные!

2. - На какой звук вы хлопали? ([Б])

- Вот он этот звук.

(СЛАЙД)

- Я буду добавлять к звуку [Б] гласный, а вы хором произносите получившийся слог.

(ПРЯМЫЕ СЛОГИ)

- Заменим звук [Б] на [П]. Прочитайте получившиеся слоги.

- Теперь будем читать обратные слоги со звонким согласным [Б].

(СЛАЙД)

- Поменяем звук.

- Произнесите слоги.

- Произнесите по очереди звукосочетания. Начинает…

(СЛАЙД)

- То же со звуком [П].

3. – А теперь я проверю, как вы умеете запоминать.

- Я произнесу цепочку слогов, вы её запомните и повторите хором.

БА – ПА – БА

- Молодцы! Хорошо запоминаете!

- Следующую цепочку запомнит и повторит левый ряд.

ПУ – БУ – ПУ

(Дальше по рядам: БУ – ПУ – БУ; БА – ПА – БА – ПА; ПА – БА – БА – ПА; ПУ – БУ – БУ – ПУ; БУ – ПУ – ПУ – БУ.)

V. Знакомство с лексической темой «Весна».

1. – А теперь поработаем в тетрадях.

- Будем играть в разведчиков и шифровать слова с буквами Пэ и Бэ, цифрой указывая их место в слове.

- Например, какую букву вы будете писать в слове парта Пэ или Бэ? (Пэ)

- Какая она по счёту?

- В ваших тетрадях появится вот такая запись.

(СЛАЙД)

(Опушка, собака – разбор, запись на слайде П2,Б3.)

- Эти слова – шифры записывать не надо.

- После каждого зашифрованного слова ставьте запятую.

- Первое слово половодье. Вам знакомо это слово? (Реки переполняются водой от растаявшего снега, происходит разлив реки.)

- Когда бывает половодье?

- Следующее слово апрель, облака, купавы, яблоня, почки.

-, прочитай свою запись. Все следите.

П1, П2, Б2, П3, Б2, П1.

- У всех так же?

- Вспомните слова, которые вы шифровали. (Перечисляют).

- О каком времени года они вам напомнили? (О весне).

- Вы соскучились по весне, по тёплым и солнечным денькам? (Да).

- Назовите признаки весны. (+ птицы).

2. -Давайте отдохнём! Вставайте!

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь –

Кап-кап-кап-кап.

Щелкают пальцами рук.

И по лужам ты идешь

Так-так-так-так.

Притопывают.

Ветер шелестит листвой –

Ш-ш-ш-ш

Потирают ладонь о ладонь.

Спрятал кудри под травой

Тш-тш-тш-тш.

Потирают ладонями о колени.

Дождь сильнее застучал –

Тук-тук-тук-тук.

Стучат указательными пальцами

одной руки о ладонь другой.

Скоро ливнем дождик стал –

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

Хлопают в ладоши.

3. – Красавица Весна по вам тоже соскучилась и передала для вас подарки. Они находятся во в этой посылке. Я ее сейчас открою и посмотрю, что же там такое.

- Ой ни как не получается открыть! В чем же дело?

Помощник:

- Вам передали телеграмму.

- От кого?

- От госпожи Зимы.

- Интересно, что же ей от нас нужно?

-, прочитай.

(читает текст телеграммы).

- Что же это за «капель» такая и когда она бывает? Ребята, вы не знаете?

(объяснения ребят, помощь)

- Значит, мы остались без подарков?

Помощник:

- Вам еще одна телеграмма.

- Опять от Зимы?

- Нет.

- Здесь стоит подпись Весна.

- Спасибо…., прочитай, что здесь написано?

(читает текст телеграммы)

заглядываю в конверт.

- Здесь еще один листок, а на нем целый список заданий.

- Интересно, что в посылке? Будем выполнять задания?

VI. Дифференциация [Б] – [П] в словах и словосочетаниях.

1. – Первое задание: сложите слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать какая буква «замерзла» Бэ или Пэ.

(СЛАЙД)

-, какое слово ты составил? Что обозначает это слово? После какого месяца наступает апрель? Перед каким месяцем апрель?

- Какую букву вы разморозили?

- Какой звук обозначает буква Пэ глухой или звонкий? Докажите.

- Посмотрите, один замок растаял.

- Давайте скорее выполнять следующее задание. Интересно ведь, что внутри.

(СЛАЙД)

2. - Что вы видите на картинках? Букет, облако, капуста, лебедь, попугай, подарки.

- Выпишите слова – названия картинок в два столбика: в первый с буквой Бэ, во второй с буквой Пэ.

-, прочитай первый столбик. С какой буквой все слова в этом столбике? Буква Бэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажи.

-, прочитай второй столбик. С какой буквой все слова в этом столбике? Буква Пэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажи.

- Смотрит, еще один замок растаял.

- Вы готовы выполнять следующее задание?

3. – Отгадайте, какое слово здесь спряталось?

(СЛАЙД)

- А здесь?

- Какая первая буква во всех этих словах?

- Буква Бэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажите.

- Еще на один замок стало меньше. Скоро мы сможем открыть посылку.

4. – Следующее задание, пожалуй, потруднее предыдущих.

- К словам из столбика под буквой а) подберите подходящие по смыслу слова из столбика под буквой б).

(СЛАЙД)

- Начнем с первого слова из столбика под буквой а).

-, прочитай это слово. Подбери подходящее к нему слово из столбика под буквой б).

(разбираются все словосочетания)

-, ,, выходите к доске, запишите свои словосочетания.

- Остальные пишут в тетрадях.

- Подчеркните синим карандашом букву обозначающую глухой согласный [П], синим и красным карандашами – букву обозначающую звонкий согласный [Б].

- У всех так же?

- И еще один замок нам удалось растопить! Какие вы молодцы!

- Приступаем к разморозке следующего замка?

5. – Прочитайте загадку, начиная со слога «ПО».

(СЛАЙД)

- Кто знает отгадку? (Подсолнух).

- Назовите первый звук в этом слове. Звук [П] глухой или звонкий? Докажите.

6. – Весна в своей телеграмме просит нас позаботиться о нашем с вами здоровье, и чтобы не болеть, есть побольше овощей и фруктов.

- А какие вы знаете названия фруктов и ягод со звуком [Б].

(бананы, яблоки, абрикосы, арбуз, клубникаи т. д.)

- А со звуком [П]?

(апельсин, персик)

- В каком из перечисленных слов слышится мягкий звук [П’].

- Правильно! А в слове апельсин после [П’] нужно писать мягкий знак? А почему нет?

- Последний замок растаял!

VII. Подведение итогов урока.

- Я понимаю, что вам не терпится заглянуть во внутрь. Но давайте еще раз вспомним, какие звуки на сегодняшнем занятии мы учились различать?

- Какой из них звонкий?

- Назовите глухой.

- Как вы определили, что [Б] звонкий?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Какое задание было самым сложным?

- Какое задание было самым интересным?

- Перед вам лежат карточки с кружками. Если вы усвоили все на «отлично», и вы все поняли, закрасьте первый кружок красным цветом. Если что-то не понятно, вы испытывали затруднения при выполнении заданий, закрасьте первый кружок синим цветом.

- Во втором кружке нарисуйте ваше настроение. Если хорошее, то такое личико (СЛАЙД, если грустное, то такое (СЛАЙД).

- Ну, а теперь подходите ко мне, заглянем в посылку все вместе.

Приложение

Телеграммы:

Рано думать о весне! Пока здесь главная я – госпожа Зима! Посылку от весны я заколдовала и наложила на неё ледяные замки. Так что ждать вам подарков до первой капели!

Зима.

Ребята, я помогу вам расколдовать подарки и растопить ледяные замки. Для этого нужно выполнить несколько заданий.

Весна.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках». Группа детей по структуре.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Автоматизация звуков ([с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект индивидуального занятия «В гостях у свистелочек» …) «Автоматизация свистящих звуков ([с], [з], [ц]) в словах и словосочетаниях» Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Учить правильно и.

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы «Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, в словах» Цель: формирование звуковой стороны речи. Задачи: а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; соотносить звук с буквой.

«Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях». Конспект занятия по пескотерапии во второй младшей группе Конспект занятия по пескотерапии во второй младшей группе Тема: Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях. Программное.

Логопедическое занятие с использованием элементов сказкотерапии на материале лексической темы «Домашние птицы»Логопедическое занятие с использованием элементов сказкотерапии на материале лексической темы «Домашние птицы» ПТЕНЧИК ИЩЕТ МАМУ. Цели: формирование обобщающего понятия «Домашние птицы»; уточнение, обогащение, активизация словаря по лексической теме.

Конспект НОД «Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень» (старшая группа) ТЕМА: Словарная работа и развитие экспрессивной речи на материале лексической темы «Осень». ЦЕЛИ: 1. Расширение и активизация словаря.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

Конспект занятия по развитию речи «Зима. Звук [С] в словах и словосочетаниях» Цель: Автоматизация звука [С] в словах и словосочетаниях. Задачи: коррекционно-развивающие: - корригировать произношение; - корригировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы «Весна». (2 класс)
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 08:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы «Весна». (2 класс)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Муравьёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД