Ирина Муравьёва
Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы «Весна». (2 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-развивающие
Развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;
Формирование сложных форм фонематического анализа;
Развитие внимания (слухового и зрительного);
Развитие зрительного гнозиса;
Обогащение и активизация лексического запаса по теме «Весна».
Коррекционно-обучающие
Повторение правила обозначения мягкости согласных гласными II-ого ряда и буквой Ь.
Воспитательные
Публикация «Дифференциация [Б]-[П] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях на материале лексической темы „Весна“, (2 класс)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Рисование
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формирование умения планировать учебную деятельность;
Формирование умения выделять главное в учебном материале;
Формирование умения работать в определенном темпе;
Формирование умения работать в группе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, карточки, ручки, красный и синий карандаши, конверты (2, посылка, мел (синий, красный, медиаоборудование.
План логопедического занятия
I. Организационный момент. Развитие временных представлений.
II. Сообщение логопедической темы: «Дифференциация звуков Б-П».
III. Особенности артикуляции звуков Б-П. Обозначение звуков буквами.
IV. Дифференциация звуков [П]- [Б] изолированно и в слогах.
1. Подготовительные к дифференциации звуков упражнения.
2. Игра на восприятие изолированных звуков.
3. Упражнения на выделение звуков [Б]- [П] в слогах.
V. Введение в лексическую тему: «Весна».
1. Игра в «Разведчиков» (нахождение местоположения новых звуков в словах).
2. Физкультминутка.
3. Инсценировка. Повышение мотивации к работе.
4. Дифференциация П-Б в словах.
5. Дифференциация в словосочетаниях.
6. Чтение и отгадывание загадки
7. Повторение правил обозначения мягкости согласных при помощи гласных II ряда (Я, Ё,Ю,Е,И) и буквой Ь.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Присаживайтесь. Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня мы будем работать вместе, и я надеюсь, что у нас всё получится.
- Откройте тетради. Напомните мне сегодняшнее число, месяц.
- Запишите в тетради число и месяц.
- А к какому времени года относится февраль? Какое время года перед зимой? Какое после? Какое время года стоит между весной и осенью?
II. Сообщение логопедической темы.
- Мы вспомнили с вами все четыре времени года. А теперь посмотрите на экран. Назовите предметы изображённые на этих картинках.
(Подснежники, птицы)
- Какой первый звук в этих словах? (П)
- Правильно звук [П].
- А что изображено на этих картинках?
(Бабочка, бутон)
- Назовите первый звук в этих словах. (Б)
- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [П - Б].
(ФОН)
III. Уточнение артикуляции звуков [П - Б], связи звука и буквы.
1. - «Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи…» как же произносятся эти звуки?
- Возьмите каждый своё зеркальце, произнесите звук [П] и посмотрите как работают ваши губы, зубы, язык?
- Что участвует в произнесении звука [П]? (Губы.)
- Правильно, губы.
- Поднесите к гудам ладошку, произнесите [П]. Что вы ощущаете? (Тёплый воздух.)
- Как выходит струя воздуха? (Резко.)
- Правильно, воздух выходит резко и «взрывает» сомкнутые губы!
- Посмотрите в зеркальце, произнесите [Б].
- Что работает? (Губы.)
- Снова губы.
- Поднесите ладонь ко рту, произнесите [Б].
- Губы тоже взрываются? (Да)
- Похожи эти звуки по произношению? (Да)
- А почему же мы слышим разные звуки? ([П] – глухой, [Б] – звонкий)
- Как же вы определили, какой из этих звуков глухой, а какой звонкий?
- Поднесите ладонь к горлышку. Произнесите звук [П]. Что-то почувствовали? (Нет)
- Произнесите звук [Б]. А теперь что-то чувствуете?
- Колокольчик зазвенел! Это работают голосовые связки. Образуется голос.
- Значит какой можно сделать вывод? Звук [Б] произносится с … (голосом). Поэтому он какой? (Звонкий).
- Звук [П] произносится без голоса (тактильная проверка) – нет колокольчика. Значит он какой? (Глухой).
2. - Возьмите ручки, на новой строке запишите строчную букву Бэ, оставьте промежуток, запишите букву Пэ.
IV. Дифференциация звуков [Б] - [П] изолированно и в слогах.
1. - Давайте немного отдохнём и поиграем в «самого внимательного».
- Встаньте пожалуйста. Положите руки на живот. Делаем глубокий вдох, надуваем «пузырь». Задержали дыхание – выдох медленный (2 раза).
- Приготовьте ладошки. Я буду называть разные звуки. Вы, как только услышите звук [Б], хлопайте в ладоши.
- Слушайте внимательно: Н, З, С, Б; Ч, К, Л, П, Б; В, Р, Б, Ф, Щ,П.
- Молодцы! Все внимательные!
2. - На какой звук вы хлопали? ([Б])
- Вот он этот звук.
(СЛАЙД)
- Я буду добавлять к звуку [Б] гласный, а вы хором произносите получившийся слог.
(ПРЯМЫЕ СЛОГИ)
- Заменим звук [Б] на [П]. Прочитайте получившиеся слоги.
- Теперь будем читать обратные слоги со звонким согласным [Б].
(СЛАЙД)
- Поменяем звук.
- Произнесите слоги.
- Произнесите по очереди звукосочетания. Начинает…
(СЛАЙД)
- То же со звуком [П].
3. – А теперь я проверю, как вы умеете запоминать.
- Я произнесу цепочку слогов, вы её запомните и повторите хором.
БА – ПА – БА
- Молодцы! Хорошо запоминаете!
- Следующую цепочку запомнит и повторит левый ряд.
ПУ – БУ – ПУ
(Дальше по рядам: БУ – ПУ – БУ; БА – ПА – БА – ПА; ПА – БА – БА – ПА; ПУ – БУ – БУ – ПУ; БУ – ПУ – ПУ – БУ.)
V. Знакомство с лексической темой «Весна».
1. – А теперь поработаем в тетрадях.
- Будем играть в разведчиков и шифровать слова с буквами Пэ и Бэ, цифрой указывая их место в слове.
- Например, какую букву вы будете писать в слове парта Пэ или Бэ? (Пэ)
- Какая она по счёту?
- В ваших тетрадях появится вот такая запись.
(СЛАЙД)
(Опушка, собака – разбор, запись на слайде П2,Б3.)
- Эти слова – шифры записывать не надо.
- После каждого зашифрованного слова ставьте запятую.
- Первое слово половодье. Вам знакомо это слово? (Реки переполняются водой от растаявшего снега, происходит разлив реки.)
- Когда бывает половодье?
- Следующее слово апрель, облака, купавы, яблоня, почки.
-, прочитай свою запись. Все следите.
П1, П2, Б2, П3, Б2, П1.
- У всех так же?
- Вспомните слова, которые вы шифровали. (Перечисляют).
- О каком времени года они вам напомнили? (О весне).
- Вы соскучились по весне, по тёплым и солнечным денькам? (Да).
- Назовите признаки весны. (+ птицы).
2. -Давайте отдохнём! Вставайте!
Дождик.
Майский вдруг закапал дождь –
Кап-кап-кап-кап.
Щелкают пальцами рук.
И по лужам ты идешь
Так-так-так-так.
Притопывают.
Ветер шелестит листвой –
Ш-ш-ш-ш
Потирают ладонь о ладонь.
Спрятал кудри под травой
Тш-тш-тш-тш.
Потирают ладонями о колени.
Дождь сильнее застучал –
Тук-тук-тук-тук.
Стучат указательными пальцами
одной руки о ладонь другой.
Скоро ливнем дождик стал –
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
Хлопают в ладоши.
3. – Красавица Весна по вам тоже соскучилась и передала для вас подарки. Они находятся во в этой посылке. Я ее сейчас открою и посмотрю, что же там такое.
- Ой ни как не получается открыть! В чем же дело?
Помощник:
- Вам передали телеграмму.
- От кого?
- От госпожи Зимы.
- Интересно, что же ей от нас нужно?
-, прочитай.
(читает текст телеграммы).
- Что же это за «капель» такая и когда она бывает? Ребята, вы не знаете?
(объяснения ребят, помощь)
- Значит, мы остались без подарков?
Помощник:
- Вам еще одна телеграмма.
- Опять от Зимы?
- Нет.
- Здесь стоит подпись Весна.
- Спасибо…., прочитай, что здесь написано?
(читает текст телеграммы)
заглядываю в конверт.
- Здесь еще один листок, а на нем целый список заданий.
- Интересно, что в посылке? Будем выполнять задания?
VI. Дифференциация [Б] – [П] в словах и словосочетаниях.
1. – Первое задание: сложите слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать какая буква «замерзла» Бэ или Пэ.
(СЛАЙД)
-, какое слово ты составил? Что обозначает это слово? После какого месяца наступает апрель? Перед каким месяцем апрель?
- Какую букву вы разморозили?
- Какой звук обозначает буква Пэ глухой или звонкий? Докажите.
- Посмотрите, один замок растаял.
- Давайте скорее выполнять следующее задание. Интересно ведь, что внутри.
(СЛАЙД)
2. - Что вы видите на картинках? Букет, облако, капуста, лебедь, попугай, подарки.
- Выпишите слова – названия картинок в два столбика: в первый с буквой Бэ, во второй с буквой Пэ.
-, прочитай первый столбик. С какой буквой все слова в этом столбике? Буква Бэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажи.
-, прочитай второй столбик. С какой буквой все слова в этом столбике? Буква Пэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажи.
- Смотрит, еще один замок растаял.
- Вы готовы выполнять следующее задание?
3. – Отгадайте, какое слово здесь спряталось?
(СЛАЙД)
- А здесь?
- Какая первая буква во всех этих словах?
- Буква Бэ обозначает глухой или звонкий звук? Докажите.
- Еще на один замок стало меньше. Скоро мы сможем открыть посылку.
4. – Следующее задание, пожалуй, потруднее предыдущих.
- К словам из столбика под буквой а) подберите подходящие по смыслу слова из столбика под буквой б).
(СЛАЙД)
- Начнем с первого слова из столбика под буквой а).
-, прочитай это слово. Подбери подходящее к нему слово из столбика под буквой б).
(разбираются все словосочетания)
-, ,, выходите к доске, запишите свои словосочетания.
- Остальные пишут в тетрадях.
- Подчеркните синим карандашом букву обозначающую глухой согласный [П], синим и красным карандашами – букву обозначающую звонкий согласный [Б].
- У всех так же?
- И еще один замок нам удалось растопить! Какие вы молодцы!
- Приступаем к разморозке следующего замка?
5. – Прочитайте загадку, начиная со слога «ПО».
(СЛАЙД)
- Кто знает отгадку? (Подсолнух).
- Назовите первый звук в этом слове. Звук [П] глухой или звонкий? Докажите.
6. – Весна в своей телеграмме просит нас позаботиться о нашем с вами здоровье, и чтобы не болеть, есть побольше овощей и фруктов.
- А какие вы знаете названия фруктов и ягод со звуком [Б].
(бананы, яблоки, абрикосы, арбуз, клубникаи т. д.)
- А со звуком [П]?
(апельсин, персик)
- В каком из перечисленных слов слышится мягкий звук [П’].
- Правильно! А в слове апельсин после [П’] нужно писать мягкий знак? А почему нет?
- Последний замок растаял!
VII. Подведение итогов урока.
- Я понимаю, что вам не терпится заглянуть во внутрь. Но давайте еще раз вспомним, какие звуки на сегодняшнем занятии мы учились различать?
- Какой из них звонкий?
- Назовите глухой.
- Как вы определили, что [Б] звонкий?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какое задание было самым сложным?
- Какое задание было самым интересным?
- Перед вам лежат карточки с кружками. Если вы усвоили все на «отлично», и вы все поняли, закрасьте первый кружок красным цветом. Если что-то не понятно, вы испытывали затруднения при выполнении заданий, закрасьте первый кружок синим цветом.
- Во втором кружке нарисуйте ваше настроение. Если хорошее, то такое личико (СЛАЙД, если грустное, то такое (СЛАЙД).
- Ну, а теперь подходите ко мне, заглянем в посылку все вместе.
Приложение
Телеграммы:
Рано думать о весне! Пока здесь главная я – госпожа Зима! Посылку от весны я заколдовала и наложила на неё ледяные замки. Так что ждать вам подарков до первой капели!
Зима.
Ребята, я помогу вам расколдовать подарки и растопить ледяные замки. Для этого нужно выполнить несколько заданий.
Весна.