Светлана Шкурко
Логопедическое занятие с использованием элементов сказкотерапии на материале лексической темы «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПТЕНЧИК ИЩЕТ МАМУ.
Цели: формирование обобщающего понятия «Домашние птицы»; уточнение, обогащение, активизация словаря по лексической теме «Домашние птицы»;совершенствование грамматического строя речи- образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний, существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Темочки:
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Птицы. Конспекты занятий
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
развитие навыков связного высказывания; развитие речевой активности, диалогической речи, умения чувствовать и подбирать рифмы, составлять двустишия; развитие чувства ритма, речеслухового, зрительного внимания;
развитие просодической стороны речи- звуковысотной модуляции голоса, правильного диафрагмального дыхания, интонационной выразительности, подражательности, творческих способностей, умения импровизировать под музыку;развитие общей, тонкой, артикуляционной моторики, межполушарного взаимодействия, тактильно-мнестической чувствительности, пространственной ориентации; формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания, доброжелательности;воспитание бережного отношения к живой природе, птицам;обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учётом функциональных и физических возможностей детей;снятие психоэмоционального напряжения;профилактика умственного, зрительного утомления на занятии;формирование правильной осанки, походки.
Ход ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент - психологическая гимнастика.
Логопед- Доброе утро, ребята!
-Дети: Доброе утро.
Логопед-Посмотрите, сколько гостей у нас в зале. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
«Здравствуйте»-пальчиковая игра-
по стихотворению Картушиной Л.)
***
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик!
Бип-бип-бип!
Здравствуйте, гости!
Привет!
Логопед - Сегодня мы с вами отправимся в сказку, на удивительный птичий двор, где живут птицы. Как вы думаете, какие птицы живут в этом доме? Для этого нужно:
Звучит музыка
***
Ровно встать, хлопнуть, топнуть и наклониться.
Вновь подняться, потянуться…
Тихо встать, глаза закрыть, обо всем на миг забыть…
II. Основная часть.
Введение в тему
***
Сундучок, сундучок
Расписная крышка.
Кто крышку открывает,
Тот в сказку попадает.
Вылупился из яйца пушистый жёлтый цыпленок. Поглядел вокруг
(глазками смотрят вправо-влево) :на небе светило солнышко, на ветвях весело щебетали птицы. Цыпленок решил отправиться на поиски своей мамы, но он не знал, как она выглядит и где живёт.
Шёл он по извилистой тропинке, расставив свои маленькие крылышки, и вдруг увидел большой красивый дом.
-Кто же живет в этом замечательном доме?- удивленно спросил цыпленок.
1.«Кто в домике живет?»- образование притяжательных прилагательных, употребление простых предлогов.
Ребенок находит птицу, достает её из домика.
Логопед - Я вижу утиные лапы. Это утенок живет в птичьем домике.
2.«Утята» -самомассаж.
***
Как утята к утке, клювики потянем Вытягивание обеих губ вперед.
Разомнем их мягко, не задев ногтями Большие и указательные пальцы разминают обе губы.
Уголками губ мы щечки подниманием Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый,то левый уголок рта.
А потом от носа мы к губам стекаем Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.
Губки пожуем мы, шарики надуем Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.
И губами вправо-влево потанцуем Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый –на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу.
Цыпленок заинтересовался: - Кто ещё живет в этом красивом доме?
Дети: Я вижу куриный гребешок. Это петушок живет в птичьем домике.
Логопед- как по-другому называется птичий дом?
Дети- Птичник.
-Как много разных, непохожих птиц!- воскликнул цыпленок.
3.«У кого что?»-этюд (драматизация)- согласование имени существительного с прилагательным в роде, числе, падеже, образование глаголов.
-Логопед : Я- индюк. У меня самый пышный хвост. Я лучше всех умею
балботать-Бал-бал-бал!
- Логопед : Чем может похвастаться уточка?
Дети: у неё самые красные лапы, самый широкий клюв.
- Логопед : Кто хочет похвастаться как уточка?
Катя:Я-уточка, у меня самый широкий клюв. Я лучше всех умею крякать- Кря-кря-кря!
-Логопед : Чем может похвастаться курочка?
Дети:у неё самый острый клюв, самые теплые пёрышки.
-Логопед :Кто хочет похвастаться как курочка?
-Алё на: Я- курочка. У меня самые теплые пёрышки. Я лучше всех умею кудахтать- Куда-тах-тах!
-Логопед : Чем может похвастаться гусь?
Дети:у него самая длинная шея, самые длинный клюв.
Кто хочет похвастаться как гусь?
Паша:Я-гусь. У меня самая длинная шея. Я лучше всех умею гаготать- Га-га-га!
-Логопед :Чем может похвастаться петух?
Дети: У него самый разноцветный хвост, самый громкий голос.
-Логопед : Кто хочет похвастаться как петушок?
Денис:Я- петух. У меня самый красивый хвост. Я лучше всех умею кукарекать- Ку-ка-реку!
- Логопед :У петушка самый высокий, звонкий и громкий голосок-Ку-ка-реку!
4.«Петушок»- автор Железнова- логопедическая распевка- развитие межполушарного взаимодействия.
Дети выполняют под музыку.
-Как красиво поет эта птица! – восхитился цыпленок.
5.«Шумовые коробочки» («Внимательные/ чуткие ушки»)- развитие слухового внимания.
И тут он увидел корзинку с необычными яркими яйцами.
***
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай.
Очень хрупкое оно-
Так у кур заведено.
а)Логопед- Петушок может петь и высоким, и низким голоском.
Логопед- У кого такая песенка?
Дети ищут «звонкую песенку».
б)Логопед- У кого такая песенка?
Дети ищут «низкую песенку».
-Логопед : Научим цыпленка петь высоким и низким голоском?
-Логопед : Вдох- Пи-пи-пи. – исполняют звонким голосом.
-Логопед : -Вдох- Пи-пи-пи. - исполняют низким голосом.
-Так вот, где рождаются песни!- догадался цыпленок.
-Как интересно живут эти птицы- восхищенно произнёс птенец.
Вдруг подул ветер…
6."Ветерок»- гимнастика для глаз, развитие просодической стороны речи.
Дети поют [У-У-У] и принес он удивительное перо.
7.«Гусак-физкультурник» - динамическая пауза-общая моторика, развитие координации речи с движением.
Беру гусиное перо.
Логопед- Белое или черное перо?.
Короткое или длинное?.
Гибкое или ломкое (жесткое?.
Петушиное или гусиное?.
-Логопед : Почему это перо гусиное?
Дети: Оно серое, жесткое, длинное.
Гусак-физкультурник
Наш гусак встает на зорьке,
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Для начала -бег на месте,
Крылья врозь, а лапы вместе.
Упражнения для шеи,
Чтоб росла еще длиннее.
Тренировка для хвоста,
А потом бултых с мота.
Он плывет на середину,
Чистит лапы, моет спину.
Крикнул селезень: «Кряк, кряк!
Физкультурник наш гусак!».
Логопед :
***
Перышко это не простое, а волшебное:
Стоит на него подуть
И оно покажет путь
В какую сторону пойти,
Чтоб что-то интересное найти.
Дети идут по «оздоровительной» дорожке.
Пошел цыпленок за перышком, увидел поляну,всю усыпанную перьями.
-Наверное, перья улетели, когда подул ветер,- подумал малыш.
-Чьи же это перышки?
8.«Чье перо?»- согласование слов в предложении, образование притяжательных прилагательных, образование имени существительного при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Логопед- Это гусиное перо. Перо потерял гусь.
Дети-…
- Надо отнести пёрышки этим чудесным птицам.
Логопед- Гусочка, это твоё гусиное перо.
Дети- Уточка, это твоё утиное перо…
Птицы обрадовались найденным перьям. И подарили легкие, воздушные перышки. Устали лапки. Присел цыпленок отдохнуть.
9. «Ласковые пёрышки»- релаксация-снятие мышечного напряжения, мышечная релаксация отдельных групп мышц.
Звучит музыка.
***
Дышим легко и глубоко. Перышко скользит по коже. Вам очень приятно.
Перышко легко коснулось личика, погладило лобик, опустилось к щечкам, погладило шейку, опустилось на ладошку. Вдохнули- сдуть перо. Полетели пёрышки, словно в танце закружились.
10. Дыхательные упражнения- сдуть перышко с ладошки - выработка силы выдоха, целенаправленной воздушной струи.
Цыпленку захотелось еще чем-то порадовать птиц. Но он не знал чем. И придумал! Стал сочинять стихи.
11.«Чистоговрки»- развитие чувства ритма и речевого дыхания, развитие речеслухового внимания, памяти и формирование воздушной струи.
Шок-шок-это наш петушок.
Лезень-лезень-это наш селезень.
Дюк-дюк-это наш индюк.
Сыня-сыня-это наша гусыня.
Лёнок-лёнок- это наш цыпленок
Урочка-урочка-это наша курочка.
12.«Курочка-хохлатка»- логоритмика- координация речи с движением, интонационной модуляции.
Логоритмическая песенка «Курочка-хохлатка».
-Логопед : сидим гордо, с прямой спинкой.
-Вот моя мама!- воскликнул цыпленок. Я узнал её голосок. Моя мама- курочка.
-Мама, мама, я могу сочинить про тебя стихотворение!
13. Составление двустишия, используя мнемосхемы- развитие чувства ритма и речеслухового внимания.
-Логопед : Ребята, мы с вами настоящие поэты и поэтессы, поможем цыплёнку составить стихотворение?
Курочка- шуточка, …дудочка, сумочка, яичко, уточка.
Курочка (какая)- заботливая, пугливая, пестрая.
Дудочка (какая)- деревянная, музыкальная, красивая.
Что делает …курочка?- клюет, бежит, ищет.
Что делает. дудочка?- играет, лежит.
Клюет пестрая курочка,
Лежит музыкальная дудочка.
-Логопед : Кто хочет рассказать это стихотворение?
Катя: Клюет пестрая курочка,
Лежит музыкальная дудочка.
- Что-то я проголодался,- пропищал цыпленок.
-Логопед : Чем можно покормить цыпленка?
Дети: Можно покормить крошечками, зерном, кормом.
14.«Приготовим корм птицам»- развитие мелкой моторики, чувства ритма.
Логопед- Приготовим угощение и для птиц, и для цыпленка.
Под музыку дети раскладывают фасоль на две тарелочки.
Логопед- Я угощу селезня.
Катя, а кого ты угостишь? – Я угощу петушка.
-Чтобы ты, цыпленочек, не забывал, как выглядит твоя мама-курочка, мы дарим тебе её портрет.
15.«Портрет мамы курочки» -творческая работа- развитие творческих способностей, мелкой моторики, пространственной ориентации.
Обняла мама- курочка своего любимого птенчика. Спрятался цыпленок под её крылом и сказал : «Моя мама- самая лучшая мама на свете».
-Курочке очень понравился её портрет, и она подарила нам «Киндер-сюрприз».
III.Подведение итогов.
Логопед - Пора возвращаться в группу, для этого нужно (Звучит музыка) :
***
Ровно встать, хлопнуть, топнуть и нагнуться.
Вновь подняться, потянуться…
Тихо встать, глаза закрыть, обо всем на миг забыть…
Логопед : С какими птицами повстречались в сказке?
Ответы детей…
Логопед : Что вам понравилось, что запомнилось больше всего?
Мне понравилось как птицы хвалились между собой.
Ответы детей…
Логопед- На этом наше занятие закончено.