Татьяна Бокунова
НОД для детей старшей группы «Цветной граттаж. Планеты солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей выполнять работу в технике граттаж.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с новыми возможностями художественных техник, научить технике штриха. Закрепить первоначальные элементарные представления о планетах солнечной системы.
Развивающая:
• развивать творческие способности и познавательную активность;
• способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нетрадиционные приемы рисования;
• развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, а также мелкую моторику руки;
Публикация «НОД для детей старшей группы „Цветной граттаж, Планеты солнечной системы“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Старшая группа
- Темочки
• способствовать творческому отображению окружающего мира;
Воспитательная:
• воспитывать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству;
воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.
Предварительная работа.
Наблюдение за звездным небом.
Чтение книг: “О звездах и планетах” Р. Андонина, “Малышам о звездах и планетах” Е. Левитан, “О чем рассказал телескоп” П. Клушанцев.
3аучивание стихов о планетах.
Настольно-печатные игры “Земля и солнечная система”, “Космическое путешествие”
Оборудование:
Для детей: листы бумаги формата А4, черная гуашь с шампунем, кисти, карандаш, резинка, баночка с водой, акварельные краски, кусочки свечи, заострённые деревянные палочки.
Для педагога: презентация «Парад планет», наглядные пособия «Планеты», репродукции картин на тему «Космос»,образцы работ в технике граттаж, краски, кисти, бумага, кусочки свечи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в космическом пространстве. Посмотрите на экран и приготовьтесь внимательно слушать. А начнем мы свое путешествие со звезды, но не простой, а самой близкой к Земле. Кто догадался, про какую звезду я говорю? (Солнце).
Показ презентации «Парад планет».
-Солнце - это громадный шар из раскаленных газов, который излучает очень много тепла. Солнце не одиноко. У него есть дети и внуки. Дети - планеты, а внуки - спутники планет. Вся огромная семья Солнца называется Солнечная система. В семье Солнца всегда порядок. Все планеты кружатся по своим орбитам вокруг Солнца. И первая планета. (Меркурий).
Он первый от Солнца,
С него и начнем.
Нет атмосферы
И жизни на нем.
Громадное Солнце
Палит без помех.
Явились бы люди -
Сожгло бы их всех!
-Почему Меркурий называют планетой жары и холода? (Потому что он все время повернут к Солнцу одним боком и там всегда день, а на другой половине - холод и ночь) Какого он цвета (коричневого)
-Мы приближаемся к следующей планете. Это. (Венера – показ на мониторе).
А я, друзья мои,
Закутанная дама -
Красавица Венера,
Капризна и упряма.
Чудовищной жарою
Встречаю смельчаков,
И брызжу серной кислотой
Из плотных облаков.
-Почему Венеру называют утренней звездой? (Венеру видно с Земли рано-рано утром и она кажется серебристым блестящим шаром).Какого цвета Венера (голубого, серебристого)
Земля- показ на мониторе:
И только милая Земля
Во всем пригодна для жилья.
Так и летим на шарике
Без крыльев и руля,
На нашем теплом шарике
По имени Земля.
-Почему Землю сравнивают с воздушным шариком? (Земля имеет форму шара). Почему на Земле возможна жизнь? (Есть вода, кислород, тепло).Ребята, а каким цветом можно изобразить Землю? (голубым и зеленым)
А это что за планета?
Марс – показ на мониторе:
Пустыня красного песка,
Колючий вихрь издалека.
Мы убеждаемся с тоской,
Что нет там жизни никакой.
-Чем схожи условия на планете Марс и Земля? (Есть кислород, зима и лето).Каким цветом можно изобразить Марс? (красным)
Юпитер – показ на мониторе:
Юпитер огромен,
Он всех перерос
И вертится,
Словно ужаленный пес.
Захочешь на нем “приземлиться” -
Там не на что
Даже садиться!
-А почему на Юпитер нельзя приземлиться? (Юпитер состоит из густого газа). Каким цветом можно изобразить Юпитер? (серым, голубым)Правильно, цвет газа.
Сатурн – показ на мониторе:
Сатурн непременно
Узнаешь в лицо:
Его окружает большое кольцо.
-Мы продолжаем наше путешествие и следующая планета - Уран.
Уран:
Уран – голубая планета
Метановой дымкой одета.
Она при вращенье
Свалилась на бок.
И где ее запад?
Где юг и восток?
-За Ураном следует. (Нептун – показ на мониторе).
Нептун:
Последний из этих
Гигантских шаров -
Нептун в синей шубе
Своих облаков.
Весь плотно в прозрачные
Льдины одет.
Сквозь лед в глубину
Пробирается свет.
-У Сатурна, Урана и Нептуна много спутников. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из камней и космической пыли.
Мы достигли самой дальней планеты (Плутон – показ на мониторе).
Плутон:
Плутон невелик,
Он поменьше Луны.
От Солнца вдали, И от нашей Земли.
Тело планеты -
И камень и лед,
А солнышко еле
Туда достает.
-Ребята, а сколько всего планет в Солнечной системе? (9).
-Что общего у всех планет? (Все планеты имеют форму шара; движутся по орбитам вокруг Солнца).
А теперь ребята, давайте немного отдохнем.
Физминутка
Один, два, три, четыре, пять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте
2. Основна часть
-Все планеты такие похожие и такие разные, но все удивительные и красивые. Давайте сегодня их нарисуем в необычной технике - граттаж.
Сейчас я вас познакомлю с этой необычной техникой рисования с помощью свечки.
-Буквальный перевод этого слова – «царапанье». Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. На картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы.
Давайте посмотрим, как выглядят рисунки в технике граттаж.
- Посмотрите, работы в технике граттаж могут быть черно-белыми и цветными.
Итак, прежде чем перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу.
Мы кладем перед собой лист бумаги, самостоятельно выбрав его положение: вертикально или горизонтально.
Акварелью закрашиваем всю поверхность листа, в разном порядке сочетая и выставляя цвета, образую яркие пятна. Обратите внимание, как можно закрасить лист, в каком направлении.
-После того как мы закрасили акварелью весь лист бумаги, даем ей просохнуть и натираем свечой начиная с верхнего левого угла, сверху вниз не делая пробелов, иначе краска просочится в эту трещинку. Затем мы берем черную гуашь, разведенную шампунем, широкой кистью наносим на поверхность слой гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку можно практически не макать в воду, чтоб кисточка был практически сухая. Останется только высушить поверхность и основа для граттажа будет готова.
Мы с вами сделаем работу в 2 этапа: сегодня мы подготовим листы для наших картин, а в следующий раз будем рисовать саму картину. В конце мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.
(Второй этап работы – процарапывание)
-Так с чего же мы начинаем рисовать? (Ребята отвечают)
- Вначале нам нужно наметить контуры всех изображений, нашей планеты и все, что ее окружает (звезды, кометы, спутники итд). Затем уже начинаем их процарапывать и заштриховывать. Какие-то изображения можно полностью заштриховать, а какие – то не до конца, чтобы показать шероховатость планеты или ее горную поверхность. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали.
Практическая работа
Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться, выбранная вами планета, звезды – все это будут лишь цветовые пятна и только на этапе процарапывания вы покажете форму планет, звезд – все что вы задумали.
Не компонуйте изображения, которые у вас будут главными в край листа.
Я покажу вам несколько примерных работ-граттаж, которые вы можете брать за основу, или отталкиваться от них, при выполнении своей работы. (Прохожу по рядам, контролирую)
3. Заключительная часть
Подведение итогов Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.
- Посмотрите, благодаря черному цвету и ярким светлым цветам, работа получается наиболее контрастная.
(Вывешиваем работы детей на доске)
]Рефлексия
- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?
- Что такое граттаж?
- Какими инструментами можно работать в этой технике?
- Обратите внимание на то, что работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!