Наталья Терскова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «Планеты солнечной системы»
Цель: закрепление знаний о Солнечной системе, расширение знаний о планете Земля и ее спутнике Луне, формирование представлений о смене дня и ночи, времен года.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о Солнечной системе, планете Земля и
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
её спутнике - Луне.
2. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, делать простые выводы при обсуждении проблем на планете Земля при отсутствии Солнца.
3. Поддерживать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности и экспериментированию.
4. Развивать речевую активность, желание поддерживать беседу.
5. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, желание охранять и беречь природу.
Оборудование и материалы: настольный светильник, глобус, макет лунной поверхности, мелкие камешки, круги Луллия «Времена года» для игры «Когда это бывает?», макет Солнечной системы, мягкие мячи «Земля» на каждого ребенка, макет ракеты, проектор, картинки для активизации внимания и воображения, аудио и видеозаписи.
Предварительная работа:
1. Беседы о Космосе, Солнце и планетах Солнечной Системы;
2. Чтение сказки «О том, как умный мальчик Луну и Солнце помирил»
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», «Солнечная система»
4. Чтение сказки «Приключение Незнайки и его друзей».
Ход занятия:
Вводная часть.
1 слайд – тема занятия
2 слайд – вход детей, приветствие
3 слайд – беседа у экрана о героях, изображенных на слайде
Воспитатель: Нам пришло письмо из Цветочного города. Давайте прочитаем его вместе. «Дорогие ребята, пишет вам народ Цветочного города. Нам нужна ваша помощь. Незнайка улетел на новом изобретении Винтика и Шпунтика в космос, и потерялся. Помогите нам найти Незнайку».
4 слайд - Незнайка
Попробуем найти Незнайку?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно попасть на космическую станцию. А на чем мы отправимся в космос?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Прошу пройти на посадочную площадку.
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз! Два! Три! Потянись,
Вот летит ракета ввысь!
Займите места в ракете, которую для нас сделалимеханик Винтик со своим помощником Шпунтиком из Цветочного города. Пристегните ремни. Три, два, один - пуск!
5 слайд – видео Космического аппарата
Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите в космическом пространстве?
Дети: Солнце, звезды, планеты, каметы…
Воспитатель: А вот и первая подсказка для нас.
«Чтобы узнать, куда отправился Незнайка, отгадайте загадку.»
Мы все обязаны ему –
Оно дарует жизнь всему!
На букву «С» оно зовется,
Вы догадались, это … (Солнце)
6 слайд - Солнышко
Воспитатель: Дети, что такое солнце?
Дети: Это раскаленный газовый шар. Солнце – это большая звезда.
Воспитатель. Правильно! Что нам дает солнце?
Дети: Солнце нам дает тепло, свет и жизнь.
Воспитатель. А что было бы, если бы не было солнца?
Дети: Если бы не было солнца, то на земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, растения, потому что они не могут расти без света. Жили бы только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнца было бы всем плохо.
Воспитатель: Чтобы получить следующую подсказку, нам нужно пройти в лабораторию Стекляшкина.
7 слайд - Стекляшкин
Воспитатель: Где мы можем увидеть солнце? В какую часть суток мы можем видеть Солнце?
Дети: Солнце мы видим на небе в дневное время суток.
Воспитатель: Ответив на вопрос, где солнце бывает ночью, мы узнаем, куда же Незнайка отправился.
Дети: Ночью солнце светит на другой стороне планеты.
Воспитатель: Дети, а как называется планета, на которой мы с вами живем?
Дети: Планета Земля.
Воспитатель: Ребята, а что это? (показывает на глобус)
Дети: Глобус.
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Модель планеты Земля.
Воспитатель: Верно.
8 слайд – Фото Земли из космоса.
Воспитатель: Так выглядит наша планета Земля из космоса. Внимательно посмотрите на глобус, какие цвета преобладают? /голубой, коричневый/. А о чём нам говорит синий и голубой цвет на глобусе?
Дети: Моря и океаны.
Проведем опыт:
Материалы: настольная лампа, глобус с прикрепленной к нему бабочкой.
Воспитатель: Глобус, как вы уже сказали, это планета Земля. Земля вращается вокруг своей оси. А сейчас мы зажжем Солнце.
Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Вот здесь расположена Россия. Сейчас мы посадим нашу бабочку на глобус, на территорию, которую занимает Россия. Солнце светит на бабочку. Вспомните, в какой части суток много света, как у бабочки сейчас.
Воспитатель: Днем.
Воспитатель: Вращаем глобус, что происходит с бабочкой?
Дети: Бабочка удаляется от «Солнца». Становится менее освещенной
Воспитатель: Когда мы можем наблюдать такую освещённость?
Дети: Вечером
Воспитатель: Вращаем глобус еще вокруг своей оси. Что делает бабачка.
Дети: Прячется, потом вообще исчезает и находится на противоположной стороне от Солнца.
Воспитатель: В какую часть суток это можно наблюдать?
Дети: Ночью.
Воспитатель: Но Земля не останавливается и продолжает вращаться вокруг своей оси и бабочка вместе с ней. Что изменилось?
Дети: Стала ближе к Солнцу. Более освещенной.
Воспитатель: О какой части суток это говорит?
Дети: Об утре.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Земля еще немного повернулась и бабочка где оказалась?
Дети: Перед солнцем. Наступил день.
Воспитатель. Но, кроме того, что Земля вращается вокруг своей оси, она и вращается и вокруг солнца. Полный круг проходит Земля вокруг солнца за 365 дней, а это целый год. Что сменяется на Земле в течении года благодаря вращению земли вокруг солнца?
Дети: Происходит смена времен года /зима, весна, лето, осень/.
Воспитатель: Проверим это на нашем опыте. Бабочка находится напротив солнца. Как думаете, ей комфортно? Почему?
Дети: Тепло, светло.
Воспитатель: А в какое время года у нас тепло и много света?
Дети: Летом.
Воспитатель: Земля движется по орбите вокруг солнца. Что происходит с бабочкой?
Дети: Она удаляется, становится менее освещенной.
Воспитатель: Происходит смена времени года. Какое время года наступило?
Дети: А на противоположной стороне земли?
Дети: Весна.
Воспитатель: Земля продолжает свое движение по орбите. И что же мы видим?
Дети: Бабочка на противоположной стороне земли. Света мало. Как вы думаете, тепло ей или холодно? В какое время года мы это наблюдаем?
Дети: Зимой
Воспитатель: А на противоположной стороне земли, какое время года?
Дети: Лето.
Воспитатель: Земля все движется вокруг солнца. Что же мы видим?
Дети: Бабочка более освещена.
Воспитатель: Когда мы наблюдаем это явление?
Дети: Весной.
Воспитатель: Движение Земли продолжается. Теперь бабочка у нас где?
Дети: Напротив солнца. Ей тепло, светло. Наступило лето.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда полетел Незнайка. Незнайка летит по орбите планеты Земля. Давайте попробуем и мы представить себя планетой и полетим по орбите.
Игра – Физминутка.
Воспитатель: Становитесь в круг, на орбиту. Вы - планета Земля. Возьмите по мячику. В центре буду я – Солнце. Дети, поворачивайтесь вокругсебя и вращайтесь по кругу. По сигналу «стоп» вы останавливаетесь и отвечаете на вопрос: «У кого сейчас лето, осень, зима, весна?». (Дети определяют время года по своему положению по отношению к воспитателю – Солнцу).
Воспитатель: Опять Незнайку мы не нашли. Давайте пройдем в кабинет Знайки, чтобы получить следующую подсказку.
9 слайд – Знайка.
Игра «Когда это бывает?» с кругами Луллия.
10 слайд – Зима.
11 слайд – Осень.
12 слайд – Лето.
Воспитатель: На экране будет иллюстрация. Определив время года, отобразите на кругах Луллия все его признаки. (дети ищут признаки всех времен года).
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Но я вижу следующую подсказку. Это загадка, послушайте её :
«Блин в окошке виден Тане.
То он в масле, то в сметане
Кто-то край уже отъел
Поделиться не хотел».
Дети: Луна.
Воспитатель: Как вы думаете, куда отправился Незнайка? Правильно, он отправился на Луну.
Воспитатель: Луна – это естественный спутник Земли, который вертится вокруг своей сестры Земли. Дети, а почему Луну называют «спутником Земли?» Что означает слово «спутник»?
Воспитатель: Что вы можете рассказать о Луне?
Дети: На Луне нет атмосферы (воздуха) и нет воды, следовательно, там жизнь невозможна.
Воспитатель: Что такое атмосфера?
Дети: Защитный слой планеты, крыша нашего дома Земля.
Воспитатель: Так как нет атмосферы, Луна не защищена от космических камушков, до Земли они не долетают, сгорая в космосе, а до Луны долетают и могут причинить вред Незнайке.
13 слайд – Фото поверхности Луны.
Воспитатель: Дети, посмотрите на поверхность Луны. Скажите, чем покрыта поверхность Луны?
Дети: Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.
Воспитатель: А давайте пройдем к макету поверхности Луны и посмотрим, какая же она?
Дети: песчаная, ровная.
Воспитатель: Проведите пальчиками по поверхности. Что мы видим?
Дети: следы.
Воспитатель: Где и когда мы можем увидеть такие следы на песке?
Дети: Летом на пляже.
Воспитатель: Вспомните, следы на песке остаются?
Дети: Исчезают.
Воспитатель: Почему?
Дети: Дует ветер.
Воспитатель: Давайте подуем на песок через трубочку и посмотрим, что происходит с нашими следами.
Дети: Следы исчезают.
Воспитатель: Но на Луне нет воздуха, а значит, нет ветра. Поэтому следы космонавтов останутся здесь навсегда.
Ребята, а какую сказку мы с вами недавно читали про эти небесные тела, про Луну и Солнце?
Дети: «Сказку о том, как умный мальчик Луну и Солнце помирил»
14 слайд – Тюбик.
Воспитатель: Давайте пройдем в галерею Тюбика и вспомним сказку. А чтобы было легче рассказывать, Тюбик нарисовал для нас подсказки.
15 слайд
Сказка «О том, как умный мальчик Луну и Солнце помирил».
16 слайд
Солнце и Луна поспорили, кто из них самый главный.
17 слайд
Так они спорили, пока не увидели, как по Земле идет умный мальчик и попросили помочь решить их спор.
18 слайд
Умный мальчик сказал: «Если Солнце будет жарко светить, может случиться пожар».
19 слайд
А ты, Луна, не так ярко светишь ночью, как солнце. Поделитесь друг с другом ты, Солнце, своим светом, а ты, Луна, своей прохладой. Тогда мы бы вас будем любить еще больше.
20 слайд
Тогда Луна подула на Солнце. И появилась тучка. Но солнцу это не понравилось, и оно стало отодвигать тучку своими лучиками. Тучке стало щекотно. Она засмеялась до слез. И на Земле пошел дождь.
21 слайд
Луна решила, что Солнце и тучка не хотят с ней общаться и спряталась. Сначала осталась четвертинка Луны, затем серпик, а потом и вся Луна исчезла.
22 слайд
Солнце стало звать Луну. И так громко крикнуло, что оторвался лучик и рассыпался по небу звездами. Луне стало интересно, что же там светится, и выглянула.
23 слайд
А умный мальчик сказал: «Вот теперь мы любим вас еще больше. Только твое время, Солнце, радовать нас с утра до вечера. А ночью, ты, Луна, радуй нас звездным нарядом и освещай путь странникам.
24 слайд
Так умный мальчик помирил Солнце и Луну. И с тех пор мы видим Луну ночью, а Солнце светит днем.
Воспитатель: Незнайки нет и на Луне. Может он на другой планете. Ведь кроме Земли и Луны вокруг Солнца вращаются и другие планеты. Их всего восемь. Солнце с планетами и их спутниками представляет собой большую семью, которая называется «Солнечная система». Где-то здесь и затерялся Незнайка. Чтобы помочь Незнайке вернуться домой, мы должны вспомнить все, что знаем о планетах.
Дети рассказывают о планетах у макета.
Ближе всех к Солнцу находится Меркурий – это самая маленькая планета.
на второй позиции – Венера, самая яркая из всех видимых планет с Земли. Носит титул «самой горячей планеты»,
на третьей – Земля, это единственная планета, на которой есть жизнь.
на Четвертой – Марс, его называют «Красной планетой».
Юпитер самая большая планета Солнечной системы.
Сатурн - вторая по величине планета и имеет систему колец.
Уран обладает титулом «самая холодная планета».
Нептун – самая удаленная от центра планета Солнечной системы. Является вторым «ледяным гигантом».
25 слайд – Парад планет Солнечной Системы.
Воспитатель: Если мы правильно стали у макета с планетами и все верно рассказали, то сейчас должно что-то произойти. Давайте пройдем по своим орбитам и посчитаем до трех. (Демонстрация движения планет).
Дети: «Раз, два, три»
26 слайд – волшебство.
Появляется Незнайка.
Воспитатель: А вот и Незнайка. Где же ты был?
Незнайка: Не знаю.
Воспитатель: Ребята, мы столько интересного с вами видели и нового узнали, а Незнайка все пропустил. Давайте ему расскажем.
Дети: Видели солнце, луну, землю, планеты, солнечную систему. Узнали, что луна покрыта лунной пылью, там нет ветра, воды, воздуха. Нет жизни. Следы остаются там навсегда. Из-за вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи, а времена года сменяются, потому что Земля движется по орбите вокруг солнца.
Воспитатель. А теперь и нам пора возвращаться. До свидания, Незнайка и больше не теряйся. Занимайте места в ракете, пристегнитесь.
27 слайд (приземление ракеты)
Мы с полета возвратились
И на Землю приземлились.
Заключительная часть
Воспитатель. Дети, вот мы и вернулись домой. Во время поисков Незнайки мы вспомнили все, что знали о Солнечной системе, о Солнце, планете Земля и ее спутнике Луне. Узнали, что смена дня и ночи происходит, потому что Земля вращается вокруг своей оси. А благодаря вращению Земли вокруг Солнца происходит смена времен года.
Мне понравилось с вами путешествовать. Вы все молодцы. Очень старались в выполнении моих заданий, отвечали на вопросы, а самое главное - помогли Незнайке вернуться домой. Спасибо вам, ребята.
Занятие закончено.