Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с планетами земной группы «Земля — планета Солнечной системы»

Мария Сомова
Конспект занятия по ознакомлению с планетами земной группы «Земля — планета Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Земля планета Солнечной системы» (4 класс, О. Т. Поглазова) Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о Земле как планете Солнечной системы.

Задачи:

Обучающая: раскрыть содержание понятий «Солнечная система» и «планеты земной группы», «планеты-гиганты».

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с планетами земной группы „Земля — планета Солнечной системы“» размещена в разделах

Развивающая: выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Планируемые результаты :

Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.

Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть планеты Солнечной системы, знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу, знать форму и размеры Земли, называть и показывать на карте материки, части света и океаны.

Ход урока

1) Здравствуйте, ребята! Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная - это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. Если представить Вселенную страной, в которой мы живём, то нашим родным городом будет Галактика Млечный Путь, домом - Солнечная система, а квартирой - планета Земля.

Сегодня нам предстоит раскрыть секреты планет Солнечной системы. Для этого нам нужны ум, смекалка, умение наблюдать и анализировать. Но для начала, давайте выясним, что же такое солнечная система.

2) Солнечная система — это Солнце и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система - порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. Солнце - ничем не примечательная звезда по космическим меркам: жёлтая, со средней температурой и среднего размера. Во Вселенной существуют миллионы примерно таких же космических объектов. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко.

Ребята, а почему о Земле можно сказать “наш космический корабль”? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела)

А как Земля движется в космосе? (По орбите)

3) Ор­би­та – обыч­но за­мкну­тый путь небес­но­го тела. Чем даль­ше небес­ное тело от Солн­ца, тем боль­ше ор­би­та.

4) Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадку:

Восемь братьев и сестер

Вокруг мамы бродят,

Отражая ее свет,

Хороводы водят.

Правильно!

Пла­не­та – это кос­ми­че­ское тело, дви­жу­ще­е­ся во­круг Солн­ца по ор­би­те и по­лу­ча­ю­щее от него свет и тепло.

5) Отгадайте ещё одну загадку:

Одним планетам в небе скучно,

И чтобы было веселей,

Блуждая по Вселенной целой,

Они нашли себе друзей.

Какие это друзья? (Спутники)

Спут­ни­ки – небес­ные тела, дви­жу­щи­е­ся во­круг ка­кой-ли­бо пла­не­ты. У нашей планеты есть спутник. Кто знает как он называется?

6) А сейчас представьте, что мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она, наша планета?

Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. А почему она голубая, как вы думаете?

На земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу.

Земля – это холодное небесное тело. Она находится от Солнца на расстоянии 150 млн. км. Она движется вокруг него и, одновременно, вокруг своей оси.

Ребят, а Земля в Солнечной системе одна или есть еще планеты?

А кто знает, какие?

Давайте познакомимся с ними поближе.

7) Пер­вые че­ты­ре пла­не­ты – Мер­ку­рий, Ве­не­ра, Земля и Марс – от­но­сят­ся к пла­не­там зем­ной груп­пы. Они имеют между собой много об­ще­ го: они неве­ли­ки по раз­ме­рам и массе, сход­ны по сво­е­му хи­ми­че­ско­му и ми­не­ра­ло­ги­че­ско­му со­ста­ву. У них мало спут­ни­ков – толь­ко один у Земли и два у Марса; у Мер­ку­рия и Ве­не­ры спут­ни­ков во­об­ще нет. Юпи­тер, Са­турн, Уран и Неп­тун на­зы­ва­ют­ся пла­не­та­ми-ги­ган­та­ми. Они имеют ги­гант­ские раз­ме­ры и огром­ные массы, со­сто­ят пре­иму­ще­ствен­но из газов во­до­ро­да и гелия. Все они окру­же­ны тон­ки­ми коль­ца­ми. У каж­дой из пла­нет-ги­ган­тов много спут­ни­ков.

А сейчас про Меркурий и Венеру нам расскажет.

8) Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Планета получила название в честь римского бога торговли. По размерам Меркурий меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.

9) Вторая от Солнца планета – Венера. Носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.

Про Землю и Марс мы попросим рассказать.

10) Земля - третья от Солнца планета, пятая по размеру в Солнечной системе. Земля - единственная планета, о которой мы точно знаем: здесь есть жизнь. Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, что вызывает смену дня и ночи. Из-за того, что ось планеты наклонена под углом в 23 градуса к Солнцу, в разные моменты одна и та же точка на поверхности Земли будет дальше или ближе к нему. Это вызывает смену времен года.

11) Марс – четвертая планета. Назван в честь римского бога войны - за красный цвет. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)

Про Юпитер и Сатурн нам расскажет.

12) Пятая от Солнца планета – Юпитер. Он назван в честь самого главного римского бога Юпитера. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.

13) Шестая планета – огромный Сатурн. Он назван в честь римского бога земледелия, расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. У него много спутников – 60.

А про Уран и Нептун нам расскажет.

14) Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27.

15) Нептун – восьмая от Солнца планета. Он носит имя римского бога морей и мерцает голубоватым светом. Нептун кажется темно-голубой планетой потому, что тоже состоит из газа. Газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Там царит вепчная зима. Спутников –13.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА!

Все справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)

16) Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.

Стихи:

(Юпитер) – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду только водород

И лютый холод круглый год?

(Сатурн) – красивая планета

Желто-оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Планета (Нептун) от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко.

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

(Марс) – таинственная планета.

Она по размерам чуть меньше Земли.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Люди уже многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

- Прибор для изучения Вселенной?

- Что ближе к Земле : Солнце или Луна?

- Луна – это ….

- Путь движения планеты вокруг Солнца?

- Как называется самая яркая ночная звезда?

- По какой звезде можно ориентироваться ночью?

- Самые горячие звезды по цвету?

- Какого цвета солнце?

- Одежда для космонавтов?

- Газовая оболочка, окружающая Землю?

Белые

Полярная

Скафандр

Атмосфера

Желтое

Луна

Телескоп

Сириус

Спутник

Орбита

Тест «Планеты Солнечной системы».

1. Сколько планет в Солнечной системе?

А) 7

Б) 8

В) 9

Г) 10

2. Самая маленькая планета Солнечной системы.

А) Марс

Б) Земля

В) Венера

Г) Меркурий

3. Самая дальняя от Солнца планета

А) Юпитер

Б) Марс

В) Нептун

Г) Сатурн

4. Самая большая планета Солнечной системы

А) Сатурн

Б) Юпитер

В) Нептун

Г) Плутон

5. Самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы

А) Меркурий

Б) Марс

В) Сатурн

Г) Уран

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Планета Земля — наш дом» Интегрированное занятие в старшей группе Тема: «Планета Земля – наш дом» Образовательная область: Ребёнок и природа. Ребёнок и общество.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Планета Земля — наш общий дом»Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Планета Земля — наш общий дом» Тема: «Планета Земля наш общий дом» Образовательные области: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие и художественно.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Планеты солнечной.

Конспект занятия в подготовительной группе «Наша планета — Земля» Цель: Уточнить и обобщить представления о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли – на Земле есть жизнь : растения, животные,.

НОД по социальному миру для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие к планетам Солнечной системы»НОД по социальному миру для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие к планетам Солнечной системы» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 27 «Микки – Маус» Конспект совместной деятельности по социальному миру.

Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» с презентацией Занятие в подготовительной группе на тему: "Планета Земля". Цель: сообщить сведения о планете Земля, видеть её красоту и воспитывать желание.

Конспект занятия «Планеты Солнечной системы»Конспект занятия «Планеты Солнечной системы» Добрый день,ребята!Сегодня 12 апреля. Какой сегодня праздник отмечают все люди нашей планеты Земля?12 апреля люди всей Земли отмечают праздник.

Презентация к конспекту занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Презентация к конспекту по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Цель: закрепление знаний о Солнечной.

Конспект занятия «Строение Солнечной системы» Тема: Строение солнечной системы. Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация. Цель: систематизировать знания о строении.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Земля — планета жизни» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение «Березовский детский сад №33» Конспект занятия : «Земля – планета жизни».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с планетами земной группы «Земля — планета Солнечной системы»
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 19:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с планетами земной группы «Земля — планета Солнечной системы»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сомова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД