Ирина Рузиева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО «Познавательное развитие» по теме «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.
- Формировать представление о солнечном притяжении.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление.
- Формировать познавательное отношение к миру.
- Расширять кругозор.
Воспитывающие:
- Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,
- Воспитывать гордость за планету, на которой живем.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО „Познавательное развитие“ по теме „Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.
Форма: подгрупповая.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые; проблемные вопросы.
Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики по кол-ву детей, шнур 9 шт., фонограмма спокойной музыки, эмблемы с изображением планет солнечной системы.
Предварительная работа:
- беседа о строении солнечной системой;
- знакомство с понятиями Вселенная, космос;
- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;
- разучивание стихотворений о планетах;
- беседа о планетах и их основных характеристиках;
- разучивание правил игры «Движение планет солнечной системы»;
- моделирование «Солнечной системы»
Звучит музыка (Слайд 1)
Дети входят в зал, рассаживаются на удобные места, на экране появляется изображение звездного неба, космоса (Слайд 2).
Воспитатель: Дети, перед вами необъятный мир, который находится за пределами нашей планеты. А кто знает, как он называется?
Дети:Он называется космос, Вселенная.
Воспитатель:Вселенная или Космическое пространство. Оно бесконечно, величественно! Космос наполнен множеством разных звезд, планет, комет. Одни звезды крупнее, светят ярче, другие – еле заметны, но все они огромны и находятся очень далеко от нас.
Никто из людей пока не знает, есть ли там какие-нибудь живые существа. В космосе нет воздуха, там царят холод и мрак.
Слышится шум, вбегает Лунтик
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Лунтик: Здравствуйте, я Лунтик. Я случайно попал в Солнечную систему, на эту планету. Я живу на планете другой Галактики, путешествуя в космическом пространстве, я попал сюда. Скажите, кто вы? Где я нахожусь? Как называется ваша планета?
Дети:Мы живем на планете Земля, называемся земляне. Лунтик: Вы не могли бы мне и моим друзьям из группы «Затейники» рассказать хоть что-нибудь о планетах вашей Солнечной системы, чтобы я мог выбрать ту, на которой можно остаться?
Воспитатель:Ребята, кто готов помочь Лунтику?
Дети:Я, мы все поможем!
Воспитатель: Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.
Дети по очереди берут картинки с изображением планет и крепят их на соответствующие места макета на полу. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» - каждая на свою орбиту.
Воспитатель:
У каждой планеты свой собственный путь
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
По-разному все они солнцем согреты.
Первый ребенок
(Слайд 3)
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг.
Воспитатель: Ребята, это Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Ее поверхность раскалена. Вокруг нее вращаются девять планет и получают от Солнца свет и тепло.
Второй ребенок
(Слайд 4)
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Воспитатель: Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная и имеется множество кратеров, которые образовались множеством метеоритов упавших на планету более 3 миллиардов лет назад. И диаметр этих кратеров разнообразный. А еще здесь нет атмосферы и это самая жаркая планета, потому что она ближе всех к Солнцу.
Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете?
Дети: На этой планете нет жизни, так как нет воздуха, невозможно дышать.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы посмотреть, как Меркурии появились кратеры?
Дети: Хотели.
Воспитатель: А давайте мы с вами проведем опыт и узнаем, почему у кратеров разный размер.
(Предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки (кратер) на поверхности от удара.)
Воспитатель: Ну что, теперь мы можем сказать почему такие разные кратеры?
Дети: Это зависит от высоты, с которой упал метеорит.
(Слайд 5)
Третий ребенок
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты.
В облаках летаешь,
Красотою озаряешь.
Воспитатель: Венера, это единственная планета, которую можно увидеть на ночном небе.
Воспитатель: Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.
Дети по очереди берут картинки с изображением планет и крепят их на соответствующие места макета на полу. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» - каждая на свою орбиту.
Воспитатель:
У каждой планеты свой собственный путь
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
По-разному все они солнцем согреты.
Первый ребенок
(Слайд 3)
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг.
Воспитатель: Ребята, это Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Ее поверхность раскалена. Вокруг нее вращаются девять планет и получают от Солнца свет и тепло.
Второй ребенок
(Слайд 4)
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Воспитатель: Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная и имеется множество кратеров, которые образовались множеством метеоритов упавших на планету более 3 миллиардов лет назад. И диаметр этих кратеров разнообразный. А еще здесь нет атмосферы и это самая жаркая планета, потому что она ближе всех к Солнцу.
Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете?
Дети: На этой планете нет жизни, так как нет воздуха, невозможно дышать.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы посмотреть, как Меркурии появились кратеры?
Дети: Хотели.
Воспитатель: А давайте мы с вами проведем опыт и узнаем, почему у кратеров разный размер.
(Предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки (кратер) на поверхности от удара.)
Воспитатель: Ну что, теперь мы можем сказать почему такие разные кратеры?
Дети: Это зависит от высоты, с которой упал метеорит.
(Слайд 5)
Третий ребенок
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты.
В облаках летаешь,
Красотою озаряешь.
Воспитатель: Венера, это единственная планета, которую можно увидеть на ночном небе.
(Слайд 6)
Четвертый ребенок
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, что это за планета? На этой планете есть вода, суша, атмосфера, на ней обитают животные, птицы, растут деревья, цветут цветы, живут люди.
Дети: Это наша планета Земля.
(Слайд 7)
Пятый ребенок
Я – Марс.
Над планетой красной кружат
Камни, страх и ужас
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем здесь, на планете.
(Слайд 8)
Шестой ребенок
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
(Слайд 9)
Седьмой ребенок
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
(Слайд 10)
Восьмой ребенок
Я Уран.
Я уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчусь я, лежа на боку.
Воспитатель: Конечно же и на этих планетах то же нет жизни. Как думаете, почему, ребята.
Дети: Потому что на них очень холодно и нет воздуха.
(Слайд 11)
Девятый ребенок
Я - Плутон.
Нужно 5 часов, чтоб свету
Долететь до сей планеты,
И поэтому-то я
В телескопы не видна!
(Слайд 12)
Десятый ребенок
Я – Нептун.
На планете синей – синей,
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма
Длится 40 лет зима.
Воспитатель: Конечно, на этих самых удаленных от солнца планетах тоже никто не живет, они безжизненные. А вы знаете, почему?
Дети: На этих планетах нет жизни, так как на них очень низкая температура, долго длится зима.
Воспитатель: А давайте с вами проведем эксперимент и узнаем, почему на них так холодно.
(Настольная лампа это солнце, наши ладошки это планеты. Подносишь ладошку к лампе – горячо, это планета Меркурий, дальше убираешь ладошку – тепло, это Земля, И еще дальше – это Нептун и Плутон, на нем так холодно, потому что он далеко от Солнца).
Слайд 13 Солнечная система
Лунтик: Ребята, я что- то не пойму, что же ни на одной из планет Солнечной системы нет жизни?
Дети: Жизнь есть только на планете Земля.
Воспитатель: Действительно, только на нашей планете Земля растут растения и живут животные.
Лунтик: Ребята, я подумал и решил, что я останусь на вашей планете. Когда я летел в космосе, то обратил внимание на то, что планеты движутся, а что, если они столкнутся? (Планеты не могут столкнуться, потому что они все движутся по своим «дорожкам»).
Воспитатель: Ребята могут показать тебе, как происходит движение планет в Солнечной системе. Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шнурами).
Игра “Движение планет Солнечной системы”
Дети, изображающие планеты, встают каждый на свою орбиту, в центре становится Солнце.
Под музыку начинается движение планет вокруг Солнца.
Воспитатель:
Кружится хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен.
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Лунтик: Теперь мне совсем не страшно, ведь каждая планета движется по своей орбите вокруг Солнца и никогда с нее не свернет. А почему планеты не падают со своих орбит?
Воспитатель: Очень интересный вопрос. Попробуем разобраться все вместе. Хочу открыть вам один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Давайте проверим это. Возьмите мячики и подбросьте их вверх.
(Дети мячики подбрасывают вверх. Все мячи падают на пол.)
Ученые считают, что и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус.
Воспитатель предлагает каждому ребенку положить в ведро маленький мяч. Затем перевернуть ведро – мячики падают.
Воспитатель: А что произойдет с мячиком, если мы начнем вращать ведро?
Дети: Мячик может вылететь из ведра и упасть.
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент: будем вращать ведро с шариком.
Вращают ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы - мячик из ведра не выпадает.
Воспитатель: Что сейчас произошло с мячиком?
Дети: Мячик остался в ведре.
оспитатель: А знаете, почему так произошло?
Дети: Нет, не знаем.
Воспитатель: Когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же самое происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.
Воспитатель: А давайте вместе сыграем с вами в одну игру и посмотрим, как вы запомнили название планет Солнечной системы. У меня в руках планеты, разрезанные на половинки. Я раздам вам эти половинки, а Ирина Владимировна включит музыку, и вы будете парить как в невесомости. Но как только музыку выключат, вы должны будете найти половинку своей планеты (играют 2-3 раза).
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы с вами построим модель Солнечной системы и подарим ее «Затейникам», для того, чтобы они дальше продолжали заниматься ее изучением.
Моделирование «Солнечная система».
Лунтик: Я без сомнений остаюсь на планете Земля.
Воспитатель: А где именно тебе хотелось бы поселиться, ведь наша планета огромна. На разных ее полюсах условия жизни различны, где-то тепло, где-то холодно.
Лунтик: Я хочу остаться у вас, в детском саду. Мне у вас очень понравилось. Можно ребята?
Дети: Конечно можно, оставайся.
Лунтик: Спасибо большое вам, ребята, за помощь, я очень рад, что познакомился с вами. И благодарю вас за то, что вы помогли мне найти себе дом.