сухарникова елена
Технология проектирования в экологическом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире большое внимание уделяется вопросам экологии. Создаются общественные, государственные, и даже, международные организации по защите природы. Природу необходимо защищать, и в первую очередь от человека: от его индустриальной деятельности, когда загрязняются и высыхают реки, отравляется атмосфера; от непомерной жадности, когда вырубается тайга и браконьерски вылавливается рыба; от бесхозяйственности, когда захламляются мусором огромные территории и горят леса.
Публикация «Технология проектирования в экологическом воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
Каждый из тех, кто наносит урон природе, был когда-то ребёнком. Вот почему необходимо с раннего возраста воспитывать в человеке экологическую грамотность. И большая роль отводится дошкольным учреждениям. На этапе дошкольного возраста дети получают первые впечатления об окружающей природе, получают элементарные представления о различных формах жизни. Экологическое воспитание дошкольника – это:
*воспитание гуманного отношения к природным объектам;
*формирование элементарных знаний и представлений о природных взаимосвязях;
*развитие эстетических чувств к природным объектам;
*приобщение детей к посильному участию в природоохранных мероприятиях.
В своей работе с детьми я выделяю большое место именно экологическому воспитанию, потому что как можно не любоваться осенними и зимними пейзажами, как пройти мимо пустой кормушки зимой, как можно не возмутиться свалке ёлочек, которая вырастает у мусоропроводов после каждого Нового года.
С эколого-биологическим центром г. Братска я со своими воспитанниками сотрудничаю уже пятый год. Участвуя в акциях городского экологического марафона, я каждый раз нахожу новые формы работы. Но основная форма работы – это проектная деятельность. Технология проектной деятельности в экологическом образовании детей направлена на формирование таких качеств личности как открытость, причастность к общему делу, инициативность, активность, умение вести диалог со сверстниками и с взрослыми; развивается мышление, память, речь, наблюдательность, воображение; воспитывается чувство прекрасного, умение сопереживать; формируются первые ступени маленькой, но ответственности. В процессе реализации экологического проекта, дети не просто получают знания, а осваивают сложную систему ценностей будущей взрослой жизни.
«Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать и я пойму!» - таким принципом я руководствуюсь в работе с детьми в процессе реализации экологических проектов.
Наши осенние проекты: «Здравствуй, осень золотая!», «Осень в родном краю», направлены на воспитание у детей положительного, эмоционального отклика на красоту осенних пейзажей, на ознакомление с осенними хлопотами взрослых по сбору и сохранению урожая. В конце последнего осеннего проекта дети старшей группы, наблюдая за изменениями в природе в течение 3 месяцев, самостоятельно сделали «научный» вывод, что осень бывает очень разная, подсчитали, сколько дней стояла ранняя, золотая и поздняя осень.
Природоохранные проекты «Синичкин день», «В лесу родилась ёлочка», «Первоцветы», «Костёр в лесу» проходят у нас каждый год, обогащаясь новой информацией, новыми творческими находками детей и воспитателей. Например, в «Синичкин день» мы с воспитанниками выходили на улицы 23 микрорайона с листовками «Покормите птиц зимой, чтобы спели нам весной!». Развешивая кормушки на территории детского сада и наблюдая, как ведут себя птицы, ребята сделали вывод, что большие птицы (голуби) не подпускают маленьких птичек (воробьёв, синиц, снегирей) к кормушке. Мы долго думали, как же нам накормить маленьких птиц, не прогоняя голубей. Решение пришло после наблюдения за поведением птиц во время кормления: синички клюют корм налету, тогда как голубям необходимо присесть на кормушку. В результате, мы придумали зерновые «конфетки» из шишек, клейстера и семечек и развешали их на ветки деревьев. Голубям клевать налету не удавалось, и семечки доставались синичкам.
Во время реализации проекта «В лесу родилась ёлочка» раздавали листовки «Не рубите ёлочку!» прохожим и сходили в отделение почты России, где рассказали работникам и посетителям, как сделать искусственную елочку своими руками.
А что может быть прекрасней пробуждающейся природы? На проталинах появляются первоцветы. Сколько красоты и нежности в их названиях: подснежник, ветреница, мать-и-мачеха, медуница, ландыш. И очень обидно, что все эти цветы уничтожаются, из года в год их становится меньше. «Чтобы жить человеку нужны солнце, свобода и цветок», - писал Г. Х. Андерсен. Так родился проект «мини-музей «Первоцветы». В нашем музее не было ни одного живого цветка или листочка, только рисунки, картинки, поделки, а главный экспонат «Красная книга растений». Во время заучивания стихотворения Г. Виеру «Подснежник» Миша высказал мнение, что его надо запретить, т. к. герой несёт маме подснежник в подарок. После обсуждения данной ситуации, мы решили с детьми не разучивать это стихотворение. Воспитатели вместе с родителями воспитанников подготовили листовки и буклеты о необходимости охранять первоцветы, а ребята раздали их взрослым и детям в нашем микрорайоне.
Но самые интересные проекты проходят в нашей группе в марте-апреле, когда на подоконнике высаживается огород. Дети очень любят эти проекты, потому что получают на целый месяц в пользование лупы, микроскоп, линейки и превращаются в научных работников. Последний исследовательский проект так и назывался «Эксперименты на подоконнике».
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности», - писал С. Л. Рубинштейн.
Главной целью проекта было сформировать у детей представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений и воспитывать у детей понимание, что за все эти условия несёт ответственность человек. Экспериментальная площадка была разделена на 4 зоны. Первая зона называлась «Дачный поселок «Вершки», где был «главный» огород рассады овощей, здесь дети помогали воспитателям сажать семена, наблюдали всходы, рассматривали листья разной формы, вели календарь ухода и роста, учились аккуратно и бережно поливать первые ростки. Воспитанники своими глазами видели, как из одного маленького семечка вырастает большое, красивое растение.
Вторая зона называлась «Селекционная станция «Семечко», где дети через лупу рассматривали различные по форме, цвету, размеру семена овощных и цветочных культур, «выводили» новый сорт цветов. У каждого ребёнка был свой стаканчик с рассадой бархатцев, за которой он ухаживал от посадки семечка и до высадки растения в цветник. А в своём личном блокноте ребята фиксировали изменения в стаканчике, пытались придумать свой способ ухода, который бы ускорил рост цветка (чаще поливать, рыхлить, поворачивать к солнышку или наоборот, ставить в тень).
Третья зона нашей экспериментальной площадки называлась «Научная библиотека «В саду и в огороде», где дети получали новые знания об овощах, условиях роста из книг, дидактических игр, обучающих картинок. В библиотеке воспитатели собрали картотеки пословиц о труде, загадки об овощах и фруктах. Здесь же мы поставили лэтбук «Весенние хлопоты», в котором собрали картинки, стишки и другую занимательную информацию о труде на огороде и в саду весной.
Четвертая зона носила название «Экспериментальная станция «Корешки», где проводились опыты «Где лучше растёт?». Дети сажали семена в различные среды и выяснили, что они могут прорастать в натуральной и искусственной губках, в туалетной бумаге, в опилках при соблюдении определённых условий – света и влаги.
Большой познавательный интерес вызвал опыт с верхушками овощей – картофелем, морковью и свеклой, помещёнными в разные питательные среды: воду, песок, землю. Для детей было настоящим открытием, когда на овощах стали появляться зеленые ростки во всех трёх коробочках. Не ожидали дети, что и на песке может расти зелень. Рассматривая и измеряя длину ростков, записывая и сравнивая результаты, воспитанники почти самостоятельно делали выводы, что даже разрезанный овощ остаётся живым, а ростки появляются благодаря питательным веществам, которые хранятся в овощах круглый год.
Также проводили опыты с луковицами, посадив их в прозрачные пробирки с водой, дети рассматривали, как растет не только зелень, но и корешки у каждой из луковиц. Таким образом, дети сделали вывод о необходимости воды для роста растений.
По итогам исследовательского проекта «Эксперименты на подоконнике» была составлена картотека опытов. Например, опыт «В почве есть воздух?», который с помощью комочка земли, прозрачного стакана с водой и лупы, доказал, почему животные, насекомые и растения могут жить в земле: потому что в ней есть воздух. А опыт «Что внутри?» показал детям, что в любой части растения (стебле, листьях, корнеплодах) есть вода, а значит внутри у растения есть канальца, по которым вода движется по растению от корешков. Опыт «Хитрые семена» показал, что заранее намоченные семена всходят быстрее сухих на 2 дня. А опыт «Что важнее?» доказал, что для роста растения одинаково важны солнце, земля и вода.
Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР, поэтому в ходе этого проекта выделяла большое место для речевого развития и творчества детей. Обогащала словарный запас детей новыми понятиями, словами; совершенствовала связную речь, развивала умение вести координированный диалог со сверстниками и с воспитателем; закрепляла лексико-грамматические навыки во время рассказывания детьми о проведённом наблюдении. Полученные знания закрепляла в дидактических речевых играх «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом?», «Закончи предложение» и других.
Таким образом, широко используя технологию проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников, мы открываем для детей новые возможности для формирования у них собственного жизненного опыта, воспитываем ответственного и экологически грамотного человека, который во взрослой жизни будет бережно относиться к природе.