Екатерина Маматовская
Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о солнце как источнике тепла
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны, мира, вселенной. Ребенок открывает для себя окружающий мир. Он сильно хочет самостоятельно его познать не только целиком, но и частично. Узнать интересное о Планетах, Солнечной системе, хочет почувствовать себя частичкой этого прекрасного мира. Нам, взрослым, необходимо, как можно больше уделять внимание детям, помогать получить знания, развивать творческие способности и воображение.
Публикация «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о солнце как источнике тепла» размещена в разделах
Эффективность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством формирования у них представления о солнце, как источнике света и тепла во многом зависит от грамотно и своевременно созданных, с учетом возрастных особенностей детей педагогических условий, к которым по праву можно отнести: естественнонаучную осведомленность воспитателей, развитие их собственного экологического сознания и готовность к содержательному увлеченному общению с детьми в природе, в процессе совместной, элементарной научно-исследовательской деятельности.
Успешности воплощения данного условия способствуют постоянная работа по самообразованию воспитателей, предполагающая изучение специальной научно-методической литературы, проведение тематических педагогических советов, консультации для педагогов, направленных на обмен опытом, участие в конференциях, методических объединениях, как в рамках своего детского сада, так и за его пределами. Другое важное условие – создание разнообразных развивающих природных сред (экологическая комната) в помещении детского сада и на участке. Исходное требование к предметной среде – ее развивающий характер. При создании развивающей среды целесообразно опираться на положение А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игра, экспериментирование и т. д.). При этом главная цель оборудования вышеуказанных макетов природных сред заключается в обеспечении развития различных способностей детей, чтобы их опыт был опытом активного исследования действительности, радостного присутствия в мире природы. Наблюдая за комнатными растениями, животными (реалистичными игрушками, рассматривая фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе, устанавливают элементарные причинно-следственные связи происходящие в природе, обусловленные влиянием солнца на все живое.
Особая роль в процессе экологического образования при формировании у детей представлений о солнце как об источнике света и тепла отводится поисково-практической деятельности, осуществляющейся не только на занятиях, но и в свободной игровой деятельности. При этом условно можно выделить три составляющих образовательного процесса, способствующих формированию экологических представлений в процессе поисково-практической деятельности:
1. Накопление познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность в естественных, специально созданных условиях (наблюдение, труд, общение).
2. Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические игры и на занятиях.
3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в детских видах деятельности (игре, экспериментировании, т. д.).
Таким образом, для формирования экологических представлений в процессе поисково-практической деятельности необходимо соблюдать ряд условий :
– создание эколого-развивающей среды, включающей: экологическая комната : центр познавательного развития, уголок экспериментирования, уголок природы для труда детей. Так, к примеру, в процессе поисково-практической деятельности при посещении экологической комнаты дети, знакомясь с моделью солнечной системы, больше узнают о нашей планете Земля и условиях жизни на ней;
– включение поисково-практической деятельности детей на занятиях и в повседневной жизни;
– обеспечение свободного доступа детей к оборудованию для труда и экспериментирования в самостоятельной деятельности.
Закрепление экологических представлений осуществляется в дидактических играх экологического содержания. Содержание, игровые действия, игровая задача дидактических игр экологического содержания в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие экологической компетентности дошкольников. Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и поэтому через игру можно добиться многого. Для повышения качества экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности следует на практике комплексное использование группы методов.
1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у детей практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер.
2. Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Организация длительных наблюдений (циклов) – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение – это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.
3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство со строением Солнечной системы – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает, что солнце – это источник жизни, непосредственно оказывающий влияние на каждый живой организм, населяющий нашу планету.
4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания – проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания. Все во многом зависит от готовности и экологической образованности самого педагога (педагогического состава детского сада). Для детей старшего дошкольного возраста очень важен образец подражания, достойный пример. Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, которые, не утомляя чрезмерной информацией детей, могут эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о солнце как источнике тепла и света, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе. Процесс формирования экологических знаний о солнце будет протекать более эффективно, при условии : готовности и экологической образованности самого педагога (педагогического состава детского сада); формирования у старших дошкольников интереса к солнцу как источнику тепла и света эффективными методами и средствами педагогического воздействия; включения материала по формированию элементарных знаний о раскаленной звезде в различные доступные ребенку виды деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию элементарных знаний о солнце как источнике тепла и света.