Елена Корелова
Педагогическая технология игры как средство формирования качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возрос интерес к проблеме социализации детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленными в культурно-историческом опыте поколений; возрождение ценностных ориентаций в сфере взаимоотношений между полами выступают актуальными проблемами современного общества, как в реальной жизни, так и в научных исследованиях.
Публикация «Педагогическая технология игры как средство формирования качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Одной из главных задач современного воспитания – формирование в мальчике не просто человека, гражданина, а будущего мужчину, мужа, отца. В своих работах Б. В. Ничипоров пишет, что воспитание мальчиков в любой стране – это краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас нынче мальчики, будет зависеть вся судьба нашей страны. Когда будет ответ на вопрос, какую роль в обществе должен играть мужчина и какими качествами он должен обладать, тогда легче будет ответить на вопрос, как воспитывать мальчиков.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мужественности у мальчиков дошкольного возраста (И. С. Кон, В. Е. Каган, Л. И. Столярчук, Т. А. Репина,Н. К. Ледовских, В. В. Абраменкова, и других)выяснилось, что мужественность - это фундамент характера мальчика.
Т. А. Репина, полагает, чтомужественность этоглавное качество настоящего мужчины и является собирательной, обобщающей характеристикой личности.
В своих работах В. В. Абраменкова отмечает, что при формировании мужественности следует обратить внимание на качества, связанные с этим понятием: собранность, способность к самоконтролю, ответственность за свои поступки, умение терпеть и преодолевать трудности.
В целом, обобщая изученную психолого-педагогическую литературу, можно выделить следующие черты мужественности : надежность, практичность; лидерские задатки; способность принимать решения и отвечать за каждое из них; уверенность в словах и поступках; способность защищать;высокая степень приспособляемости; склонность к расширению деятельности и контактов.
Л. Д. Кравченко говорит о том, что дошкольный возраст, особенно период 4-5 лет очень важен для воспитания будущего мужчины. Большое влияние на формирование мужских стереотипов в поведении мальчиков оказывает общение со сверстниками. От того, как в этот период будет формироваться характер мальчика, зависит будет ли он будущим главой семьи, защитником и опорой для близких, или же это будет неуверенный, робкий, безответственный человек.
В своих трудах И. С. Кон определяет, что всреднем дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивный процесс развития самосознания. Важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В данномпериоде должно появляться стойкое представление «Я - мальчик», осознанное понимание норм поведения, поляризация ролей в соответствии с половой принадлежностью в сюжетно-ролевых играх.
О. П. Нагель и О. В. Румянцева отмечают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со стратегией воспитания мальчиков, осознать особенность типа поведения. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Основная роль в этом отводится сюжетно-ролевой игре, как ведущей на этом возрастном этапе.
По определению Л. С. Выготского, игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, а также средство усвоения социальных установок.
Е. О. Смирнова отмечает, что именно средний дошкольный возраст является расцветом сюжетно-ролевой игры, которая является школой чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, повторение действий взрослых и подражание их моральным качествам влияют на формирование таких же качеств у ребенка. а игровые переживания оставляют глубокий след в его сознании на всю дальнейшую жизнь.
Д. В. Менджерицкая определяет сюжет игры, как этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение. Игра, по ее мнению, возникающая на основе нравственно - ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и в повседневной жизни. По собственному побуждению, дети ориентируются на привлекательный для них игровой образ, который вызывает у них положительные эмоции, желание действовать в игре как герой. В игре, дети выражают свое отношение к герою и комбинируя имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. Взрослые же, получают возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, к примеру, напоминая ему, каким смелым, справедливым капитаном он был, когда играли в «Моряков».
Анализируя психолого-педагогическую литературу и наблюдая за детьми на практике, можно сделать вывод, что мальчики среднего дошкольного возраста чаще начинают играть в «войну», «моряков», «солдат», «космонавтов» и прочие мальчишеские сюжетно-ролевые игры. Когда мальчик подражает спасателю, он передает в игре свое восхищение им, мечту стать таким же. Именно такие сюжетно-ролевые игры, формируют в мальчиках «мужественность».
В последнее время наиболее остро стоит вопрос о дошкольных игровых технологиях. Использование игровых технологий является своего рода фундаментом всего образовательного процесса, где основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях, что способствует развитию его индивидуальности.
Известно, что сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельности. Элементы современных педагогических технологий сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой. Данные авторы признавали необходимость педагогического сопровождения сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого так как, игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре развиваться не будут. Под сопровождением игрой данные авторы понимают создание условий, направленных на целенаправленную организацию игр детей для овладения ими конкретными действиями и формирование определенных качеств.
При педагогическом сопровождении игровой деятельности мальчиков среднего дошкольного возраста, следует учитыватьпринципы выделенные А. Н. Харчевниковой:
1. Принцип учета детских игровых интересов, детской игровой субкультуры.
2. Принцип учета деятельности природы ребенка.
3. Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей.
4. Принцип эмоциональной комфортности детей, учет полифункциональной игровой среды для мальчиков.
5. Принцип педагогической поддержки.
Учитывая изученные материалы В. А. Деркунской, А. Н. Харчевниковой, технология педагогическогосопровождения игровой деятельности мальчиков среднего дошкольного возраста включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап.
Шаг 1:Определяются игровые интересы и предпочтения, игровые умения мальчиков 4-5лет (беседа с ребенком, наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков).
Шаг 2:Отбор оптимальных игровых сюжетов для формирования качествмужественности у мальчиков 4-5 лет.
- Игры на бытовые сюжеты : «Семья» : «Сыновья - отцы» «Ремонт в доме», «Строим дачу»;
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд мужчин: «Спасатели» : «Готовимся быть спасателями», «Спасатели в пути», «Юные спасатели пожарной охраны МЧС»;
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги мужчин: «Военные» : «Военные моряки», «Солдаты на учениях», «Пограничники на границе», «Лесные солдаты».
Шаг 3: Организация предметно-игровой среды для развития игровой деятельности мальчиков.
- «Уголок мальчиков», наполненный предметами мужского мира (машины, конструкторы, строительный материал, инструменты, модули ракеты, автобуса, заправки, корабля и. д. р., позволяющие мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли; - «Костюмерная» где собрана коллекция различных вещей, нарядов для переодеваний: фуражка капитана, матроски, спасательные жилеты, костюмы для солдат, спасателей, пожарных, полицейских, космонавтов, моряков и т. д. ;
-«Мастерская» содержащая оборудование для формирования мужских умений : мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов; цветная бумага, картон, обрезы различных тканей, бросовый материал для самостоятельного создания атрибутов к играм.
- «Уголок мужской доблести» : доспехи, военное обмундирование, оружие, также иллюстрации о разных видах деятельности взрослых мужчин, военной техники, кораблей, самолетов, ракет и т. п.
- «Мужская библиотека», где подготовлена специальная подборка художественных произведений по формированию представлений о качествах мужественности : о мужественных поступках - стихи С. Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», рассказы Б. П. Житкова «На льдине»; произведения о мальчиках, проявляющих мужественность, смелость -рассказы Г. Мямлина «Самый смелый», главные герои которых - мальчики являются защитниками малышей и девочек; рассказ Е. А. Пермяка «Самое страшное» который помогает отличить храбрость от драчливости и жестокости и другие.
- «Коллекция сокровищ» - специальный сундучок, в котором мальчики собирают ценные, с их точки зрения, вещи (амулеты, солдатские атрибуты, ремни, метки, камни и т. д.)
2. Основной этап– совместная игровая деятельность педагога и детей.
Шаг 1: Развитие эмоционально-положительного отношения к выполнениюбудущей социальной роли «мужчины – отца».
Методы предварительной психолого-педагогической работы :
- Чтение худ. литературы: П. Воронько «Мальчик Помогай», Е. Серова «Папа дома», А. Барто «Младший брат»,Н. Носов «Шурик у дедушки».
- Беседы: «Мальчики – будущие мужчины», «Мальчики - будущие отцы».
- Дидактические игры : «Кто я?», «Узнай по описанию» (мужские, женские качества, «Возрастная линия» (от младенца до юноши).
- Составление рассказа: «Моя дружная семья».
-Художественное творчество: «Я в будущем»
Элементы предметно-развивающей среды :семейные фотоальбомы; выставка рисунков «Я в будущем», атрибуты к игре «Семья»
Игра, игровые ситуации:«Семья» : «Сыновья - отцы», «Ремонт в доме», «Строим дачу».
Шаг 2: Ознакомление с мужскими профессиями, развитие представлений о качествах мужественности, положительного образа себя как представителя своего пола.
Методы предварительной психолого-педагогической работы :
- Чтение худ. литературы: С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; К. И. Чуковский «Храбрость»; Б. П. Житков «На льдине».
- Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов.
- Рассказ инспектора службы МЧС о профессии - спасатель МЧС.
- Просмотр: презентации о действии службы спасения в экстремальных условиях (пожар, землетрясение, наводнение, взрыв).
- Беседа: «Мужественные профессии в мирное время»
- Дидактические игры :«Что с собою мы возьмем?», «Подбери атрибуты»
- Проблемные ситуации: «Как бы ты поступил?», «Что делать если…», «Чрезвычайные ситуации».
- Художественное творчество: «Добрые дела настоящих мужчин»
- Подготовка материалов с детьми: огнетушитель, спасательный круг.
Элементы предметно-развивающей среды :Выставка книг, иллюстраций по тематике; рисунков «Добрые дела настоящих мужчин». Атрибуты к игре: штаб службы спасения, информационные карточки о действиях спасателей в чрезвычайных ситуациях; экипировка спасателей;лестницы, лопаты, вёдра, носилки, аптечка «скорой помощи»; транспорт: машины для доставки спасателей, грузовая машина, скорая помощь.
Игра, игровые ситуации:«Спасатели» : «Готовимся быть спасателями», «Спасатели в пути», «Юные спасатели пожарной охраны МЧС»
Шаг 3: Уточнение представлений о маскулинных качествах мужчины. Актуализация стремления походить на настоящих мужчин. Развитие конкретных представлений о качествах героя-воина, восхищение героизмом военных.
Методы предварительной психолого-педагогической работы :
- Чтение худ. литературы: В. Берестов «Богатыри», Е. Л. Шварц «Сказка о русском солдате», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Маркуша "Я – солдат и ты – солдат", Н. Никольский "Что умеют танкисты", А. Беляев «Хочу быть военным моряком»
- Рассматривание: картины «Три богатыря», подборки иллюстраций по тематике.
- Экскурсия: Музей боевой славы (Иркутский дом офицеров).
- Дидактические игры : «Назови военную профессию», «Подбери атрибуты», «Создай свой мужской образ»
- Состязательные игры : «Рыцарский турнир»
- Художественное творчество: «Я – будущий защитник»
- Подготовка материалов с детьми: погоны, бинокль.
Элементы предметно-развивающей среды : фотоальбом «Наши защитники» (армейские фотографии отцов, выставка книг, иллюстраций, рисунков «Мальчики – будущие защитники», атрибуты к игре «Военные»
Игра, игровые ситуации:«Военные» : «Солдаты на учениях», «Пограничники на границе», «Лесные солдаты»
3. Заключительный этап - самостоятельная игровая деятельность детей, гдеигровую позицию педагога характеризуют наблюдение и косвенные приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, при необходимости – включения игрового взаимодействия.
Таким образом,использованиепедагогическойтехнологии сюжетно-ролевой игры, целенаправленное использование ее возможностей для закрепления позитивных стереотипов мужественности,будет эффективно влиять на формирование основ мужественности у мальчиков среднего дошкольного возраста; представлений о правилах культурного поведения мальчиков в обществе и семье, культурных эталонах мужественности; представлений о мужских качествах при знакомстве с мужской профессиональной деятельностью; формировать эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли,что позволит мальчикам в будущем безболезненно социализироваться в обществе.
Литература:
1. Деркунская, В. А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет [Текст] : уч. -методическое пособие. / В. А. Деркунская., А. Н. Харчевникова. – М. : Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
2. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей [Текст] / Д. Н. Исаев В. Е. Каган. - Л., 1988.- 243 с.
3. Нагель, О. П. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста [Текст] / О. П. Нагель, О. В. Румянцева // Дошкольная педагогика. - 2009.- №2. - С. 11-16.
4. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. - Москва – Воронеж, 2004. - 300 с.
5. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова // под ред. А. В. Запорожца. - М., 1976. - 93 с.