Ольга Солдатова
Пути формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
Сегодня перед нами стоит проблема сохранения интереса к художественной литературе, к чтению как процессу и ведущей деятельности. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на детей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь художественная литература требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии ребенка. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Публикация «Пути формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное – учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Книга прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Интерес к чтению начинает формироваться в дошкольном возрасте. Большую роль в привлечении к чтению играет семья, её традиции. Заинтересованность родителей в эффективном развитии ребёнка приводит к тому, что в доме появляются детские книги. Семейное чтение не только просвещает, информирует, развлекает, но и учит высказывать собственную позицию, оценивать события, героев, сопоставлять своё мнение с мнением окружающих.
Чтение в кругу семьи создаёт особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес передаются от старших к младшим. Умение слушать, сочувствовать, переживать формируется именно в минуты коллективного восприятия прочитанного, когда старшие члены семьи высказывают своё отношение к событиям, персонажам, языку поведения.
Со своими детьми образовательно – воспитательный процесс организовываю таким образом, чтобы одна из его целей было формирование интереса к художественной литературе и процессу чтения. Организация работы с книгой, учит ребёнка элементарным действиям с самой книгой и текстом.
Поверхностный анализ и пересказ текста не дают необходимого результата. Поэтому ребёнка необходимо научить работать с этой информацией, которая несёт книга, чтобы развивалось воображение и творческие способности. Работа с художественной литературой интересна и нужна детям, когда над ней потрудились писатель и художник, когда их взгляды на детство, талант, отношение к процессу творчества совпали, когда видно, что их индивидуальность не подавляют, а добавляют друг друга.
В своей работе стараюсь методически грамотно руководить процессом ознакомления детей с художественной литературой : выстраиваю последовательность рассматривания, учу соотносить содержание с оформлением, текст с картинкой. Дошкольники узнают на иллюстрациях персонажей, характеризуют их, доказывают своё мнение, обращаясь к тексту.
В рамках непосредственно образовательной деятельности, а также в повседневной жизни активно использую интерактивную доску с использованием мультимедийных технологий (цвет, звук, видеоматериал, позволяющие моделировать различные ситуации. Данная технология привлекает и удерживает внимание детей. Образовательная деятельность строится таким образом, чтобы дети сами работали у доски, выполняя то или иное задание.
Для моих дошкольников чрезвычайно интересна драматизация – разыгрывание текста в лицах. Перевоплощение в художественный образ даёт возможность показывать, как ребёнок понимает текст, оценивает героев, представляет события.
Исходя из практики работы по восприятию художественной литературы, я заметила что у детей до 5 лет проявляется спор, который не может быть продуктивным. Спор разграничивается на настоящий и примитивный.
Доказательство имеет место, когда ребёнок связывает своё утверждение и довод, доказывающий правильность этого утверждения, посредствам термина, служащего союзом (потому что, тогда и т. д) и делающего ясным факт этого доказательства. До тех пор доказательство остаётся подразумеваемым и ребёнок действует посредствам утверждений, не связанных между собой – это примитивный спор.
К 6 годам спор становится настоящим. Следовательно, период подготовки детей к школьному обучению связан с формированием вести дискуссию. Художественный текст даёт возможность организовать обсуждение. В споре дети выполняют логические действия с объяснением. Дискуссионные моменты обеспечивают проблемность в усвоении любого материала.
Поэтому, в данной работе я тщательно продумываю собственные действия, которые помогают сформировать интерес к художественной литературе: сюда входит и просветительная работа с родителями воспитанников, и организация фронтальной, индивидуальной, групповой парной работой с книгой. Разнообразие форм, методов и приёмов способствует эффективному решению задачи формирования интереса к художественной литературе. Работа по формированию интереса детей к чтению художественной литературы строится с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.
Наше учреждение тесно работает с библиотекой - проводятся экскурсии, выставки и специальные “библиотечные занятия”, которые способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом.
Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Художественная литература дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
В результате формирования интереса к чтению облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Художественная литература помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.