Ирина Банникова
Технология фасилитации — философия сотрудничества с семьёй в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология фасилитации – философия сотрудничества с семьёй в ДОУ.
Работа с семьёй в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка, в основе которого лежит педагогическое просвещение родителей. Методы, которые направлены на традиционное воздействие, на сегодняшний просвещённый век, подчас, могут быть несостоятельны, потому что могут не совпадать с приоритетами воспитания в одних семьях и стать причиной делегирования своих прав самому ДОУ в другом случае.
Публикация «Технология фасилитации — философия сотрудничества с семьёй в ДОУ» размещена в разделах
Современные педагоги изменили целевые основы содружества с семьёй дошкольника, начали осваивать новые методы и формы работы, помогающие поддерживать дружеские и партнёрские отношения.
Технология фасилитации (от английского «помогать») – это новая философия работы с семьёй, суть её можно представить так:
- равное взаимодействие, но независимое;
- инициируется родителями и педагогами на стимулирование других субъектов, заинтересованных в потребностях семьи и возможностях педагогов;
- знания для родителей не являются целью, они служат средством для решения задач и возникших проблем;
- продуктивное и творческое взаимодействие с детьми и детским садом;
- необходимость обучения при возможности его применения для улучшения своей жизни;
- активные методы обучения (АМО) создают новый статус участника образовательного процесса как активного и заинтересованного субъекта.
Активные методы обучения имеют существенные отличия от традиционных приёмов, они ориентированы на раскрытие перед родителями дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений и навыков и повышения родительской компетенции, помогают найти оригинальные идеи и варианты в различных ситуациях.
Модификацией АМО интерактивные методы организации взаимодействия, которые ориентированы на более широкое общение родителей и педагога, позволяют стать соучастниками и соавторами воспитания себя и своего ребёнка. Именно технологии фасилитации настроены на то, чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили некоторые навыки общения и поведения, смогли преодолеет некоторые негативные установки по тем или иным пробле6мам, связанными с нахождением ребёнка в детском саду, это такие процедуры, направленные на стимулирование и актуализацию возможностей, инициирование, помощь и поддержку в форме взаимодействия, воздействия, диалога и косвенного влияния.
Педагог при общении с родителями должен следовать некоторым правилам:
- вызывать доверие и располагать к себе;
- помогать родителям сформулировать определённые задачи и цели, стоящие перед группой и каждым из них;
- искать у каждого родителя мотивацию к сотрудничеству;
- делиться своим опытом, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, открыто выражать свои чувства;
- проявлять эмпатию и симпатию;
- самому быть активным участником группового взаимодействия, владеть стилем неформального общения.
Таким образом, технология фасилитации обеспечивает особое взаимодействие для облегчения процесса обучения и воспитания, помогает формировать коммуникативные связи между взрослыми и детьми в ДОУ, способствует созданию зоны потенциального развития личности, педагогу должен устранить ограничения, которые мешают творческому развитию и ребёнка, и родителей, и самому педагогу. Результат совместных усилий, если он удовлетворяет всех, должен быть продемонстрирован и отражать вклад каждого участника взаимодействия, иллюстрировать достижения, формировать накопительный эффект.
Опыт работы специалистов МКДОУ №9 показал, что сплочённая творческая деятельность по взаимодействию с семьями воспитанников, направленная на сохранение здоровья, даёт положительные результаты.
Родителям важно видеть, в каком направлении развивается ребёнок, какие у него успехи и трудности, видеть в нём не просто маленького ребёнка, а растущую личность.