Лариса Штыкова
Опыт социокультурного сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы
Существующий социальный заказ государства на воспитание человека
образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и
межнациональному общению, обладающего чувством ответственности за страну,
требует пристального внимания педагогов к решению проблем нравственного
воспитания подрастающего поколения. Главное в воспитании свободного,
интеллигентного, культурного человека является формирование гармоничной,
творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином
Публикация «Опыт социокультурного сотрудничества» размещена в разделах
собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир.
Можно ли воспитать культурное поколение, умеющее ценить, понимать и
любить наследие творения человечества, не уделяя достаточного внимания их
знакомству? И как, и когда должно происходить это знакомство? Этим вопросом
задавались многие великие умы на протяжении многих столетий. И ответ дан.
Театры, музеи и картинные галереи имеют все предпосылки, чтобы стать
идеальной образовательной средой, пробуждать познавательный интерес детей,
поднимать серьезные проблемы на доступном для них уровне, помогать
установлению взаимосвязей между отдельными артефактами и целыми
культурами. Они не являются, да и не должны быть частью школьной системы,
но они могут функционировать в качестве альтернативных путей получения
знаний, общения с искусством.
Одной из вершин развития педагогики в античном мире явились
педагогические взгляды Аристотеля. Аристотель считал общественный театр
заметным неформальным средством нравственного воспитания граждан.
Обращая внимание на это обстоятельство, он писал, что «театральная трагедия
способна расположить к правильным действиям, или, по крайне мере,
предотвратить неправильные». В эпоху Средневековья вектор нравственного
воспитания направлялся на самосовершенствование, познание собственной
души. Византийские богословы предложили ряд идей, которые составили основу
религиозного воспитания. Эти идеи оказали сильное влияние на весь христианский
средневековый мир. Гуманисты: Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель
Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, X. Л. Вивес свои идеи черпали не
только в классическом наследии, но и в рыцарском воспитании. Они стремились к
воспитанию общественно полезной личности. Ф. Рабле едко и остроумно
обличал пороки средневекового воспитания и одновременно рисовал идеал
гуманистического воспитания, в центре которого - духовное и телесное
развитие личности. Считая, что детям присуща склонность к деятельности,
Коменский усматривал цель воспитания в поощрении этого влечения. Призывая к
формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы,
Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания.
СИ. Гессен полагал, что нравственное становление личности достигается не
наставлениями, а прежде всего педагогическими действиями — «правильной
организацией работы и жизни учащихся». В. В. Зеньковский отмечал, что
проблема воспитания добра и направления ребенка к добру - главная и основная
проблема. Он писал: «. в этой-то задаче мы становимся лицом к лицу с загадкой
свободы, с невозможностью принудительно привести дитя к добру, с мучительным
сознанием того, что вся работа воспитания может быть сведена к нулю».
В. В. Зеньковский делает вывод, что не приспособление ребенка к жизни, а
развитие в нем сил добра, единство добра и свободы должно составлять цельвоспитания, «Добро в душе, — пишет Зеньковский, — не рождается ни от
физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни даже от развития
творческих сил. Мы не должны забывать, что вместе с ростом добра и света в
ребенке растет само собой и злое, темное в душе — как одновременно с пшеницей
растут в поле и плевелы». И. С. Марьенко отмечает, что нравственные качества,
образуя взаимосвязанную систему в структуре личности, определяют
направленность её поведения и деятельности. «При этом,- подчеркивает он,- в
одних условиях могут больше проявляться одни качества, в других - другие, но
функционирование этих качеств подчиняется характеру как фундаменту
личности». Рубинштейн, указывая на необходимость изучения проблемы
формирования свойств (качеств) личности, определяющих характер человека,
отмечал их психологическую природу и подчеркивал, что устойчиво
сформированные качества личности, определяющие характер человека,
обуславливают направленность его деятельности и поведения. «К характеру
относятся лишь те проявления направленности, — писал он,- которые выражают
устойчивые свойства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не
случайные ситуационные установки. Относительно устойчивые свойства личности,
которые определяют ее качественное своеобразие и выражают ее направленность,
составляют ее характер». Основой для формирования свойств характера личности
C.Л. Рубинштейн считал мотивы ее поведения и деятельности. «В мотивах, —
отмечал он,- черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие
переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит,
поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию
направленных на их закрепление поступков». Внутренний механизм
формирования нравственных качеств личности он раскрывал следующим образом:
«каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость,- это в
потенции будущая черта характера в ее генезисе, и черта характер - это сгусток
мотивов, который раз, за разом реализуясь в поступках человека, оседая в нем,
переходит в личностное свойство». Л. И. Божович, разрабатывая концепцию
нравственных качеств как психологических образований личности школьника,
также отмечала, что «по своей психологической природе они являются как бы
синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических
для него форм и методов поведения». При этом Л. И. Божович подчеркивала, что
«костяком» нравственных качеств личности выступают прочно сформировавшиеся
у нее привычки. «Качество личности,- утверждала она,- по существу и является
результатом устойчиво закрепившейся привычки». Таким образом, в отличие от
С. Л. Рубинштейна, который рассматривай мотивы как основу формирования
качеств личности, Л. И. Божович, не отрицая значения мотивов в этом процессе,
выделяла их, наряду с привычками, существенными психологическими
компонентами нравственных качеств личности школьника. «В структуру
устойчивых форм поведения ребенка, - указывала она,- входит не только
упрочившиеся и ставшее привычным поведение, но и закрепившаяся система
его отношений к действительности, то есть определенная система его
побуждений». И. Ф. Харламов также отстаивает точку зрения, согласно которой
нравственные качества личности школьника рассматриваются как психологические
образования ее моральной сферы. Поэтому, по его мнению, они представляют
собой «единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов
их реализации, которые формируются у учащихся в процессе
индивидуальной и коллективной деятельности». Следует отметить, что В. Н.
Мясищев относил нравственные качества к психическим свойствам личности и
признавал, что они отражают процессуальные особенности отношений. Когда мы
говорим о свойственных человеку доброжелательности, преданности, дружелюбии
или о противоположных качествах, то речь идет об особенных отношениях. Задача театра, как говорил К. С. Станиславский, состоит в том, чтобы
воспитывать зрителей, а не забавлять, чтобы раскрывать человеку глаза на
высокие идеалы, делать его чище, умнее, полезнее обществу. «Для меня театр
– это загадочный, необъяснимый, удивительный мир, в котором разговаривают
по душам» - эти слова принадлежат Сергею Белкину – художественному
руководителю Тверского государственного театра кукол, заслуженному деятелю
искусств Российской Федерации. С 1975 года на стационарной сцене, в
прекрасном светлом просторном здании преданные служители театра встречают
и приглашают к диалогу своих гостей.
Но чтобы диалог состоялся, необходимо в зале иметь достойного
собеседника, не правда ли? Ведущую роль в этом процессе может играть школа.
Стратегическая линия при этом должна быть направлена на сотрудничество.
Хотелось бы поделиться опытом такого социокультурного сотрудничества
между двумя муниципалитетами: обычной общеобразовательной школой
г. Твери и музеем Тверского государственного театра кукол.
Период начальной активной социализации приходится на младший
школьный возраст, поэтому «времени, не тратя даром» подготовка к
сотрудничеству начинается с первых шагов по школе. Уже с первых месяцев
пребывания в школе, опираясь на литературные произведения, изученные ещё в
дошкольном периоде, в работе с детьми используются различные формы
драматических программ. «Театр для участника, а не театр для зрителя». Цель
такого театра состоит в том, чтобы доставить больше удовольствия участникам.
В таких программах могут участвовать по очереди, играть несколько ролей. Игра
участников может представлять и драматизацию рассказа, песни, пьесы, какого-
либо исторического события, шутки, загадки, мультипликации или даже
музыкального произведения. Целью участия в таких постановках должно быть
накопление личного опыта, приобретаемого от участия в пьесе, от игры вместе.
Творческое мышление, контроль над эмоциями, понимание различных людей,
способность выражать четко свои мысли – все это стимулирует описанный выше
вид деятельности. Задача руководителя таких программ – пробуждать
творческое мышление детей через их интерес и непосредственное участие.
Нравственное воспитание младших школьников средствами театра должно
предусматривать, в первую очередь, не привитие профессиональных навыков, а
формирование нравственности учащихся путем широкого использования
специфических театральных средств воздействия: театральная игра,
тренировочный этюд, рефлексия, и т. д. Развитие и формирование нравственных
качеств ребенка средствами театрального искусства позволяет сконструировать
базисные компоненты нравственности младших школьников (альтруизм,
коллективизм, сопереживание, толерантность, трудолюбие и др.).
Следующим шагом, продвигающим нас по пути социализации, стал выход в
гости к профессионалам. Знакомство началось с посещения музея, созданного
при Тверском кукольном театре. Музей, как живой организм, располагает
памятными вещами, бережно хранит историю театра, накопленный опыт.
Русский философ В. Федоров, размышляя о роли музеев в народном
самопознании, писал: «Музей – учреждение, где знание неотделимо отнравственности. В нем обитает разум не только понимающий, но и
чувствующий…» Поиск новой модели эстетического воспитания направлен на
преодоление разрыва между «интеллектуальной» и «эмоциональной»
ориентациями.
Борецкая Елена Борисовна свой путь начинала как актриса, а сегодня
является экскурсоводом музея, хранящего всю многолетнюю историю театра.
Она и стала для нас проводником в волшебный мир, где можно прикоснуться к
самому процессу сотворения чуда, прочувствовать его и понять. Прикоснуться –
не значит только полюбоваться, познакомиться, это ещё и осуществить пробу
совместно с взрослым знающим помощником. Вот как она сама относится к
нашему сотрудничеству : «Доброго времени! Нет ничего приятнее, чем
осознание, что рядом единомышленник! Каждое посещение театра это не только
просмотр спектакля, но возможность погрузиться в атмосферу, историю, тайну
театра кукол! А искусство театра кукол и таинственно и уникально по
возможности вместить в себя все искусства вместе: от живописи и музыки до
архитектуры и цирка! О т первобытного человека, пляшущего в маске вокруг
костра, Египетских пирамид, от японского театра Кабуки, от скоморохов-
петрушечников до сегодняшнего дня прошли века, а театр кукол жив и
интересен своим многообразием лиц и масок! Но жив он благодаря тем людям,
которые сегодня, изо дня в день приносят свой талант и душу на алтарь
процветания и это не только актеры-лицедеи, но и все те, кто дает в руки актера
его необыкновенный инструмент – куклу: режиссер, художник, бутафор,
механик, столяр, портниха, костюмер, гример. И так постепенно, шаг за шагом
рождается спектакль! А чтобы он продолжал жить, родившись, его росту и
развитию помогают: звукорежиссеры и осветители, рабочие сцены и водители,
директора и администраторы, билетеры и гардеробщицы. И конечно, самое
главное-это зритель, ради которого живет и дышит наш театр кукол. Зритель, чье
огромное сердце стучит и замирает, радуется и сопереживает героям спектаклей.
Но чтобы зрителю было еще интересней в стенах театра, он открывает ему свое
сердце и свои тайны. Постичь тайны театра и театральной жизни помогает
проводник – Борецкая Елена Борисовна. Свой путь она начинала как актриса, а
сегодня художник-гример театра, заслуженный работник культуры является
экскурсоводом музея, хранящего всю многолетнюю историю театра. На встречах
с юными гостями раскрывает и рассказывает много интересного на своих
экскурсиях-занятиях. Это цикл занятий для детей и взрослых: от зарождения
кукольного искусства и истории именно Тверского театра кукол, поход по
«закулисью», погружение в тайны изготовления кукол, овладения мастерством
до инсценировки (на последнем занятии) любимой сказки. И многое-многое
другое! Но пусть это останется тайной для тех, кто не придет в театр кукол и не
пройдет лабиринтами «закулисья». Приходите и убедитесь сами! Вы не
останетесь равнодушными или разочарованными!»
схема приобщения детей к театру:
– знакомство с манерой поведения в театре;
– знакомство с внутренним убранством театра;– класс-знакомство с различными профессиями театра, терминология,
используемая в театре;
– знакомство с такими визуальными аспектами в театре, как декорации, костюм,
свет, грим, реквизит;
– анализ пьесы (форма, стиль, содержание, обсуждение, критические
замечания);
– история искусства театра, концепция развития, технические возможности,
пропорции, единство, согласованность.
Процесс нравственного воспитания младших школьников средствами
театра предполагает соблюдение определенных педагогических условий: учет
синкретичности театрального искусства, создание творческой атмосферы на
занятиях; опоры на содружество, связь с родителями учащихся, вариативность
воспитательной среды, эмоциональную стабильность, успешность в театральной
деятельности. Нравственное воспитание младших школьников средствами
театра обеспечивается комплексным сочетанием с общеобразовательной
деятельностью, приобщением к литературе и другим видам искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре
определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря
занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и
содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами,
радостью творчества. Итог нашей деятельности - эстетическое воспитание
учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества;
раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к
миру искусства - театру кукол. Дети, занимающиеся в кукольном театральном
кружке, овладевают красивой, правильной, чёткой речью как средством
полноценного общения. Занятия раскрывают младшим школьникам
возможности для самореализации, т. е. удовлетворяют потребности проявить и
выразить себя, передать своё направление, реализовать свои творческие
способности. Участвуя в спектаклях, дети приобретают такие качества, как
уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на
публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации. Развивается
самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является
актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и
способствует самореализации ребенка в будущем. Введение занятий
театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательный
процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона
учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять
через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение
театральное творчество приобретает в начальной школе, именно оно помогает
воплощать ребёнку свои идеи и фантазии в творчестве. Детскому восприятию
очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное
одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. Дети почти всегдабыстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует
особая подвижность детского воображения. Несомненно, всё это оказывает
благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения,
способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства
доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение,
развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и
выразительность речи. В этом смысле искусство театра призвано оказать
огромное влияние на образовательный процесс. Театр обладает огромной силой
воздействия на эмоциональный мир ребенка. Он вводит детей в мир
прекрасного, развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, способность
поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Воспитание театром – это воспитание средствами театрального искусства,
посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся
знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся
образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной
культуры, к её традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем
состоянии театрального процесса. Приобщаясь к великому чуду театра ребёнок
начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружескую компанию
единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, но чем-то гораздо
более важным и удивительным.