Екатерина Ворожцова
Педагогический опыт «Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е. А. Мухачёва
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень эмоционального и социального развития ребёнка.
Публикация «Педагогический опыт „Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьёй“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в 2010 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям:
Информационно – аналитическое
Познавательное
Наглядно-информационное
Досуговое
В ходе проведения работы мною был определен ряд задач:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Внедрить в практику нетрадиционные формы в работе с родителями
Помочь родителям перейти от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Чтобы обеспечить полное взаимопонимание при общении с семьей, мы определили для себя некоторые правила:
Больше спрашивать и слушать родителей ребенка, чем указывать или давать советы.
Как можно чаще сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
Использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.
Давать родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.
Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашивать, чего хотят они.
Своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.
Стараться разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей.
Принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными.
Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей. Поэтому предпочтение отдаем нетрадиционной, как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества.
Все представленные в опыте нетрадиционные формы изучены и апробированы мною в работе с родителями и детьми, а их эффективность в создании на практике.
Мастерская общения с родителями
Практикумы
Круглый
Школа заботливых родителей
В средней группе :
Педагогическая мастерская
Дискуссии
Педагогическая гостиная
Деловая, ролевая игра
В старшей группе
Родительский вечер - это праздник общения родителей друг с другом, со своим ребёнком, с коллективом дошкольного учреждения.
Акции
Аукцион
Результативность опыта.
Подводя итоги работы, на сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя;
Создана атмосфера взаимоуважения;
Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей;
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка;
100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.