Лариса Баранник
Формирование сотрудничества детей с ОВЗ со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сотрудничества ребёнка с ОВЗ со взрослыми и овладение им способами усвоения общественного опыта
Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести совместные действия взрослого и ребёнка, употребление выразительных жестов, особенно указательного(«жестовая инструкция»,подражание действиям взрослого, действия по образцу. Нормально развивающиеся дети овладевают этимиспособами постепенно, без специального обучения. И уже в дошкольном возрасте основными методами для них становится показ (подражание действиям взрослого,образец и словесная инструкция.
Публикация «Формирование сотрудничества детей с ОВЗ со взрослыми» размещена в разделах
Для детей с нарушением познавательных способностей свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении с ним у ребёнка в раннем возрасте часто совсем не возникают. В результате дети, поступающие в коррекционную группу, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции,ни по подражанию и образцу.
В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с ребёнком с нарушением познавательных способностей является формирование эмоционального контакта со взрослыми, направленности его на сотрудничество с ними, обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта.
Эмоциональное общение взрослого и ребёнка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его,взять за руку и т. п.
Нормально развивающийся ребёнок очень рано совершает действия по словесной инструкции,но первые инструкции даются в привычной для малыша ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями или жестами взрослого. Например, когда ребёнка кормят, его сажают на удобное место, повязывают салфетку, ставят перед ним посуду, т. е. создают привычную ситуацию. Затем взрослый берёт ложку, говорит: «Ешь»- и кормит ребёнка. Для маленького ребёнка слово при этом не выделяется из ситуации, а воспринимается как одна из частей его составляющих. Если сказать малышу: «Ешь» в другой ситуации, слово становится непонятным. Такое понимание речи называется ситуативным. Ситуативная речь не может руководить действиями ребёнка и на данном этапе развития речи ребёнок не будет действовать по словесной инструкции вне привычной ситуации.
У детей с нарушением познавательных способностей ситуативное понимание речи сохраняется долго, иногда без специальной коррекционной работы-до конца дошкольного возраста.
В коррекционном обучении используются игры и упражнения для формирования эмоционального контакта со взрослыми,для выделения элементарной инструкции из ситуации - т. е. сделать слово руководством к действию. Речевая инструкция при этом должна состоять из одного слова, обозначающего действие, которое побуждает ребёнка к выполнению задания. Важно понять, что цель действия- предмет с которым манипулирует ребёнок, свойства и перемещения этого предмета в пространстве на данном этапе не определяются словом, а раскрываются с помощью жестов, действий взрослого с предметами и т. д. Например:
«Иди ко мне»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры:
Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший».Когда ребёнок подходит, взрослый его обнимает : «Ах,какой ко мне хороший Коля пришёл».Игра повторяется.
«Возьми шарик»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Оборудование: три воздушных шара.
Ход игры:
Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребё нку: «На, возьми». Когда ребёнок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает и снова отдаёт ребёнку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!»,оживлённо хлопает в ладоши.
Таким образом получая планомерную,систематическую, коррекционную помощь со стороны педагогов и родителей, дети группы компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья, получают достаточный объём информации, необходимый для усвоения общественного опыта и формирования эмоционального контакта со взрослыми.