Елена Маратканова
Технология детского экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технология детского экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях
будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Публикация «Технология детского экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Главный плюс детского экспериментирования - дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментируя, обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает потребность совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. А умение делать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения
Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Любопытство, постоянное желание наблюдать и экспериментировать, находить новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения.
Задача взрослых – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Технология детского экспериментирования позволяет строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности.
Цель педагогической технологии : Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования
Задачи, которые мы ставим при использовании данной технологии :
- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т. е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.
- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, моделей, схем, условных знаков.
- Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.
- Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.
Всю работа, по использованию Технологии детского экспериментирования можно разбить на этапы:
Первый этап заключается в создании развивающей предметно пространственной среды и в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности.
Он предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального центра и их назначением.
Развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Основным оборудованием в уголке являются:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- Технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- Красители: гуашь, акварельные краски и др.
Второй этап - Практический
Это предварительная работа: занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого можно использовать занятия-тренинги, предложенные А. И. Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание, средства, формы, условия, результат.
Цель: развитие детских умений взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
- Развитие мыслительных процессов;
- Развитие мыслительных операций;
- Освоение методов познания;
- Развитие причинно-следственных связей и отношений.
Мотив – выделение и постановка проблемы:
Сюда входят познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: Живая природа; Неживая природа; Человек.
При планировании эксперимента используется следующая последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Результат экспериментальной деятельности : опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.
Способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Показатели сформированности исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»
Третий этап: Итоговый- подведение итогов.
Итоговый продукт: Папка методических разработок : например, Презентация: «Юные исследователи»; Лэпбук «Технология исследовательской деятельности» и т. п.
Экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Литература:
1. Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
4. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Материалы Интернет-сайтов.