Хачатурова Ирина Владимировна
Технологическая карта по познавательному развитию «Ай да Африка». Подготовительная группа
Целевые ориентиры: Ребенок открыт новому, то есть проявляет стремления к получению новых знаний.
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания
Развивающая : Закрепить представления детей о животных жарких стран: внешний вид, характерные особенности
Образовательная: Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, джунгли.
Публикация «Технологическая карта по познавательному развитию „Ай да Африка“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Речевая: Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы полным ответом. Упражнять в образовании существительных множественного числа; умении отгадывать загадки. Активизировать словарь по теме.
Материал и оборудование: Презентация слайдов с изображениями, животных и природных зон Африки, глобус, дидактическая игра «Угадай, кто?»
Предварительная работа: Беседы о животных разных стран, обитателях Африки
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
содержание
1 Организационный момент:
Ребята, а вы любите путешествовать, мы сегодня отправляемся в дальнее путешествие. На каком транспорте мы сможем прибыть быстрее всего? Правильно, на самолете. Тогда проходите, пожалуйста, на борт нашего авиалайнера, занимайте места.
Наш полет будет проходить на высоте 8000 метров, приятного полета (слайд 2 – клип «Самолет» - группа «Чударики») – дети сели.
2 создание проблемной ситуации, мотивация
Наш полет подошел к концу. Давайте попробуем догадаться, где же мы с вами оказались?
Материк лежит большой.
Очень жаркий и сухой,
Там ведь лето круглый год
Кто его мне назовет?
Ответы детей.
Да, конечно. Это Африка (слайд 3 - Африка)
3 Ознакомление с новым материалом, решение проблемной ситуации
Давайте на глобусе его найдем, посмотрите какой он большой! Берега Африки омывает два океана – Атлантический и Индийский.
А как называется то место в Африке, где очень много песка? (ответы детей).
Конечно, это - пустыня (слайд 3).
В Африке их много, но самая большая - это Сахара. Здесь дуют очень горячие ветра, годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли там жить растения? (ответы детей)
оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень длинные корни, чтобы достать воду, которая находится глубоко под землей.
К жизни в пустыне приспособились и животные.
Кораблик пустыни идет по песку
Воды по бутыли есть в каждом горбу.
Колючки еще на обед подают
Везет в караванах товары (верблюд) (слайд 5)- рассказ ребенка
В пустыне обитают и другие животные:
- Черепаха (слайд 6) - рассказ ребенка
- Змеи (слайд 7) - рассказ ребенка
- тарантулы, скорпионы (слайд 8) – рассказ ребенка
- сурикаты, вараны.
Повторите скороговорку:
У верблюда – верблюжонок, у черепахи – черепашонок.
Дальше наш путь лежит через африканский луг – саванну (слайд 9).
- Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? (ответы детей)
- Это баобабы (слайда 10). Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада
(дети встают в круг, смотрим размер ствола баобаба).
Понаблюдаем за обитателями саванны.
-Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев (жираф) (слайд 11) - рассказ ребенка.
- Ребята, помогите найти жирафу его хвост (слайд 12)
- Жираф – хищное или травоядное животное? (ответы детей)
- А вот и африканские гиганты - слоны (слайд 13) – рассказ ребенка
- Лошадь как лошадь, но только в полоску.
Видел когда-нибудь лошадь – матроску? - ответы детей (слайд 14) и рассказ ребенка.
Конечно же - это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?
- Название, какого животного состоит их двух слов?
(Ответы детей). Носорог (слайд 15).
- А почему его так назвали? (ответы детей)
- Носорог - травоядное или хищное животное? (дети отвечают)
- А каких хищных животных Африки вы знаете? Это, конечно же, лев. Как его еще называют? (Царь зверей) (слайд 16) – рассказ ребенка.
- Самое быстрое животное на нашей планете – это. гепард (слайд 17). Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.
- А еще их ближайшие родственники из отряда кошачьих:
- леопард (слайд 17) – рассказ ребенка,
- тигр (слайд 18) – рассказ ребенка
- пантера (слайд 19) – рассказ ребенка.
В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:
“И петь не поет, и летать не летает»… Кто же это?
- Это страус (слайд 20). За что же народ его птицей считает? У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.
(21 слайд) В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться. Там можно встретить так называемую «речную лошадь». Это животное проводит все время в воде. Часто оно погружается полностью, а на поверхности остаются только ноздри и глаза. Иногда оно раскрывает пасть и показывает грозные клыки. Это огромное млекопитающее может переходить реку по дну, задерживая дыхание более чем на 3 минуты. Кто же это? (отгадываем ребус) - (слайд 22)
Ребята, догадайтесь, кто пришел самым первым на водопой? (слайд 23)
А кто еще там жертву подстерегает, вы догадаетесь, отгадав загадку:
В реках Африки живет злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни проплыл, всех проглотит…крокодил - рассказ ребенка (слайд 24)
Как вы думаете, кто охотник, а кто жертва? (определить по рисунку глаза крокодила и зебру)
4 Первичное осмысление и закрепление материала на практике
Игра «Подружись с крокодилом».
Каждый ребенок «превращается» в африканское животное, я изображаю голодного крокодила в воде. Чтобы напиться на водопое надо «подружиться» с крокодилом, находя одинаковые признаки (чем похожи).
«Крокодил, крокодил! Давай дружить,
-я тоже откладываю яйца или такая же опасная (змея,
-у меня такие же острые зубы (тигр) и т. д. Кто не найдет общих признаков – «пойман»
-Мы на водопой пришли,
Подружиться все смогли (дети обнялись)
«Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку»
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках,
И друг другу даже
Языки покажем.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим!
Ребята, мы с вами немного передохнули и оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей).
Да, это джунгли (слайд 25). В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли – это царство обезьян (слайд 26). Здесь их водится очень много. Каких обезьян вы знаете? (мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин) – рассказ ребенка
В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев (слайд 27). А еще проживает: ---Что за птичка, порх и ах! Пестренькая крошка,
Меньше всех на свете птах, чуть крупней горошка …колибри (слайд 28) – рассказ ребенка.
Вот мы и познакомились с некоторыми животными Африки.
А теперь давайте поиграем в игру «Подбери словечко» :
- У жирафа длинная шея, значит он - … длинношеий
- У слона длинный нос, он какой? -. длинноносый
- У страуса быстрые ноги, он какой? - … быстроногий
- У льва большая грива, он какой? - … большегривый
- У бегемота толстые ноги, он какой? - … толстоногий
- У обезьяны длинный хвост, она какая? - … длиннохвостая
- У носорога толстая кожа, он какой? - … толстокожий
- У верблюда два горба, он какой?-…двугорбый
- У крокодила острые зубы, он какой? -… острозубый
А теперь нас ждет самолет (слайд 33, приготовились к полету, нам пора в обратный путь (слайд 34).
Вот мы и оказались дома (слайд 35).
Наш уютный детский сад
-Это счастье для ребят!
По дорожке прямиком
Побежим в любимый дом,
Потому что детский сад
Ждет всегда своих ребят!
5 Рефлексия
Что вам понравилось?
Что запомнили?