Светлана Шерстнева
Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
• исследовать строение листа.
• способствовать закреплению знаний о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
• в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Развивающие:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Почему опадают листья“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, жилки, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);
• развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, презентация «Осенний пейзаж», лупы, листья сухие и только, что опавшие (на каждого ребенка, осенние листочки.
Воспитатель: ребята, сегодня я вас приглашаю в осенний лес, полюбоваться необыкновенной красотой этого времени года.
(Показ презентации: слайды 1-10)
Воспитатель: Ребята, рассматривая красоту осенней природы, вы обратили внимание, как меняется природа? Какие изменения происходят с деревьями осенью?
(Сначала деревья были разноцветные, затем листьев на них становится меньше, а в конце осени деревья облетают, становятся голыми).
Многим русским поэтам очень нравилась осень. Они восхищались красотой осени и посвящали ей свои стихи. И мы с вами знаем много стихотворений об осени, давайте их прочитаем.
(Дети по желанию рассказывают стихи)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
3. Федоровская
Осень в лесу
Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
- Стыну. -
И дрожит от холода.
А береза рада
Желтому наряду:
- Ну и платье!
Что за прелесть! -
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И березка шепчет:
- Зябну. –
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
- Мерзну! Мерзну! -
Обмануло золото -
Не спасло от холода.
А. Гонтарь
Воспитатель: к сожалению, осенняя красота сохраняется не долго, и поздней осенью листья с деревьев уже облетели, деревья стоят голые. Почему же листочки облетают с деревьев? Для того, чтобы нам изучить листья, предлагаю вам пройти в лабораторию.
Эксперимент 1: Исследование строения листа с помощью лупы
Чтобы ответить на наш вопрос, предлагаю изучить строение листа.
(Дети рассматривают лист с помощью лупы)
Воспитатель: Возьмите в руку лист. Как называется вот эта часть листа? (показывает черешок).
(Стебель, черешок).
Воспитатель: как вы думаете, для чего нужен черешок?
(С помощью черешка лист закрепляется на стебле.)
Воспитатель: Подойдите к столам и рассмотрите березовый лист через лупу. Что вы видите на листе?
(Тонкие дорожки, прожилки).
Воспитатель: Листья пронизаны жилками. По жилкам к листочку передается вода. Пощупайте лист пальцами. Какой он на ощупь?
(Лист гладкий, крепкий, упругий).
Воспитатель: Именно жилки делают лист упругим. Отделите лист от прожилок. Что случилось с листом?
(Листья ломаются и рвутся без жилок).
Воспитатель: Проведите правым указательным пальцем по главной жилке. Где она проходит?
(Она проходит посередине листа).
Воспитатель: От главной жилки отходят более мелкие жилки. Проведите по ним левым указательным пальцем.
Воспитатель: Почему деревья сбрасывают осенью листья?
(Потому что они желтеют. Потому что их сдувает ветер).
Воспитатель: Осенью становится холоднее, солнце светит мало, и листья перестают вырабатывать хлорофилл. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву. Так они защищают себя, потому что если листья не опадут, то зимой ветки могут обломаться от тяжести снега.
Эксперимент 2 «Как листья опадают»
Воспитатель: как вы думаете, все ли листья падают одинаково?
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листочки падают быстрее и больше кружатся.
Эксперимент 3 «Свойства листьев»
Воспитатель: перед вами лежат два листочка: один сухой, другой недавно упавший с дерева. Возьмите в руки и попробуйте их сложить. Что с ними произошло?
(Сухой лист разломился, а только что упавший нет)
Воспитатель: Лист недавно опавший остался прежним, а сухой лист раскрошился. Что можно сказать об этом эксперименте?
(Лист, который только что опал питался влагой дерева, а лист давно опавший, питание не имеет, поэтому он сухой и ломкий).
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
-Из каких частей состоит лист?
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?