Елена Дмитриевна Бондарева
Конспект НОД по познавательному развитию «Полезные и вредные продукты питания» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал (а): студент (ка) ГБПОУ РО "Волгодонский педагогический колледж" Бондарева Елена
I. Содержательно-целевой компонент:
Цель: актуализация представлений детей о полезных и вредных продуктах, осознанного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Полезные и вредные продукты питания“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезная и вредная еда
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
1. Образовательные: совершенствовать познавательные умения: использовать экспериментальные способы проверки предположений; совершенствовать умение в коллективе со сверстниками проводить экспериментирование по выявлению свойств и качеств материалов живой природы; продолжать формировать представления о гигиенической культуре.
2. Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие; развивать умение соблюдать правила безопасности; развивать самоконтроль; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
3. Воспитательные: воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни; воспитывать желание помогать тому, кому трудно
Словарная работа:
Обогащение словаря: «натуральные продукты», «ненатуральные продукты», пробирка
Активизация словаря: полезная пища, вредная пища, свежевыжатый (сок).
Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: эксперимент со скорлупой яйца в кока-коле и воде.
II. Организационно - деятельностный компонент
Оборудование и материал:
1. Демонстрационный материал: игрушка Лунтик; изображение сервированного стола на ватмане; два стакана, наполненные один – кока-колой, второй – водой, в них лежит скорлупа; иллюстрации с изображением больных зубов; кока-кола.
2. Раздаточный материал: изображения пищевых продуктов на А5 листах; изображение пищевых продуктов (вырезанные); фартуки, перчатки на каждого ребёнка; мешочки с мелко нарезанными овощами и фруктами (лимон, апельсин, чеснок, лук, болгарский перец, свекла); мандарины на каждого ребёнка по 1-2;кружки на каждого ребёнка.
3. Вспомогательное оборудование: аудио запись из м/ф Лунтик - «Я родился»; светодиодный шар; горелка; половник для потушения огня в горелке; сухое горючее; 2 пробирки; пинцет; штатив для пробирок; держатель для пробирок; ручная соковыжималка; 1/2 апельсина; клеёнки; поднос; песок в ведре; совок; лейка с водой; кружка; мандарины; длинная зажигалка; пищевая сода.
Подготовка к НОД: воспитатель готовит демонстрационный, раздаточный материал, вспомогательное оборудование, дети расставляют стулья.
Формы организации НОД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный метод: рассказ, пояснение, беседа, монолог, диалог; игровой метод; наглядный метод: показ, демонстрация; практический метод: экспериментирование, выжимание сока из мандарина руками.
III. Эмоционально - мотивационнй компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)
IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.
Список используемой литературы:
1. ФГОС дошкольного образования;
2. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014;
3. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова 3. А. Развитие
познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. — СПб. :
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Этапы реализации содержания НОД:
I. Эмоционально - мотивационный компонент
I. Вводная часть: (мотивация, установка на предстоящую деятельность) 2 минуты
В: Здравствуйте, дети. Меня зовут Елена Дмитриевна.
Д: Здравствуйте.
В: Послушайте одну короткую историю.
Воспитатель включает аудио «Отрывок из м/ф «Лунтик»» совместно со светодиодным шаром.
Дети слушают аудио запись.
В: Вот, что произошло, дети – Лунтик к нам в гости пришёл. «Здравствуйте, дети».
Д: Здравствуйте.
В: Сколько у Лунтика друзей?
Д: Много.
В:Верно, совсем скоро Лунтик будет праздновать свой день рождения и пригласит всех своих друзей. Но у Лунтика появилась проблема. На земле он недавно и совсем не знает, чем лучше накормить друзей? Я бы помогла, но, боюсь, одна не справлюсь, мне нужны помощники. Как же быть, дети?
Воспитатель продолжает скрыто убеждать детей в том, что ему необходима их помощь, пока дети сами её не предложат.
В:Гостей много, еды много, как мне одной со всем справиться?
Д:Мы поможем вам.
II. Организационно-деятельностный компонент
II.Основная часть 25 минут
Игра «Выбери продукты»
В: Спасибо, дети. Лунтик принёс с собой картинки, на которых изображены разные продукты. Пожалуйста, каждый выберите по 2 картинки, на которых изображены те продукты, которые, по вашему мнению, должны стоять на столе для гостей.
Дети выбирают те продукты, которые, как они думают, должны стоять на столе.
Если кому-то из детей не хватило картинки, воспитатель предлагает просто перечислить эти продукты.
Воспитатель просит детей рассказать, какие продукты они выбрали, коротко объяснить, почему он выбрал эти продукты?
В: Какие ты выбрал продукты?
Д: Кока-кола, торт, др. вредные продукты.
В: Как эти продукты влияют на наш организм?
Дети отвечают.
В: Они приносят вред или пользу?
Д:Вред.
В:А если продукты помогают нашему организму?
Д:Это полезные продукты.
В: Почему ты выбрал кока-колу, чипсы?
Д: Потому что часто ем, потому что вкусно и т. д.
В:Лунтик хочет узнать, полезна ли кока-кола?
Д:Нет, не полезна.
В: Дети, а объясните же Лунтику, он не понимает, почему кока-кола не полезная?
Д: От неё болит живот, темнеют зубы, люди толстеют и т. д.
В: Как вы считаете, чем кока-кола опасна для зубов?
Д: Зубы темнеют, начинают болеть.
В: Конечно. А почему зубы темнеют? Что такого в кока-коле, что она так вредит зубам?
Д: В кока-коле есть красители, как раз они и окрашивают наши зубы.
Результаты предварительного эксперимента
В: Мы заранее провели эксперимент, чтобы посмотреть, как кока-кола влияет на зубы, так как, чтобы увидеть результат, нужно время. Что мы делали на эксперименте и для чего?
Д: Мы оставили скорлупу в кока-коле и воде, чтобы узнать, что произойдёт со скорлупой.
В: Вспомните, почему мы взяли скорлупу?
Д: По своему составу она похожа с нашими зубами.
Воспитатель берёт два стакана (кока-кола и скорлупа, вода и скорлупа, пинцетом достаёт скорлупу из стакана с водой.
В: Посмотрите, изменилась как-то скорлупа?
Д: Нет, не изменилась.
Воспитатель достаёт скорлупу из стакана с кока-колой.
В: А что же произошло со скорлупой из кока-колы?
Д: Она потемнела, стала коричневой, появились неровности, шероховатость, стала хрупкой и т. д.
В: Верно, то же самое происходит и с нашими зубами, когда мы пьём много кока-колы. Посмотрите на иллюстрации, вот что кока-кола делает с вашими зубами, когда вы её пьёте. Опишите изображённые зубы.
Дети дают краткое описание.
В: Полезно ли это, красиво, как вы считаете?
Д: Не красиво, не полезно.
В: Дети, не только кока-кола окрашивает ваши зубы, но и кофе, варенье и многое другое. А чтобы этого не происходило, что нужно делать сразу после приёма ищи?
Д: Чистить зубы.
В: Какой вы сделали вывод после этого эксперимента?
Д: Не нужно пить кока-колу, они вредная, плохо влияет на организм.
В: Дети, а как вы понимаете «натуральные продукты»?
Если дети знают, отвечают.
Д: Это те продукты, которые проходят сильную обработку.
В: Натуральными считаются те продукты, которые либо совсем не проходят обработку, либо проходят, но минимальную. Например, если вы посадите картошку, будете её поливать сами, окучивать, затем выкопаете, отварите, посолите – это будет считаться натуральным продуктом. Тогда что же такое «ненатуральные продукты»?
В: Верно. Назовите эти продукты.
Д: Чипсы, пицца, майонез, газировка и т. д.
Игра «Угадай, что в мешочке»
В: Вы абсолютно правы. Такие продукты вредят нашему организму, в них много вредных химических веществ. Я предлагаю вам поиграть. Мы с Лунтиком насобирали мешочки с продуктами. Подходите ко мне, садитесь на стулья, сейчас я расскажу вам правила игры.
Дети подходят к воспитателю, садятся.
Дети слушают правила игры.
В: Я каждому из вас дам мешочек. Вам нужно понюхать, по запаху определить, что это за продукт. Затем вы посмотрите и узнаете, правильно ли вы угадали.
Дети по очереди определяют продукты.
В: Молодцы. Скажите, какие это продукты, натуральные или ненатуральные и почему вы так решили?
Д: Натуральные, потому что они не проходили обработку.
В: Как же нам узнать, натуральные продукты или нет?
Дети отвечают на вопрос.
В: Как учёные проверяют натуральность продукта?
Д: С помощью эксперимента.
В: Верно. Где они проводят эксперименты? Дома или есть специальное место?
Д: В лаборатории.
В: Осмотритесь, есть у нас лаборатория?
Д:Да, есть.
В: Как вы поняли, что это лаборатория?
Д:Есть колбочки, кружки и т. д.
В: Сейчас вы тоже превратитесь в учёных, и будете проверять натуральность кока-колы. Мы можем приступать к экспериментам в обычной, незащищённой одежде?
Д: Нет.
В: А что нужно надеть?
Д: Перчатки, фартуки.
1-ый эксперимент «Натуральное/не натуральное»
В: Верно, надевайте перчатки и фартуки, садитесь обратно на стулья.
Дети надевают перчатки и фартуки, садятся на стулья.
В: Как нужно вести себя в лаборатории?
Д: Ничего не кидать, не толкаться и т. д.
В: Садитесь. Спина ровная, ноги правильно стоят, не сутультесь.
Дети садятся на стулья.
В: Этот эксперимент я проведу сама, так как он опасен. Я в руках держу пробирку. Пробирка – это стеклянная трубочка для проведения экспериментов. Повторите это слово.
Д: Пробирка.
В: В пробирке у меня кока-кола, я добавляю немного соды и прокипячу.
Воспитатель проделывает всё вышесказанное.
Дети наблюдают за экспериментом.
В: Если напиток поменяет цвет, то это натуральный продукт. Если останется прежнего цвета, то в продукте есть красители, а значит какой это продукт?
Д:Ненатуральный.
В: Посмотрите, какого цвета напиток?
Д: Коричневого.
В: Изменился цвет?
Д:Нет.
В: Какой же это продукт, натуральный или нет?
Д:Ненатуральный.
В: Теперь я сама приготовлю апельсиновый сок, чтобы сравнить.
Воспитатель выжимает сок из апельсина, кипятит апельсиновый сок с содой.
В: Ненатуральные продукты не изменяют свой цвет при взаимодействии с содой потому, что них есть красители, химические вещества, вредящие нашему организму.
В: Внимательно посмотрите на пробирку, сок. Что-то изменилось? Если да, то что?
Д: Изменилось, сок изменил цвет.
В: Верно. Что это доказывает?
Д: Что свежевыжатый апельсиновый сок – натуральный продукт, в нём нет красителей.
В: Так что же полезнее, натуральные или не натуральные продукты и почему?
Д: Натуральные продукты, потому что они не проходят ни какую обработку, в них нет химических веществ.
2-ой эксперимент «Готовим натуральный сок»
В: Теперь я предлагаю вам самим приготовить натуральный, свежевыжатый сок. Проверим, получится ли это сделать без такой соковыжималки, как у меня. Для этого вам необходимо встать, подойт к столу. Встаньте полукругом, не толпитесь. Как вы считаете, получится у вас?
Дети подходят к столу, отвечают на вопрос.
В: У вас на столах в тарелочках лежат мандарины. Каждый возьмите по одному мандарину и по одной кружке.
Дети берут мандарины и кружки.
Дети слушают воспитателя.
В: Выжимать будем руками. Нельзя баловаться в это время, слушать меня внимательно, повторять за мной, не брызгаться соком, не толкаться. Иначе у кого-то не получится, и он останется без сока. Кружку ставьте перед собой, берите свои мандарины в обе руки и над кружкой начинаем аккуратно выдавливать сок.
Пальчиковая гимнатиска
Дети вместе с воспитателем выдавливают сок.
Мандарин мы жмём-жмём, мандарин мы мнём-мнём. Будет-будет у нас сок
Вкусный-вкусный, свежий-свежий.
Будут наши дети самые здоровые. (повторяется 2-3 раза, пока дети не выжмут сок)
В:Выжатые мандарины положите обратно в тарелочки. Посмотрите, какой яркий сок у вас получился. Получилось выжать сок собственными руками? Какого он цвета?
Дети кладут мандарины обратно в тарелки.
Д: Да, получилось. Сок оранжевый.
В:Оказалось, чтобы быть здоровым, употреблять полезную пищу, не нужно много усилий. Аккуратно снимите перчатки, можете выпить свой сок.
Дети снимают перчатки, пьют сок.
В: Зарядились все энергией, сок вкусный получился, полезный. Теперь мы много знаем о полезной пище, и о вредной, много чего Лунтик узнал. Скажите, дети, когда к вам приходят гости, где они едят? Чем едят?
Д: За столом, вилками, ложками и т. д.
Игра «Выбери продукты»
В: Вот и Лунтик уже закончил с сервировкой стола и просит помочь только выбрать еду и поставить её на стол. Мы такую работу большую проделали, столько нового узнали благодаря просьбе Лунтика. Поможем ему закончить приготовление к празднику?
Д: Да, поможем.
В: Подойдите ко мне, перед вами большой выбор блюд, продуктов. Выберите каждый по одному из предложенного и положите картинку на стол.
Дети выбирают по одному продукту и кладут на стол.
Воспитатель спрашивает детей, почему они сделали такой выбор.
Дети объясняют причину своего выбора.
После этого воспитатель, дети и Лунтик водят хоровод вокруг стола по музыку.
III. Результативно-оценочный компонент
III.Заключительная часть 2 минуты
В: Спасибо, дети, вы очень помогли Лунтику, мне помогли. С какой просьбой обратился к нам Лунтик?
Д: Помочь выбрать продукты для праздника.
В: Когда вы по картинкам выбирали еду, все ли выбрали только полезную? Какую ещё еду вы выбирали?
Д: Нет, не все. Была вредная еда.
В: А какие эксперименты мы проводили, что нового вы узнали?
Д:Эксперимент с кока-колой и соком, мы узнали, что кока-кола – не натуральный продукт.
В: А какие фрукты, овощи были в мешочках? Они натуральные или нет?
Дети отвечают на вопросы.
В: Что же такое «натуральные» и «ненатуральные» продукты?
В: Какие новые слова вы узнали?
Д:Натуральные, ненатуральные продукты, пробирка.
В: Что для вас было самым сложным?
Дети отвечают на вопросы
В: Что оказалось лёгким?
В: Когда вы в конце выбирали продукты и клали на стол, все выбрали только полезную пищу или кто-то выбрал и вредную?