Галина Лазарева
Технологическая карта по лепке в старшей группе «Ковш»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Нижняя Покровка» Перелюбского муниципального района Саратовской области
Технологическая карта по лепке в старшей группе
«Ковш»
Образовательные области: развитие речи, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Тема занятия: «Ковш».
Возрастная группа : 5-6 лет
Публикация «Технологическая карта по лепке в старшей группе „Ковш“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
Цель занятия: Создание условий для творческого подхода к выполнению работы.
Психолого-педагогические задачи:
Задачи занятия: Образовательные: Учить детей лепить посуду, передавая особенности её формы и росписи. Закреплять умение украшать готовое изделие при помощи стеки или налепами.
Развивающие: Развивать у детей эстетическое восприятие, познавательный интерес к истории своего народа, мелкую моторику, воображение, расширять словарь детей народными терминами.
Воспитывающие: Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю; бережное отношение к музейным экспонатам.
Дополнительные задачи: использовать здоровьесберегающие элементы (физминутки, пальчиковая гимнастика).
Словарная работа:
Планируемый результат занятия:
Подготовительная работа: лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности; рассматривание глиняной посуды для анализа ее форм и украшений; беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи; рассматривание иллюстраций с изображением посуды.
Материалы и оборудование: пластилин, стеки, доски, влажные салфетки, глиняная посуда, образец
Части НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 часть – вводная
Цель: организация детей на предстоящую деятельность.
Создание образовательной ситуации Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на выставку посуды. Но посуды не той, из которой вы пьёте молоко и компот, кушаете кашу и суп, а посуда у нас сегодня необычная - глиняная. А можно ли из неё пить молоко и компот, вы узнаете, когда побываете на выставке глиняной посуды. Итак, наше путешествие начинается
Заходят в горницу.
Мотивация детей на предстоящую деятельность Мы с вами на выставке глиняной посуды. Из какого материала она изготовлена? Изготавливать посуду люди научились очень и очень давно, когда подметили её замечательные свойства. Возьмите в руки горшочек, подержите. Что вы чувствуете? Тепло, какие-то совершенно неожиданные приятные ощущения, состояние уюта и комфорта. Так в чем дело? В глине. Ребята, а что же такое глина?
Глина – это осадочная горная порода. Соединяясь с водой, она делается мягкой и вязкой, способной принимать любую форму и, высыхая, сохранять её. Глина очень легко поддаё тся обработке: из неё можно вылепить всё, что угодно. Великолепная глиняная посуда славилась тонкостью стенки, красотой форм, тщательностью отделки, глубоким коричневым тоном и великолепным обжигом.
Отвечают на вопрос.
2 часть – основная
Цель: закрепление с детьми знаний о глиняной посуде; познакомить со способом заготовки глины.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Я предлагаю вам сегодня вылепить из пластилина ковш. Согласны?
Хотите узнать, как заготавливали глину?
Глину заготавливали летом. Заливали её кипятком – глина вся разбухнет. Затем разминали руками, пока не сделается мягкой, вязкой. Или клали в особое корыто и деревянной дощечкой её месили, затем выкладывали на пол, начинали мять голыми ногами, выбирая попавшие камешки. Когда глина делалась тягучей, её резали на полосы и на ручных деревянных кругах лепили горшки. Деревянный круг делался просто: на скамью вбивали гвоздь, а на него круг и начинали вертеть. Посуда дня два сохла на полатях, потом ещё дня три на печи. Затем с водой разводили дёготь и наносили его тонким слоем на каждую посудинку при помощи крылышка, чтобы облив был ровный, а сверху ещё и мучкой свинцовой обсыпали для блеску. Обжигали посуду в специальной печи. Дрова готовили сосновые, сушили их заранее. Поначалу чурочки жгли, чтоб глина в жаре закалилась, а затем уже прибавляли жару. Затем готовую посуду продавали. Вам понравился мой рассказ? Готовы вы приступить к работе?
Как вы думаете, прежде чем приступить к изготовлению посуды, что нам нужно сделать? Конечно, надо хорошо ее рассмотреть. А где мы можем рассмотреть ее?
Я предлагаю вам отправиться в гончарную мастерскую.
Физминутка:
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу чудо мастера!
Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу
Высушу, узором я его украшу.
Кринки и кувшины, плошки и чашки,
В жаркой печке обретут рубашки.
Отвечают на вопросы.
Выполняют действия в соответствии с текстом.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым
Вот мы и в мастерской. А лепить мы будем ковш.
Посмотрите внимательно, на что похож ковш? Правильно, на сказочную птицу. Что есть у ковша? Молодцы. Что нужно изготовить сначала, а что потом?
А сейчас я вам расскажу и покажу, как вылепить ковш. Берем брусок пластилина и разрезам его вдоль полосок на две части. Из одной части скатываем колобок. Из нее мы будем изготавливать чашу. Сначала указательным пальцем продавливаем в шаре небольшое углубление. Держим шар на ладошке. Если положить его на дощечку, то потом он прилипнет к ней и деформируется при отделении. Большим и указательным пальцем выравниваем края чаши. Осторожно, слегка сдавливая, поворачиваем ее и вытягиваем вверх и в стороны, расширяя внутренний объем. Важно не давить слишком сильно, чтобы стенки были не тонкими, а прочными. Ведь к ним нужно будет крепить детали. Оставшийся пластилин делим пополам и из одной половины скатываем шар. Это будущий хвост ковша – птицы. Расплющиваем шар в лепешечку и часть (а можно и всю) прищипываем по краю. Получается как будто цветок. Это хвост. Оставляем его лежать на столе. Оставшийся пластилин слегка раскатываем, разрезаем пополам. Это будут голова и шея птицы. Для головы кусочек пластилина скатываем в шар. Шею формируем в виде морковки (конуса). Соединяем шею и голову вместе способом прикручивания. Вот теперь соединяем все детали вместе. Не просто прикладываем и прижимаем, но и приглаживаем по месту «склейки», чтобы шов был незаметен. Вытягиваем клюв, работая тремя пальчиками (щепоткой). Двумя пальцами (прищипыванием) формируем хохолок. Ковш готов. Теперь его можно украсить.
Устали? Немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Мы глину месили, мы глину месили,
Нас тщательно всё промесить попросили, Но, сколько не месим и сколько не мнём, Комочки опять и опять достаём.
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми Дети, проверьте, все ли готово к работе?
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомнить, в какой последовательности будем делать ковш. Приступаем к работе.
Рассказывают последовательность работы.
3 часть – заключительная
Цель: подведение итога занятия.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Молодцы, ребята! Я вижу, что многие уже справились с заданием. Принесите свои поделки на общий стол, давайте их рассмотрим. Что вы сегодня делали на занятии? Чей ковш вам понравился больше? Почему?
А мне понравились все работы. Каждый из вас вложил свой труд, свои умения и навыки. Результат – красивые ковши.
Приносят поделки.
Отвечают на вопросы.
Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность Ребята, я предлагаю вам, выставить ковши в горнице и пригласить на нашу выставку малышей.
Ну а теперь прибираем свои рабочие места.
Прибирают рабочие места.