Юлия Сёмина
Технологическая карта организации детской деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОВЗ (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА:
«Путешествие по волшебному лесу в чудесную страну Знайландию».
Возрастная группа: Подготовительная группа с ОНР.
Форма организации, количество воспитанников: Подгрупповое занятие, 9 человек.
Цель: Создать условия для формирования лексико – грамматических категорий и развития связной речи.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать произвольное внимание, память, мышление.
- Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Публикация «Технологическая карта организации детской деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОВЗ (ОНР)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Образовательные:
- Повторить и обобщить знания детей по темам: «Дикие животные», антонимы, согласование существ. и числит., составление рассказа по серии сюжетных картинок, согласование слов в предложении.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества на занятии; воспитывать самостоятельность, активность.
- Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Методы и приемы
Практические: игра: «Скажи наоборот»; «1,2,5!», «Чего не стало», задание Разбойницы по составлению рассказа по серии сюжетных картинок; задание Разбойницы по исправлению ошибок в предложениях.
Наглядные: персонаж Разбойница, декорации волшебного леса, декорации ворот в страну «Знайландию», декорации дерева и белки, муляж ежа, «Послание от жителей «Знайландии», изображения яблок, грибов, изображения зайца и зайчат, изображение гнезда диких пчел, пчелы, сюжетные картинки, разрезные картинки (дикие животные).
Словесные: заклинание в стихотворной форме, беседа.
Приемы:
гимнастика для глаз, работа по развитию зрительного восприятия и памяти.
Участники: учитель – логопед, воспитатель, дети.
Материально – техническое оснащение: декорации волшебного леса, декорации ворот в страну «Знайландию», декорации дерева и белки, муляж ежа, «Послание от жителей «Знайландии», изображения яблок, грибов, изображения зайца и зайчат, изображение гнезда диких пчел, пчелы, сюжетные картинки, столы, поднос с подарками, разрезные картинки (изображения диких животных)
Формы организации совместной деятельности
Виды деятельности Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Хоровод с чтением заклинания: активизировать словарный запас, двигательная активность.
Продуктивная Работа с разрезными картинками.
Познавательно - исследовательская Игровое упражнение: «Скажи наоборот»; «1,2,5!»; «Исправь ошибки Разбойницы»: закрепить умение подбирать антонимы, согласовывать числительные с существительными; правильно согласовывать слова в предложении.
Коммуникативная Составление рассказа по сериям сюжетных картинок, беседа с воспитателем, персонажем, проговаривание стихотворных строк заклинания
Двигательная Физкультминутка: «Весело в лесу» создать условия для психологического раскрепощения и снятия физического напряжения.
Логика образовательной деятельности
Этапы деятельности Содержание деятельности Ожидаемые результаты
Педагогов Детей
1. Вводно – организационный
(Проблемная ситуация; мотивация деятельности) Зал декорирован деревьями, листьями, тканью. Воспитатель предлагает детям отправиться в чудесную страну «Знайландию»:
Нам идти, не утомиться!
А потом остановиться!
У высоких, у ворот!
Где в «Знайландию есть вход!
Воспитатель пересказывает послание от жителей «Знайландии», в нем просьба о помощи; спрашивает готовы ли дети помочь жителям. Дети отправляются в лес за воспитателем; в хороводе читают текст заклинания. Создано условия для активизации внимания детей, психологического раскрепощения, положительного эмоционального настроя.
2. Основной Воспитатель предлагает детям помочь ежу собрать яблоки; игровое упражнение: «Скажи наоборот»
Больной – здоровый; далеко – близко; высокий – низкий; злой – добрый; толстый – худой. Дети (по одному) называют антонимы; нанизывают яблоки на иголки ежа. Закреплены навыки умения подбирать антонимы
Воспитатель предлагает детям отправиться дальше; помочь белке развесить сушиться грибы; игровое упражнение: «1,2,5!»
Одна веселая белка, две веселые белки, пять веселых белок;
Один косолапый медведь, два косолапых медведя, пять косолапых медведей;
Один трусливый заяц, два трусливых зайца, пять трусливых зайцев;
Один голодный волк, два голодных волка, пять голодных волков;
Одна хитрая лиса, две хитрые лисы, пять хитрых лис. Дети (по одному) согласовывают числительные с существительными в словосочетаниях; нанизывают грибы на ветки дерева. Закреплены навыки умения согласования числительных с существительными.
Воспитатель предлагает детям отправиться дальше и помочь зайцу с зайчатами собрать разрезные картинки. Дети делятся на три группы и собирают изображения Самостоятельная деятельность.
Воспитатель говорит детям о том, что перед ними гнездо диких пчел и необходимо быть очень осторожными, чтобы пчелы их не заметили; зрительная гимнастика
Не поворачивая головы, осторожно посмотрите налево, затем направо. Поднимите глаза вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (дети провожают взглядом воображаемое солнышко)
А теперь внимание! Дикая пчела! Она то приближается, то удаляется от нас. (Дети ставят пальчик перед собой; приближают его к кончику носа, удаляют от кончика носа) Дети выполняют заданные движения. Созданы условия для активизации внимания и снятия напряжения с глаз
Воспитатель предлагает детям дальше отправиться в путь. В зал входит Разбойница. Здоровается с детьми. Сообщает о том, захватила жителей «Знайландии» в плен и освободит только в том случае, если ребята выполнят все ее задания.
Воспитатель спрашивает детей, готовы ли они помочь жителям. Дети отвечают воспитателю и Разбойнице. Сформирована мотивация желания оказывать помощь.
Разбойница предлагает детям пройти первое испытание; составление рассказа по сериям сюжетных картинок из 4 частей Дети делятся на подгруппы и выполняют задание, сидя за столами. Создано условие для закрепления умения самостоятельно принимать решения, делать выводы
Воспитатель сообщает Разбойнице, что они справились с ее заданием и теперь она должна освободить жителей страны. Разбойница соглашается, но перед этим просит ребят поиграть с ней.
Физкультминутка
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки) Дети выполняют движения и проговаривают слова физкультминутки Сформирована мотивация для речевой активности в процессе двигательной деятельности; снятия физического напряжения
Разбойница сообщает ребятам, что ей понравилось с ними играть и что, теперь она освобождает жителей страны «Знайландии»;
Воспитатель сообщает детям, что жители «Знайландии» очень рады видеть их, но не могут выйти к ним, т. к. Разбойница неправильно составила предложения и жители запутались в словах, нужно еще раз помочь им; игровое упражнение «Исправь ошибку»
По лесу бегал злая волк.
Рыжий лиса рыла нору.
Косолапый медведь бродила по лесной поляне.
Шустрый заяц скакала под кустом.
Веселый белка прыгала с ветки на ветку. Дети подходят к муляжу сказочных ворот; ответы детей Созданы условия для закрепления уже пройденного материала, закрепления навыка согласования слов в предложении, обогащения и активизации словаря.
3. Завершающий рефлексия Воспитатель и Разбойница открывают шторы за ширмой; появляются изображения жителей страны; воспитатель благодарит детей за помощь жителям; прощается с Разбойницей; Дети прощаются с разбойницей Закреплено умение видеть необочное в знакомом, привычном
Воспитатель предлагает детям вернуться обратно, домой, для этого встать в круг и снова прочесть слова заклинания; вручает детям подарок от жителей страны «Знайландии» в знак благодарности (коробка с конфетами) Дети в хороводе читают текст заклинания Создано условие для психологического раскрепощения