Елена Белоусова
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Шестиногие друзья» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Шестиногие друзья»
Возрастная группа : вторая младшая группа (дети 4 года жизни)
Форма совместной деятельности : познавательное развитие: окружающий мир
Форма организации : групповая
Учебно-методический комплект: программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой
Цель: Создание условий для формирования понятия «насекомые»
Задачи:
Публикация «Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми „Шестиногие друзья“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- обучающие: актуализировать знания детей о признаках весны и о насекомых; выявить отличительные особенности насекомых; научить различать кузнечика, шмеля, пчелу, божья коровку, бабочку, жука;
- развивающие: развивать артикуляцию и интонационную выразительность речь, пополнять словарный запас; учить говорить предложением; продолжать развитие элементов логического мышления: умения сравнивать, обобщать, классифицировать, наблюдательность, умение различать цвета;
- воспитывающие: воспитывать эстетические чувства, аккуратность, бережное отношение к насекомым.
Средства:
- наглядные: картинки насекомых и цветов; картинка улья, норки шмеля; изображения грустного и веселого насекомого
- оборудование: доска
- литературные: загадки, стихотворения
- Информационные источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/01/13/zanyatie-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-vo-vtoroy// социальная сеть работников образования;
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность де-тей Целевые ориентиры
1. Мотивация к дея-тельности детей
Цель: Организовать детей, создать поло-жительный эмоцио-нальный настрой, за-интересовать, моти-вировать детей на включение в деятель-ность. (дети стоят посередине группы)
В: Здравствуйте, ребята! Я очень хотела с вами встретиться. Я рада вас видеть!
В: Ребята, возьмитесь все за руки, и улыбнитесь друг другу. Подарим свою весеннюю улыбку. Всем, всем и я тоже дарю свою улыбку.
В: Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
Д: Весна.
В: А что происходит весной в природе?
воспитатель дополняет ответы детей
В: растаял снег, идет дождь, прилетели птицы, из проталинок появилась травка, солнце пригре-вает, появляются первые цветы - подснежники. Природа просыпается, выползают насекомые. Задает вопросы, стимули-рующие процесс мышле-ния, вовлекает в совмест-ную деятельность, вовле-кает в слушание, создает игровую, проблемную, мо-тивационную ситуацию через вопрос о весне, до-полняет ответы детей. Слушают, выража-ют собственные мысли, отвечают на вопрос. Умеет управлять сво-им поведением, со-блюдает общеприня-тые нормы поведе-ние, проявляет готов-ность к действию.
2. Актуализация опорных знаний, вы-явление проблемы.
Цель: Актуализация знаний детей, созда-ние проблемно ситуа-ции, выявление про-блемы, постановка цели деятельности. В: И к нам сегодня прилетела божья коробка и спрашивает вас каких насекомых вы ребята знаете? (иллюстрации на доске).
Д: Пчела, муха, шмель, комар, бабочки, кузне-чики, стрекозы.
В: Божья коробка приглашает нас на весенний луг, где распустилось много цветов, и появились насекомые. Вы готовы туда отправиться? Закрываем глаза, а я скажу волшебные слова.
В руки дудочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
На луг весенний приведет
(за это время разложить на ковре разноцвет-ные цветы) Выявление «знания-незнания», стимулирова-ние общения, любозна-тельности детей, создание ситуации выбора, задает вопросы, читает стихи.
Раскладывает цветы. Слушают, отвечают на вопросы, делают выбор.
Закрывают глаза и слушают.
Умеет слушать, отве-чать на вопросы, про-являет любознатель-ность, задает вопро-сы, пытается само-стоятельно предло-жить решение про-блемы, способен к принятию собствен-ного мнения, реше-ния.
4. Работа в микро-группах (парах, инди-видуально)
Цель: наблюдение, экспериментирование, изучение, составление картинок, изготовле-ние моделей.
В: Открывайте глаза, вот мы и на лугу. Ребятки, вы наверно немного устали, поэтому присажи-вайтесь на ковер! Посмотрите, сколько цветов! Назовите, какого цвета вы здесь видите цветы? (красные, желтые, синие и т. д.)
В: Молодцы, а где же насекомые? Они спрята-лись, но нам их найти помогут загадки. Послу-шайте первую загадку:
1. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка) цветок георгин
В: молодцы, вы узнали кто это. Ребята, посмот-рите внимательно. Что есть у бабочки? У них есть крылья - значит, они все умеют летать.
В: Какие крылья бабочки? (красивые, воздуш-ные легкие, яркие, красочные, сказочные).
В: А что еще есть у бабочек? (У нее есть 6 лапок, усики, головка)
В: Что мы узнали о бабочке? (Что у нее есть крылья и они умеют летать у них красивые кры-лья, 6 лапок, 2 усика).
2. Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям - страж.
С вредной тлёй воюет ловко эта.
(Божия коровка) цветок одуванчик
В: Посмотрите на божью коробку. Какого она цвета? (красная, с черными горошками).
В: А еще что есть у божьей коробки? (усики, лапки, головка, крылья).
В: кто видел божью коровку? Где вы видели бо-жью коровку? Какие лова вы говорите, когда божья коровка садиться вам на руку.
3. С ветки на тропинку, с травки на былинку,
Прыгает пружинка, зеленая спинка.
(Кузнечик) цветок колокольчик
В: А посмотрите на кузнечика. Какого он цвета? (зеленый)
В:А что еще у него есть? (лапки, усики, головка, крылья).
В: А как передвигается кузнечик? (прыгает)
4. Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук) цветок ромашка
В: Какого он цвета? (коричневого)
В: А что еще есть у жука? (усики, лапки, голов-ка, крылья).
5. Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает,
Медок собирает
(пчела) цветок роза
В: Какая она? (полосатая, в черно-желтую по-лоску).
В: А еще что у него есть? (усики, головка, лапки, крылышки).
6. А живут пчелы в улье.
Толстенький, мохнатенький,
Летит за сладеньким.
(Шмель) цветок роза
А живут шмели в норках под землей.
В: Какая она? (полосатая, в черно-желтую по-лоску).
В: А еще что у него есть? (усики, головка, лапки, крылышки).
В: А чем шмель отличается от пчелы? (шмель толще чем пчелка).
В: Ребята, как назвать бабочку, пчелу, кузнечи-ка, шмеля, жука одним словом? (насекомые).
В: Насекомых надо беречь, потому что они при-носят пользу людям.
Физкультминутка
В: Мы сейчас поиграем в игру «Пчелы и шме-ли». Девочки будут пчелами, будут жить в улье, вот здесь. (картинка улья). Когда мы их позо-вем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж-ж-ж. А мальчики будут шмелями, будет жить в норках вот здесь. (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: м-м-м. Если пойдет дождик или спрячется солнышко, надо быстро спрятаться к себе в домик.
В: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем «До свидания» нашим насекомым! А теперь закрывайте глазки. Когда я буду читать волшебные слова, то вы должны обернуться вокруг себя.
В руки дудочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В группу снова отведет Включает детей в деятель-ность, включение детей в игровые ситуации, организация работы с материалом, источниками с выходом на обсуждение.
Загадывает загадки. От-крывает цветы.
Проводит описание насе-комых.
Проводит игру «Пчелы и шмель».
Читает стихотворение.
Слушают, отвечают на вопросы.
Отгадывают загад-ки.
Играют в игру.
Слушают, закры-вают глаза. Проявляет инициати-ву, самостоятельность и творчество, уверен в своих силах, активно взаимодейст-вует со сверстниками и взрослыми, спосо-бен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
6. Рефлексия (анализ и результат)
Цель: Выявить о оце-нить результаты дея-тельности эмоцио-нального состояния детей.
В: Ребята, где мы сейчас были? (на лугу)
Кого мы там видели? (бабочку, кузнечика и. т. д.)
А как мы назовем их всех одним словом? (насекомые)
Воспитатель хвалит детей.
В: Друзья, кому сегодняшнее наше занятие по-нравилось, возьми со стола и прикрепите на дос-ку веселых насекомых у которых на лице улыб-ка, а если кому что-то не было понятно прикре-пите грустных насекомых. Выражает признатель-ность, стимулирует про-цесс мышления, задает во-просы, комментирует вы-сказывания.
Предлагает прикрепить веселого или грустного насекомого. Выражают собст-венное суждение, делятся впечатле-ниями, рассказы-вают о своих чув-ствах, показывают свои эмоции на картинках.
Способен оценивать свою деятельность, свой вклад в решении проблем, выделяет трудности, определя-ет свое настроение.
7. Открытость. В: А сейчас вы можете сесть и раскрасить вот этих насекомых. Но что бы ваши пальчики перед рисованием отдохнули сделаем пальчиковую гимнастику.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнасти-ку. Дети сидят на стульчиках
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелек (На каждое название насекомого дети загибают один палец)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочек из паль-чиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол) Предлагает раскрасить на-секомых.
Проводит пальчиковую гимнастику.
Раскрашивают.
Делают пальчико-вую гимнастику.
Умеет управлять сво-им поведением, со-блюдает общеприня-тые нормы поведе-ние, проявляет готов-ность к действию.