Людмила Прокофьева
Технологическая карта ООД по развитию речи «Знатоки родной природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта ООД
Воспитатель: Прокофьева Людмила Юрьевна
Тема: поисково-исследовательская деятельность эколого – валеологическое ние: «Знатоки родной природы».
Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Формы организованной образовательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, работа в группах, работа в парах.
Публикация «Технологическая карта ООД по развитию речи „Знатоки родной природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, мыслительная, двигательная.
Цель: Формирование интереса и потребности в воспроизведении сказочного жанра, закрепление знаний о диких животных посредством народной сказки "Рукавичка", обогащение знаний детей литературными впечатлениями.
Задачи:
Образовательные: Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
• учить формулировать тему, основную мысль сказки;
• учить употреблять в речи образные слова и выражения в уменьшительно- ласкательной форме;
• учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
• упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
•формировать умение называть отличительные признаки диких животных, используя мнемотаблицу.
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки;
• воспитывать доброе отношение к животным, вызвать желание проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей: пожалеть, утешить, подарить.
Развивающие :
• развивать умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
• продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
• развивать умение соотносить геометрические фигуры с образами; закрепить знание о геометрических фигурах, умение сравнивать модели по размеру и цвету, закрепление цвета;
• развивать интонационную выразительность речи.
Планируемый результат: у детей сформируется интерес и потребность в воспроизведении сказочного жанра, обогатятся знания о диких животных на основе народной сказки "Рукавичка", дети наполнятся литературными впечатлениями.
Подготовительная работа: чтение сказки «Рукавичка», беседа по содержанию сказки, рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто как кричит», ООД по ИЗД аппликация «Укрась рукавичку».
Оборудование: наглядный материал: зимний уголок леса, сугробы, рукавичка, игрушки - звери: мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, медведь, мольберт, театр масок «Рукавичка», театр на фланелеграфе «Рукавичка», загадки про зверей, аудиоаппаратура, коробочка для сюрпризного момента, раздаточный материал: мнемодорожки, конверты с геометрическими фигурами, рукавички с разными геометрическими узорами, для дидактической игры «Найди пару рукавичке».
Содержание ООД:
Ход занятия Время
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Деятельность педагога
Деятельность детей
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Гости, здравствуйте, садитесь, На улыбки не скупитесь. Дети тоже не стесняйтесь, И смелее, улыбайтесь. Пусть: постоят на одной ноге все те, кто пришел сегодня в детский сад. Пусть коснутся кончика носа все, у кого ничего не болит. Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других. Пусть улыбнутся все, кто умеет помогать детям и взрослым. Пусть хлопнут в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Подходят к воспитателю ближе.
Выполняют упражнения согласно тексту.
1 мин.
1.1. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, упражнение на внимание, эмоционально-психологический настрой.
1.2. Организационный момент
Мотивация (процесс вовлечения в деятельность) Воспитатель: Ребята, какой сегодня хороший день, давайте с вами отправимся гулять. Прежде чем отправиться гулять, что нам нужно сделать? Отвечают на вопрос. Стоя в кругу.
Дидактическая игра: «Что оденем на прогулку» 1 мин.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (на полу разложены следы человека)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это? Я предлагаю отправиться по этим следам, и посмотреть, куда же они нас приведут. Какой-то снежный сугроб! Как вы думаете, что может лежать под снегом?
Я сейчас подойду поближе и посмотрю, что там. (Воспитатель находит варежку)
-Ой, ребята, посмотрите, что я нашла? Правильно, это варежка.
Какой теплый домик для пальчиков, все помещаются в маленькую варежку. На что мы надеваем варежку?
Как еще можно варежку назвать?
Воспитатель: А чья это может быть рукавичка? - Лера может это твоя рукавичка? (спросить у нескольких детей).
- Чья же это рукавичка? Кто ее мог потерять?
- Смотрите, здесь еще кто- то под снегом спрятался. Давайте угадаем?
Воспитатель загадывает загадки и достает игрушки:
Пи- пи- пи - она сказала, сразу в норку убежала.
Что же это за малышка? Это маленькая… (Мышка).
Воспитатель:- Ребята, все согласны с тем, что это мышка? Какая она мышка? Расскажи, Арина:
Где же вы ее найдете? Ну, конечно же, в болоте! Зелена, как трава, говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка) - Милана, расскажи нам о лягушке, что она умеет делать, какую песенку, поет лягушка?
- Давайте все повторим. КВА, КВА, КВА! Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый. Я его не испугался, Целый час за ним гонялся… (Заяц) Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый, ах, краса! А зовут ее (Лиса)
Серый, страшный и зубастый, произвел переполох, Все зверята, разбежались, напугал зверей всех…. (Волк)
Этот зверь сердитый, злой. Дружбу водит лишь с лисой Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый. (Волк). - Ребята, а волк какой? Как он рычит, когда он злой? А как, когда добрый?
У него клыки крючком, землю роет пятачком, Грязевых, любитель, ванн, он – неряшливый … (Кабан).
Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.
Любит он малину, мед. Ну – ка, кто же назовет? (Медведь) Расскажи нам Даниил о медведе, какой он? Ответы детей на вопрос воспитателя. (Следы человека)
(Дети проходят рядом с выложенными трафаретами следов.) Ответы детей
ответ детей (Варежка)
ответ детей (Рукавичка)
Обсуждение детьми проблемной ситуации, нахождение способов и
путей решения.
Присаживаются на полянку и разгадывают загадки:
ребенок, который отгадал загадку, рассказывает о животном.
Я – мышка, я серого цвета, у меня есть маленькие ушки, длинный хвостик, четыре лапки. Мое тело покрыто мягкой шерсткой, я умею пищать: пи-пи-пи, люблю кушать зернышки. Я - лягушка живу в болоте, маленькая, зелененькая, скользкая, люблю прыгать и квакать. Следующий ребенок рассказывает о зайчике: я серенький, зимой бываю беленький, у меня длинные ушки, я боюсь волка, люблю морковку. Рыжая, красивая, плутовка, живу в норке. Ребенок описывает волка его характер: голодный, злой рычит.
Большой, опасный, у него есть клыки, нос пятачок.
Большой, коричневый, косолапый, зимой спит в берлоге, любит есть мед, малину. 1.5 мин.
3 мин.
2.1. Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия
2.2. Постановка проблемы Беседа по сказке «Рукавичка». Воспитатель: - Как называется сказка, в которой эти животные встретились все вместе? Воспитатель:- Кто мне напомнит, с чего начиналась сказка «Рукавичка»? Воспитатель: Вспомните, чего хотели герои этой сказки, когда подходили к рукавичке?
Воспитатель: А как же они просились в домик - рукавичку? Что они говорили? Что спрашивали? Ответ детей:
Рукавичка
Потерял дед рукавичку.
Хотели попасть в домик – рукавичку.
Кто – кто в рукавичке живет? 2 мин.
2.3. Ознакомление с материалом Воспитатель знакомит детей с уменьшительно – ласкательной формой: - Кто первый пришел к рукавичке? - Кто второй пришел к рукавичке?
- Кто третий прибежал к рукавичке? - Кто четвертый прибежал к рукавичке - Кто пятый прибежал к рукавичке? - Кто потом прибежал к рукавичке? - Кто последним пришел к рукавичке?
-Чем закончилась сказка «Рукавичка»?
Мышка-норушка Лягушка попрыгушка, лягушка - квакушка Зайчик побегайчик Лисичка сестричка Волчок – серый бочок (Кабан – Клыкан) (Медведюшко - Батюшко).
(Дед обратил внимание, что потерял рукавичку и пошел ее искать. Собачка помогла деду найти рукавичку, звери испугались, и разбежались в разные стороны). 2 мин.
2.4 Физминутка Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рукавичка» Вы ребята не зевайте, Рукавичку передайте, Пусть от друга к другу, Идет она по кругу! Мышка по лесу бежала рукавичку увидала. Лягушка по лесу гуляла, к рукавичке прибежала и т. д. Стоят в кругу и под музыку передают друг другу рукавичку Ребенок, на котором остановилась музыка, надевает рукавичку на руку и становится в центр круга, показывает животного, которое ему попалось. 2 мин.
2.5. Практическое решение проблемы. Самостоятельное применение нового материала на практике, актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы). – Ребята, боюсь, наши гости не запомнили сказку, может быть, мы её повторим еще раз? Мы с вами поиграем в волшебников и превратим наши геометрические фигуры в героев сказки.
= Посмотрите внимательно на геометрические фигуры, какая по цвету и величине фигура будет мышкой? Почему? Лягушкой?
А какую фигуру мы используем вместо зайчика!
Лисички?
Волк?
Медведь?
Я предлагаю вам самостоятельно выложить сказку на дорожках, но сначала давайте поиграем
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик,
как живешь?
Я желаю вам успеха. Приступайте к работе.
Ребята, а теперь поменяйтесь дорожками со своим соседом. Проверьте, правильно ли выложил ваш сосед, героев в сказке? Дети присаживаются за столы и ведут диалог с воспитателем, по поиску практического решения проблемы.
Ответы детей: Мышка - серый маленький кружок, лягушка – зеленый кружок – она зеленая. Зайчик -
(белый овал) потому, что зайчик маленький зимой беленький, лиса - (оранжевый треугольник) шубка у нее рыжая, волк - (серый треугольник), медведь = (коричневый прямоугольник)
Пальчиковая гимнастика «Варежка» (повторяют за воспитателем).
Самостоятельно выкладывают сказку на мнемодорожке. Один ребенок выкладывает сказку на мольберте. Дети в парах меняются своими дорожками и проверяют друг друга. 6 мин.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Ранее, мы с вами изготовили красивые рукавички. Только где же они? Находят корзину с рукавичками, ребята, все рукавички перепутались, давайте найдем пару к каждой из них.
- Да, много зверей собралось в рукавичке, они не ссорились, жили дружно. Мы с вами знаем много пословиц и поговорок. Как вы думаете, какую из них можно применить к нашей сказке? - Как вы думаете, что мы можем с ними сделать?
-Да можно подарить их зверям, только давайте еще и вежливые, добрые слова скажем, например: «Мы дарим тебе, мышка рукавички, чтоб у тебя не мерзли лапки».
- Ребята, лесные зверушки благодарят вас, за то, что вы такие добрые, отзывчивые и заботливые, и приготовили вам подарок, это «театр масок «Рукавичка», чтоб вы могли потом инсценировать сказку.
- Ребята, а где мы сегодня были? Что узнали нового? Кому помогали? Кто из героев сказки вам понравился больше всего и почему? С помощью чего мы выкладывали сюжет сказки? Дети находят корзину с рукавичками и ищут себе одинаковые рукавички: «Найди пару рукавичке».
Дети вспоминают пословицы: «В тесноте, да не в обиде».
Ответы детей: Подарить: гостям, зверушкам, друг другу.
Дети подходят в парах к зверушкам и дарят со словами: «Мы дарим …., тебе рукавички, чтоб у тебя не мерзли лапки и т. д.
Получают конверт с масками.
Отвечают на вопросы воспитателя. 3 мин.
3.1. Итог занятия. Систематизация знаний.
3.2. Рефлексия - Что вам понравилось на нашем занятии? Ребята, что вам больше всего понравилось делать? Какое задание было для вас трудным? В какие игры мы играли?
-Наше занятие, ребята, с вами закончено. Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали! Мне понравилась сегодня, как вы работали. Спасибо всем ребята. Совместно с воспитателем делают оценку своей деятельности. 1 мин
Литература 1. Методическая разработка для педагогов «Технологическая карта НОД по ФГОС». Автор: Шнякина Е. В. 2. Разработка технологической карты учебного занятия в соответствии с компонентами деятельности Автор: Теинякина О. В. // Концепт. – 2015. - №6.
Интернетресурс https://infourok.ru/kartoteka-privetstviya-dlya-zanyatiy-3784685.html
https://28.tvoysadik.ru/file/download?id=114