Елена Маркелова
Технологическая карта образовательной деятельности «Дифференциация звуков [З]-[Ж]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 города Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Технологическая карта образовательной деятельности
«Дифференциация звуков [З]-[Ж]»
в старшей группе
(образовательная область «Речевое развитие»)
Подготовила и провела: Маркелова Елена Егоровна,
Публикация «Технологическая карта образовательной деятельности „Дифференциация звуков [З]-[Ж]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
воспитатель первой квалификационной категории.
г. Лениногорск, 2021 г.
Цель: Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков [ж] и [з] изолированно и в словах, словосочетаниях; в различении (на слух) знакомого звука, умении определять наличие звука в слове (начало, середина, конец).
Образовательные задачи :
- Учить дифференцировать звуки [ж] и [з] в словах, словосочетаниях.
- Отрабатывать произношение звуков [ж] и [з] изолированно и в словах, чистоговорках.
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
Развивающие задачи:
- Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [з].
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские отношения в процессе образовательной деятельности.
Предварительная работа: Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок, разучивание песенок Веселого язычка, игры по звуковой культуре речи.
Словарная работа: звук, звонкий, чистоговорка.
Создание предметно-развивающей среды:
Предметно-развивающая среда создается с целью стимулировать, направлять, развивать деятельность детей, сформировать у них такие качества как активность, наблюдательность, любознательность.
Дидактические пособия, материалы:игрушки жук, комарик; карточки «артикуляционная гимнастика», разрезные картинки с изображением жука и комарика, карточки с картинками животных, конверт с загадками.
Этап, его продолжительность Задачи этапа Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность воспитанников Результат
Психологичес-кий
настрой,
1 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка «Организационный момент»
Крепко за руки возьмемся и друг- другу улыбнемся.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Говорим все четко, внятно
Чтобы было всем понятно
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми, только руку подними.
Установление зрительного, тактильного контакта. Выполняют действия, проговаривают текст. Психологическая готовность.
Дети готовы к общению со взрослым и к совместной деятельности
Вводно-
организационный,
2 мин Организация направленного внимания Сюрпризный момент. Ползет жук по дорожке, а навстречу ему комар летит. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: ж,ж ж.
Комарик был вежливым и ответил своей звонкой песенкой: з,з, з.
Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.
Воспитатель. Ребята, догадались, о чем сегодня мы будем с вами говорить?
Дети. Да. Мы будем говорить о звуках : Ж и З.
Воспитатель. Ребята представляете, что будет, если пропадут звуки? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно мы с вами не сможем говорить и общаться, узнавать много нового и интересного.
Дети. Да.
Воспитатель. Предлагаю вам провести разминку звуковую (фонематическую). Выучим с вами чистоговорку на звук : З и Ж.
Зеленая жаба с забавным жуком
Забыли к зиме подыскать себе дом.
Воспитатель:
Предлагаю вам поиграть в игру: «Доскажи словечко»
Воспитатель: В речке проживает щука, а зовут ее все
Дети: Злюка
Воспитатель: Светит солнце, светит ярко, всем нам стало очень
Дети: жарко
Воспитатель: Не видно маленькой Зины, из-за большой
Дети: корзины.
Воспитатель: Спросила мама: «Мой дружок, ты ел сегодня».
Дети: пирожок.
Воспитатель: Кашу положили в плошку. В руку взял большую.
Дети: Ложку
Воспитатель: Лежебока рыжий кот. Отлежал себе
Дети: Живот.
Воспитатель: Молодцы, ребята все загадки отгадали правильно.
Организация образовательного пространства : аудиозапись со звуками. Концентрация внимания на сундучке. Стимулирование детей при помощи наводящих вопросов. Слушают звуки, отвечают на вопросы.
Проговаривают хором и индивидуально
Отгадывают загадки
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
Воспитатель. Ребята жук и комарик очень дружны между собой и они хотят, чтобы и вы между собой никогда не сорились. Ведь только дружно сообща можно преодолеть любые трудности.
Сегодня они пришли к нам в гости и хотят с вами поиграть. Узнать все ли вы знаете и правильно выполняете. Вы согласны поиграть?
Дети. Да. Организация сюрпризного момента.
Создание проблемной ситуации, требующей разрешения Принимают участие в игровом действии
Мотивационно-побудительный
2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Воспитатель. Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того, кто из вас главнее, мне кажется, что все звуки важны и нужны. И мы с ребятами постараемся доказать вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи. Вы согласны, ребята?
Дети. Да
Воспитатель. А для того, чтобы доказать важность обоих звуков в речи я предлагаю устроить игры в которых мы тоже будем принимать участие. Вы не возражаете? За активное участие жук и стрекоза наградят нас призами. Знакомство детей с особенностями
предстоящей деятельности
Высказывают готовность к деятельности по решению проблемной ситуации Проявление интереса к предстоящей деятельности
Внутренняя мотивация на деятельность
Формирование интереса к содержанию ОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого Воспитатель. Итак, ребята, нам предстоит сегодня играть со звуками, а для этого мы должны подготовить наши язычки. И я предлагаю сесть на стульчики и выполнить артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
Упражнения:
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Лопатка».)
2. Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)
3. Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка».)
А теперь наоборот: губки тянутся вперед. («Трубочка».)
4. На качелях покачался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
5. Любит он покушать сладко. («Варенье»,
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)
Язычок уже устали в свой домик побежал.
Вот теперь наши язычки готовы к занятию. Привлечение внимания детей при помощи демонстрации карточек с артикуляционной гимнастикой.
Выполняют гимнастику
Артикуляционный аппарат подготовлен к четкому произношению звуков
Актуализация,
2 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Воспитатель: У каждого участника есть свои эмблемы. Девочки у нас сегодня будут комариками, а мальчики жуками. Давайте вспомним, как жужжит жук (звонко). А комарик? (тоже звонко, громко). Верно. Давайте поможем нашим гостям определить, какой из звуков звонкий, а какой глухой?
Дети. Нужно положить руку на горлышко и произнести звук, если горлышко молчит, значит, звук глухой, если горлышко дрожит, значит, звонкий.
Воспитатель. Чтобы правильно произнести звуки Ж и З, нужно губы слегка растянуть в улыбке, зубы поставить заборчиком, кончик язычка поднять вверх, сам язычок поставить чашечкой и, плавно выдыхая воздух, произнести нужный звук. Приготовились, положили ладошку на горлышко и произносим сначала звук З, потом Ж. (Дети выполняют вместе с воспитателем, делают выводы)
Воспитатель. Так какой же из этих звуков звонкий?
Дети. Звук Ж и З.
Воспитатель. Послушайте загадку и определите, какой звук з или ж есть в слове отгадке.
Маленькая собачка свернулась, лежит,
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)
Два братца живут через дорогу,
А друг друга не видят. (глаза)
Ползун ползет, иглы везет. (ежик)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (ножницы)
Воспитатель: Правильно отгадали загадки.
Предлагаю вам поиграть в словесные игры.
Организация исследовательской деятельности по определению категории звуков.
Привлечение внимания к правильной артикуляции при помощи демонстрационных карточек
Отгадывание загадок на опредленый звук Отвечают на вопросы, делают предположения,
основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенный материал. Воспроизведение имеющихся знаний и представлений.
Расширение имеющихся представлений
2-3 мин Закрепление, расширение, обобщение, систематизация определенного объема знаний и представлений.
Пополнение словарного запаса детей существительными с заданными звуками. 1-я игра. «Подбери слово»
Я предлагаю вам подобрать слова-отгадки к чистоговоркам.
Загадки-чистоговорки для Жуков:
Жа-жа-жа – в лесу встретели… (ежа)
Жу-жу-жу– я на солнышке (лежу)
Жи-жи-жи – покупали мы … (ножи)
Жок-жок-жок – подарили мне… (Флажок).
Загадки-чистоговорки для Комарика: :
За-За-За – у Маши зеленые … (глаза)
Зы-зы-зы – два крыла у … (стрекозы)
3у-зу-зу– едет Ваня на … (возу)
Шок-шок-шок – Поет рано … (Петушок)
Воспитатель. Молодцы жуки и комарики вы очень хорошо, произносите их любимые звуки. И правильно отгадали загадки.
Организация взаимодействия в достижении результата.
Стимулирование речевых высказываний детей с четким проговариванием нужного звука.
Привлечение детей, как к хоровым, так и к индивидуальным ответам.
Положительная оценка речевых высказываний детей. Подбирают рифмующееся слово к окончанию чистоговорки.
Повторяют чистоговорку
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления.
Расширение словарного запаса, формирование компонентов звуковой культуры речи.
Любознательность и активность.
Динамическая пауза, 1мин Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости Воспитатель. А сейчас предлагаю немного отдохнуть и выполнить разминку.
Физ. минутка. Ежик топал по тропинке. И грибочки нес на спинке (ходьба на месте)
Ежик топал не спеша. Тихо листьями шурша (ладошками шуршим)
А на встречу скачет зайка, длинноухий попрыгый-ка. В огороде чем-то ловко раздобыл себе морковку (прыжки на месте). Проведение физкультминутки, Выполняют физические упражнения. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Восприятие и усвоение нового материала
4 мин Усвоение определенного объема знаний и представлений Воспитатель. Вот как славно отдохнули. Присаживайтесь на стульчики. Все готовы к следующей игре? Она называется «Четвертый лишний»
Воспитатель. Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретится в названии каждой картинки.
- Коза, зуб, жук, береза. (Жук)
-Журнал, пожар, жираф, зонт. (Зонт)
-Замок, желудь, крыжовник, пижама. (Замок)
-Баржа, мимоза, ежик, медвежонок. (Мимоза)
Дети. Называют лишнюю картинку. Дети проводят аналогичные действия с другими картинками)
Воспитатель. Укажите звук Ж и З в слове, поделите их на слоги, определите на какой звук падает ударение.
Воспитатель. Молодцы. Справились с задание правильно. Организация игрового пространства с использованием картинок.
Стимулирование полных высказываний детей при ответе на вопрос.
Концентрация внимания на выполненном задании. Рассматривают картинки, отвечают на вопросы воспитателя, выделяют лишнюю картинку, дифференцируя звук в слове, поясняют свой выбор, определяют, на какой звук падает ударение.
Считают, делают выводы. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления.
Практическая конструктивная деятельность
3 мин Закрепление и обобщение новых знаний Воспитатель: Переходим к следующей игре. А следующая игра называется «Украсим елочку». Мы с вами, ребята, будем сейчас украшать елочку игрушками на которых есть изображение со звуком Ж И З. Жуки вешают на елочку игрушки в названии которых звук Ж, а комарики со звуком З.
Воспитатель. Комарики, назовите, какие игрушки вы повесили на елку?
Дети. Звезда, зонтик, зайчика, арбуз, обезьяна. Как звучит ваша песенка?
Дети. [З]
Воспитатель. А какие игрушки повесили жуки?
Дети. Желудь, ежик, жаба, жук.
Воспитатель. Как он звучит? Где находится звук вначале, в середине или в конце?
Дети. [Ж]
Воспитатель. Кто быстро и правильно украсит свою елочку. Посмотрим, какой из звуков встречается в словах чаще. Сейчас каждый расскажет о своей игрушке, которую он повесил.
Воспитатель. Можно, я первая начну? У меня игрушка с картинкой «жук». В этом слове «живет» звук Ж, он находится вначале слова. Теперь ваша очередь.
Воспитатель. Наши елочки украшены, давайте сравним их. Правильно?
Дети. Да
Воспитатель. Молодцы, ребята правильно украсили елочку. Организация игрового пространства с использованием елочки и игрушек.
Напоминание о принадлежности звука определенного персонажам.
Концентрация внимания на образце (алгоритме) выполнения задания.
Концентрация внимания на выполненном задании.
Слушают игровое задание.
Разбирают игрушки, рассматривают украшают елку, дифференцируют звук, определяют его местонахождение.
Сформировано умение определять наличие звука в слове, выделять на слух слова с заданными звуками, дифференцировать звук.
Заключительный этап.
Рефлексия,
2 мин Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Визуализация полученных знаний
Воспитатель. Сегодня на занятии ребята мы убедились, что без звуков жить нельзя они очень важны и очень нужны. Вы согласны со мной, ребята?
Дети. Да, оба звука важные и оба они главные и нужные.
Вам было интересно сегодня на нашем занятии?
С кем мы сегодня играли?
Какое задание для вас было интересным?
А какое задание было для вас сложным?
Кому расскажете о том, чем мы сегодня занимались?
Воспитатель. Вы все большие молодцы, активно работали, правильно отвечали. А нам остается попрощаться с нашими гостями, пожелать им хорошего дня и настроения. Подведение итогов ОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.
Выражают собственные чувства и эмоции.
Отвечают на вопросы, вспоминая ранее выполненные задания
Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают, объясняют, как справились с поставленной задачей Осознание себя как участника познавательного процесса.
Сформированность речевых навыков.