Екатерина Лаврентьева
Технологическая карта НОД в ОО «Познание. Основы экологии» на тему «Вода в жизни человека»
Технологическая карта непосредственно–образовательной деятельности. «Познание. Основы экологии».
Средняя группа
Тема: «Вода в жизни человека».
Цель: ознакомить дошкольников со значением воды для жизни человека и всего живого на земле, с ролью человека в водоснабжении.
Задачи:
Публикация «Технологическая карта НОД в ОО „Познание, Основы экологии“ на тему „Вода в жизни человека“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; формировать основы целостного восприятия мира, в котором человек и природа тесно связаны друг с другом; углубить и обобщить знания детей о воде как среде обитания рыб, животных, водорослей
Развивающая: развивать представление детей о том, что вода очень нужна для всех существ
Воспитательная: прививать бережное отношение к воде; воспитывать желание заботиться о природе.
Предварительная работа: беседы с детьми о планете Земля как общем доме, чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущий метод: опыт, наблюдение.
Этап,
его продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, формы, приемы Результат
Психологический настрой – 1 мин. Приветствие, установление зрительного, слухового контакта. Эмоциональная поддержка детей. Приветствие. Участие в приветствии. Вводно – организационное слово воспитателя. Психологическая готовность.
Мотивационно – побудительный – 3 мин. Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка Организация направленного внимания Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. Загадывает загадку, заинтересовывает. Отгадывают загадку. Загадывание загадки. Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу.
Актуализация 2 мин. Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Демонстрация глобуса, вопросы детям, рассказ о речке Прозрачной. Включение в деятельность воспитателя. Рассматривают глобус и отвечают на вопросы воспитателя, внимательно слушают, высказывают свое мнения. Один ребенок рисует трубу. Показ, рассуждение, изобразительная деятельность. Делают выводы о важности водных ресурсов для жизни на земле.
Физкультминутка 1 – 2 мин. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.
Совместная деятельность с детьми. Совместная деятельность с воспитателем. Выполняют движения. Словесная игра «Рыбки…». Снятие физического напряжения.
Усвоение нового 5 - 6 мин. Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. Руководство опытом, организация инсценировки сказки, использует поэтическое слово. Самостоятельная деятельность, выполняют действие опыта под руководством педагога. Приклеивают на плакат рисунки завода. Инсценируют сказку, отвечают на вопросы, внимательно слушают. практическая работа (опыт, инсценировка, ответы на вопросы, использование художественного слова. Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Заключительный 1 – 2 мин. Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки. Чтение стихотворения «Вода – наша спутница всегда. Внимательно слушают, эмоционально откликаются. Использование художественного слова. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Сформированность элементарных навыков самооценки.
Делают вывод: воду надо беречь.
Ход НОД
I. Психологический настрой
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
(дети слушают и повторяют слова)
II. Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в чудесный мир природы.
А о чем мы будем говорить на этом занятии, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка
И бесцветная она,
И, как будто, не вкусна,
Но её, пока живём,
С удовольствием мы пьём.
(Вода)
(Дети отгадывают загадку)
Сегодня мы будем говорить о воде и о бережном отношении к ней.
III. Активизация знаний.
Воспитатель показывает глобус.
(дети рассматривают глобус и отвечают на вопросы)
Воспитатель: Кто мне скажет, что это такое? Да, это маленький макет нашей земли.
Скажите, пожалуйста, какого цвета больше на нашей планете? (Голубого)
Правильно ребята, большую часть нашей планеты занимают океаны, моря, озёра и реки.
Воды на нашей планете много, но вся ли она пригодна для питья? Конечно, нет. В морях и океанах вода, соленная ее нельзя пить. Поэтому мы должны, бережно относиться к воде. В пресной и в солёной воде живут рыбы и животные, растут растения.
Но случается, ребята, иногда и вот так. Хотите узнать как?
Рассказ о речке Прозрачной
Текла по равнине речка с чистой пречистой водой. И называлась она Прозрачная. Летом дети купались, рыбу ловили. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы заводу надо много воды, вот и проложили от завода к речке две трубы.
(дошкольники внимательно слушают, высказывают свое мнение)
IV. Усвоение нового.
Проводится опыт.
Воспитатель: Ребята у вас на столах стоит сок с трубочками. Попробуйте попить сок через трубочку.
(выполняют действия под руководством воспитателя)
Вот так по одной вода на завод вливается, по другой обратно в речку выливается.
Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается грязная отработанная. И стала речка в этом месте, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака.
Ниже по течению построили еще один завод- завод резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка, словно от досады, чернее сходящих с конвейера черных резиновых сапог.
Ещё дальше вырос на берегу третий завод - тканей, от чего речка сделалась пестрой - пестрее самого пестрого ситца.
Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной, даже разноцветной. Люди сердятся не умыться, не искупаться. А о рыбаках и говорить не приходится. И приключилась с ними вот такая история.
Инсценировка сказки
Жили-были старик со старухой на берегу речки Прозрачной. И вот однажды забросил дед невод и вытащил его не только с травою речною, но и с ржавыми банками и битыми бутылками. Закинул он невод во второй раз и выловил рваный башмак, пластиковые пакеты и прочий мусор. Ну а в третий раз, как и полагается, попалась старику золотая рыбка. И известное дело заговорила рыбка человеческим голосом. Ну, вот чудо: не стала золотая рыбка просить старика: мол, отпусти меня, старче, в речку. А наоборот, стала молить: только не отпускай меня, старче в речку, лучше отнеси меня домой и отпусти меня в аквариум с чистою, прозрачную водою. Отслужу тебе верой и правдой любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», разноцветной, а хочу остаться рыбкой золотою.
- Грустная сказка, правда. Но люди любят наш общий дом, со всеми живущими на земле, и стараются сделать так, чтобы таких грустных историй было как можно меньше.
Вот об этом я вам расскажу чуть позже, а теперь давайте отдохнем.
Физминутка. «Рыбки»
Рыбки весело плескались.
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.
Приседаем столько раз.
Сколько рыбок здесь у нас.
(выполняют движения)
Однажды пожаловал на берег Разноцветной самый главный санитарный врач тех мест. На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы, говорит, это очень хорошо, но и про людей, и окружающую их природу тоже нельзя забывать. Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями? Как это так людям в речке не искупаться, не умыться, ни рыбу наловить? И приказал срочно на всех заводах построить «водоочистители». Пусть испачканная в цехах вода там же чистится и отмывается. Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно- черно- зеленые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С этой поры речка Разноцветная, вновь стала речкой прозрачной, чистой: можешь купаться, и рыбу наловить и ухи наварить.
Ребята, а как называется наша речка?
Чистая в ней вода?
(дети отвечают)
Когда-то в нашей воде было много рыбы, раков. А сейчас раки пропали, потому что они живут только в чистой воде.
Минута поэзии:
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки
-Ты береги нас, береги!
В тревоги рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
-Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
- Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
-Будь человеком, человек,
В тебя мы верим- не солги,
-Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу, Я сберегу вас, сберегу!
V. Заключительный этап.
Чтение стихотворения «Вода – наша спутница всегда!»
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шумит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
«Без меня вам не умытся,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Вы меня в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте».
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Понравилось вам наше занятие? (просит детей выбрать смайлик, соответствующих их на строению).
Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воду надо беречь!
Воспитатель: Всем спасибо за работу, вы молодцы, ребята.
Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности. «Познание. Основы экологии».
Филиал МОУ СОШ с. Рощино «Основная школа с. Соколка» (ДОУ)
Средняя группа
Воспитатель: Чеснокова Е. А.
Тема: «Волшебница вода».
Цель: знать свойства воды.
Задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Развивать наблюдательность, любознательность. Закреплять умение самостоятельно делать выводы, участвовать в опытах, составлять рассказ по схеме. Воспитывать бережное отношение к воде, животным, живущим в ней. Воспитывать аккуратность, чистоплотность.
Предварительная работа: беседа «Как правильно мыть руки», чтение стихотворения «Мойдодыр».
Ведущий метод: опыт, наблюдение.
Этап,
его продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, формы, приемы Результат
Психологический настрой – 1 мин. Приветствие, установление зрительного, слухового контакта. Эмоциональная поддержка детей. Приветствие. Участие в приветствии. Вводно – организационное слово воспитателя. Психологическая готовность.
Мотивационно – побудительный – 3 мин. Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Организация направленного внимания. Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. Заинтересовывает. Предлагает отправиться в путешествие. Ставит цели и задачи предстоящего путешествия. Проявляют интерес. Становятся друг за другом, руки кладут друг другу на пояс.
Обращают внимание на макет голубой капли в руках воспитателя. Психогимнастика, игровые моменты. Стремление участвовать в путешествии, эмоциональный отклик на предложенное задание.
Актуализация 2 мин. Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Организует движение по остановкам, задает вопросы. Включение в деятельность воспитателя. Двигаются друг за другом в указанном направлении. Дают ответы. Рассказывают, где помощник воспитателя использует воду.
рассказывают о том, что они делают в умывальной комнате.
Прикрепляют капельку на дверь.
Рассуждения детей. Игровые и занимательные приемы. Показ, рассуждение. Актуализируют знания о том где применяется и как вода в детском саду.
Физкультминутка 1 – 2 мин. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.
Совместная деятельность с детьми. Совместная деятельность с воспитателем. Выполняют движения. Физкультминутка с Мойдодыром. Снятие физического напряжения.
Усвоение нового 5 - 6 мин. Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. Предлагает познакомиться со свойствами воды. Руководство опытом. Использует сюрпризный момент с ММЧ. П
Педагог предлагает детям рассказать Мойдодыру, как нужно правильно мыть руки. Использует метод «Хорошо - плохо» : предлагает подумать, хорошо или плохо, когда идет дождь?
Метод «Кольца Луллия» :
Игра «Кто где живет?». Проявляют интерес.
Отмечают, что в стаканах налита вода и молоко.
Отвечают на вопросы.
Пытаются самостоятельно сделать выводы.
Выражают удивление, интерес к кукле.
Рассматривают куклу Замарашку.
Обращают внимание на то, что у Замарашки руки грязные.
Моют руки кукле, отмечая при этом какого цвета стала вода. И какими стали руки после мытья. Дети садятся перед мольбертом и выкладывают из картинок алгоритм «Как нужно мыть руки», определяя последовательность действий.
Дети рассуждают.
Участвуют в игре. Практическая работа (опыт). Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.
Использование составление алгоритма по картинкам. Игра. Методы «Хорошо - плохо», «Кольца Луллия».
Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Заключительный 1 – 2 мин. Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки. Предлагает детям пройти к «Уголку настроения» и выразить свое отношение к проведенному занятию. Выбирают смайлики с подходящим настроением, прищепкой прикрепляют.
Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы. Беседа, обсуждение.
Фронтальная работа, индивидуально-коллективная. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Сформированность элементарных навыков самооценки.
Ход НОД
I. Психологический настрой
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Предлагаю вам сегодня совершить путешествие по группе, и познакомится с волшебницей водой.
II. Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Становитесь друг за другом: вы – вагончики, а я паровоз.
Едем путешествовать и искать, где живет вода в нашей группе. Найдем и приклеим голубую капельку.
III. Активизация знаний.
Воспитатель: 1-я остановка. «Уголок помощника воспитателя»
- Кто в группе поддерживает чистоту?
Дети: помощник воспитателя.
(Рассказывают, где помощник воспитателя использует воду).
- Ей помогает сохранять чистоту вода.
Воспитатель: 2-я остановка «Умывальная комната».
(Подходят к умывальной комнате)
Предлагает детям рассказать, для чего они заходят в умывальную комнату.
Дети: здесь мы умываемся, причесываемся…
Одобряет ответы детей: Правильно, здесь дети из грязнуль превращаются в чистюль!
(Прикрепляют капельку на дверь.)
Направляет детей к уголку природы: 3- я остановка. «Подводное царство».
Предлагает сказать, как называется домик для рыбки?
Призывает подумать - могут ли рыбки плавать без воды.
Дети: Домик для рыбок называется аквариум.
Рассуждения детей: нет, рыбки живут только в воде, без воды они жить не смогут.
Подводит детей к выводу:
- Ни умыться, не напиться без воды; листику не распушится без воды. И поэтому, всегда всем нужна вода!
IV. Усвоение нового.
Проводится опыт.
Воспитатель предлагает познакомиться со свойствами воды.
Расставляет перед детьми стаканы. Обращает внимание, что в одни стаканы налито молоко, в другие – вода. Ставит в стакан маленькие ложечки.
Предлагает рассмотреть, в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет, и почему их не видно.
Призывает сделать вывод на основе проведенного опыта.
Для второго опыта в стаканчики предлагает добавить обычный песок и сахарный песок.
Предлагает определить, какой стала вода?
Предлагает детям понюхать чистую воду и сказать, чем она пахнет.
Делает вывод, что обычная вода не имеет запаха.
Сюрпризный момент с использованием ММЧ:
Воспитатель: ребята, к нам в гости пришла кукла Замарашка.
Замарашка принесла на своих ладошках с улицы человечков пыли и земли. Вот мыло, оно поможет нам убрать всю грязь. В мыле тоже живут человечки. Пока они сухие они крепко держаться друг за друга.
Предлагает одному из детей полить водичку на ладошки, а другому - взять мыло и намылить их.
Воспитатель: белые мыльные человечки обрадовались встрече с грязными земляными человечками. Они обнялись. Они теперь вместе, и все как будто серые.
Предлагает смыть водой ладошки Замарашке и посмотреть, какой стала вода.
(Дети охотно выполняют, предложенные воспитателем действия, отвечают на вопросы)
Воспитатель: В воде тоже живут человечки – капельки. Эти человечки касаются друг друга, но не держаться за руки. Руки у них на поясе. (Показ картинки модель воды)
Воспитатель: Какая стала наша кукла?
Дети: кукла стала чистой, аккуратной.
Воспитатель: человечки мыла и воды побежали вместе гулять. С водичкой они убегут в трубу, оттуда в речку, а там нагулявшись, разойдутся: водные человечки останутся в реке, а пыльные и мыльные лягут отдыхать в земле, тесно прижавшись друг к другу.
Физкультминутка с Мойдодыром:
- Ручки мыли? – (мыли) (Дети отвечают и одновременно показывают движения)
- Ушки мыли? - Щечки мыли?
- Молодцы! А теперь вы чистые, зайчики пушистые! Попрыгайте как зайчата.
Использование составление алгоритма по картинкам :
Воспитатель: ребята давайте расскажем Мойдодыру, как нужно правильно мыть руки.
(Дети составляют рассказы).
Воспитатель: Давайте представим себе «Что было бы если на Земле исчезла вода?»
Пальчиковая гимнастика «Разные дожди»
Метод «Хорошо - плохо» : предлагает подумать, хорошо или плохо, когда идет дождь?
Дети:
Дождь – это хорошо когда ты дома. Дождь – это плохо, когда ты на улице. Дождь – это хорошо, когда поливает растения летом. Дождь – это плохо, когда идет много дней.
Метод «Кольца Луллия» :
Игра «Кто где живет?».
Участвуют в игре.
V. Заключительный этап.
Воспитатель: Давайте пройдем к «Уголку настроения» и выразить свое отношение к проведенному занятию: что понравилось, в чем испытывали трудности, какое приобрели настроение.
(Выбирают смайлики с подходящим настроением, прищепкой прикрепляют).
Анализирует результаты деятельности детей.
Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Воспитатель: Всем спасибо за работу, вы молодцы, ребята!