Галина Лушина
Образовательная деятельность на тему «Вода в жизни человека» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность на тему
«Вода в жизни человека» для детей старшей группы
Направления развития.
Познание.
Развитие речи.
Чтение художественной литературы
Опытно-экспериментальная деятельность
Физическая культура
Цели
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкое вещество, принимает форму того сосуда, в котором находится.
Публикация «Образовательная деятельность на тему „Вода в жизни человека“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Обратить внимание на то, что такой привычный объект, как вода, имеет много неизвестного и интересного.
3. Познакомить детей с макетом нашей планеты – глобусом.
4. Познакомить детей с правилами поведения на воде. Помочь их запомнить.
Задачи
1. Развивать осознанное отношение к явлениям природы.
2. Расширять кругозор, развивать наблюдательность.
3. Воспитывать умение детей аккуратно выполнять задания, проводить опыты.
4. Воспитывать внимание, терпение и правила хорошего поведения.
5. Воспитывать дружеские отношения, умение договариваться о совместной работе.
Индивидуальная работа
1. Оказать словесную поддержку в выполнении опытов Диме К, Вове Б, Маше М.
Методы и приёмы
1. Словесные: вопросы, чтение художественной литературы, уточнение, поощрение, беседа, обсуждение.
2. Практические: проведение опытов, создание проблемных ситуаций.
3. Игровые: сюрпризный момент.
Предварительная работа
1. Чтение художественной литературы.
2. Рассматривание карты мира, рисунков, фотографий.
3. Экскурсия к реке Оке.
4. Беседа о пользе воды.
Материал
1. Клеёнка на стол.
2. Три-четыре сосуда различной формы и объёма на столе воспитателя и по одной на столе для каждого ребёнка.
3. Ведёрко для песка.
4. Сухой песок.
5. Глобус.
6. Большая ёмкость с водой.
7. Картинка с изображением правил безопасности на воде.
8. Иллюстрации.
Ход ОД
Воспитатель. Сегодня утром, когда я шла на работу, мне встретился почтальон. Он передал мне посылку и письмо для детей старшей группы. Интересно, что написано в письме?
Дети. А давайте прочитаем.
Воспитатель. Давайте (открываю письмо и читаю) : «Здравствуйте дети детского сада «Журавушка». Я - Водяной, живу в реке Оке и хочу загадать вам загадку. Если вы её отгадаете, то откроете посылку, в которой лежат интересные предметы, а если загадку не отгадаете – посылку не откроете. До свидания Водяной». Отгадаем загадку, а то интересно, что лежит в посылке.
Дети. Да.
Воспитатель. Слушайте:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать, на землю падает опять.
Что это такое?
Дети. Вода.
Молодцы дети отгадали загадку, а Водяной как раз вовремя прислал посылку. Именно воде и будет посвящено наше занятие: какой она формы и что за вещество вода? Хотите это всё узнать?
Дети. Да.
Воспитатель. А про посылку то мы с вами забыли? Вот теперь она откроется точно, т. к. мы правильно отгадали загадку. / Открываю. Вынимаю глобус / Кто знает, что это такое?
Дети. Это глобус – макет нашей планеты Земля, макет земного шара.
Воспитатель. На одном из последних занятий по рисованию мы с вами изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках?
Дети. Голубая, синяя, зеленоватая, чёрная.
Воспитатель. Она отражает ваше настроение?
Дети. И да, и нет. Просто захотелось нарисовать такую воду.
Воспитатель. Давайте посмотрим на глобус. Какого цвета на глобусе больше?
Дети. Синего.
Воспитатель. Как вы думаете, что обозначается на глобусе синим цветом?
Дети. Синий цвет – вода, все моря, реки и океаны нашей планеты.
Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что этой краски действительно на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. А сегодня вы видели воду?
Дети. Видели! Вода течёт из крана, это снег, лёд. А ещё мы видели воду в бассейне, аквариуме, чашке и т. п.
Воспитатель. Вы правы. Без воды жизнь представить сложно.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, море, океане и водопроводном кране.
Как сосулька - замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей, рушится потоком селей,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
А ещё в нашей посылке кассета. Давайте послушаем, что на ней.
Включается кассета. Слышится спокойное журчание воды.
Воспитатель. Слышите, в гости к нам кто – то идёт.
Входит Водяной.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Здравствуйте. А вы кто?
Водяной. Здравствуйте. Я – Водяной. Я живу в вашей реке Оке. А вас я видел летом, когда вы приходили купаться на речку. И сегодня я очень рад вас всех видеть. А знаете, чего я люблю больше всего на свете? Это шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках и ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки. Только непонятно: куда исчезает эта вода? И ещё, что такое вода? Какой она формы?
Воспитатель. Что же дети, попробуем ответить на вопросы нашего нового знакомого? Но для этого надо вооружиться вниманием и терпением. А для начала проведём опыт.
Опыт №1.
Воспитатель. Для проведения опыта потребуется три сосуды различной формы: круглой, цилиндрической и треугольной у меня, а у вас на столе по одной форме и пластмассовый стакан с водой. Дети заполняют формы водой.
Воспитатель. Какую форму приняла вода?
Дети. Вода приняла круглую, цилиндрическую и треугольную формы.
Воспитатель. А ещё кто как думает?
Дети. Форму шара, цилиндра, конуса. Форму того сосуда в который она налита.
Воспитатель. Итак, какой мы с вами можем сделать вывод?
Дети. Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Воспитатель. Правильно. Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится. Значит вода – жидкость.
Водяной. Вода – жидкость. А тогда песок какое вещество? Тоже жидкость? Не знаю? Ребята помогите, подскажите это мне проверить?
Опыт №2.
Ребёнок. А давайте насыпим песок в стакан, а потом высыпим на поднос и посмотрим, что с ним будет.
Водяной. Молодец. Иди помоги мне (вызывает одного ребёнка). А вы дети, насыпайте песок в свои ведерки и наблюдайте, что произойдёт.
Дети выполняют задание на местах.
Водяной с ребёнком насыпает в стакан сухого песка, потом пересыпает на специальный поднос.
Водяной. Видите? Песок тоже меняет форму. Значит песок тоже жидкость. А вы как думаете дети?
Дети. Нет, песок - это не жидкость.
Воспитатель. Попробуем доказать Водяному, что он ошибается! Но, пожалуйста, помните, что в споре следует неукоснительно соблюдать правило: не обижать своего собеседника, а убеждать. Для этого проведём ещё один опыт.
Опыт №3.
Воспитатель. Дети помогите мне (вызываю ребёнка). Нальем в стакан воды, а затем его опрокинем. Что происходит?
Дети. Вода растекается по подносу.
Воспитатель. А что будет, если опрокинуть ведёрко с песком?
Дети. Песок не растекается, а ложится горкой.
Воспитатель. Так что песок – это жидкость?
Дети. Нет.
Воспитатель. А кто ещё как думает?
Дети. Песок - сыпучее вещество.
Воспитатель. Правильно дети. Песок – это не жидкое вещество, а вода – жидкое вещество. Значит вода и песок разные вещества: вода – жидкая, а песок – сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода – жидкость и принимает она фору того сосуда, в котором находится. Но куда же девается вода, когда на улице жарко?
Дети. Вода нагревается и улетает.
Воспитатель. Молодцы. Правильно. А теперь мы немножко отдохнём и поиграем в игру «Лето».
Дети выходят и становятся в круг. С помощью считалки выбирается Лето. С началом стихотворения дети двигаются по кругу подскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга на 1 – 5 строчки.
По лужайке
Босиком,
Солнышко согрето,
За цветастым мотыльком
Прибежало лето.
На 6 – 7 строчки дети останавливаются и начинают хлопать. А Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук.
Искупалось в речке,
Полежало на песке.
На последние три строчки стихотворения Лето выбегает за круг и присаживается за кем - либо из играющих.
Загорело,
Пролетело
И исчезло вдалеке.
Дети ищут, куда спряталось Лето. Тот, кто найдёт его за своей спиной, выходит на середину, теперь он изображает Лето. Игра повторяется ещё раз.
Воспитатель. А сейчас закройте глаза и представьте себе, что сейчас лето, и вы находитесь на берегу озера. А день солнечный, жаркий. Приятно поплескаться, поплавать, потом позагорать на тёплом песочке. А умеете ли вы плавать?
Дети. Немножко умеем.
Водяной. Что ж, это очень хорошо. Умение держаться на воде необходимо любому человеку. А ещё представьте себе, что вы приехали на дачу в гости к другу и вместе с ним пошли искупаться на озеро. Как правильно вести себя, чтобы с вами не приключилось никакой беды?
Воспитатель. Опять множество вопросов. Отвечаем ребята.
Дети. Купаться пойдем с другом. Найдём место, поплаваем с кругом и придём домой.
Водяной. А кто ещё как думает?
Дети. Я думаю, что нужно идти купаться в сопровождении кого – то из взрослых: мамы или папы
Водяной. Вот это правильно. Неизвестно, что может случиться.
Воспитатель. А какие правила нужно помнить ребятам, когда они пойдут купаться?
Водяной. Я вам принёс картинку. Посмотрите на неё очень внимательно. И ответьте мне: какие опасности подстерегают детей?
Дети. В реке затоплено дерево, об него можно пораниться.
На берегу лежат разбитые бутылки, консервные банки.
Нет никого, кто бы ещё купался.
Воспитатель. Правильно дети. А ещё какие могут быть опасности?
Водяной. Прежде чем заходить в воду, посмотрите, как она выглядит. Если цвет или запах воды не такие, как обычно, купаться в ней нельзя! Иногда купается много ребятишек: дети хватают друг друга за ноги, опускают головы друг друга в воду. Это очень опасно! Здесь даже я иногда не успеваю помочь! Ведь всего за 10 секунд лёгкие человека заполняются водой. И он может захлебнуться и утонуть. Ещё хочу напомнить вам о том, чтобы вы никогда не ныряли в незнакомых местах и не заплывали далеко на надувных матрасах.
Воспитатель. Спасибо тебе Водяной за твои советы. Я думаю, ребята, запомнят их и постараются выполнять.
Водяной. И вам спасибо ребята за ваш рассказ о воде, а в подарок я вам оставлю красочную картинку с правилами поведения на воде. Смотрите на неё, вспоминайте меня и правила, и не только вспоминайте, но и выполняйте. А теперь мне домой пора в любимую мою речку. До свидания, дети!
Дети. До свидания и приходи к нам играть, когда тебе скучно будет!
Звучит запись шума воды. Водяной уходит.
Воспитатель. А мы с вами ребята подведём итоги нашего занятия. И вспомним правила поведения на воде. Что такое вода? Какую форму она принимает? И как нужно вести себя на речке или озере летом?
Дети. Вода – жидкость. Принимает форму того сосуда, в котором находится. И правила поведения на воде летом: купаться нужно только под присмотром взрослых; нельзя купаться в незнакомых местах; купаться можно только в специально оборудованных местах; во время купания не хватать друг друга за руки и за ноги.
Воспитатель. Молодцы дети, все правила запомнили и ещё я надеюсь, что вы будите их все выполнять. А что вы сегодня нового узнали? А как вы думаете, Водяному понравилось у нас, он узнал все ответы на свои вопросы? Вы сегодня все хорошо занимались, были активными, особенно мне хочется отметить (называю самых активных и малоактивных детей, которые старались на занятии). А кому было трудно на занятии? Почему? Надеюсь, что всем было интересно. На этом наше занятие окончено.