Юля Павлова
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Вода в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ”Вода в жизни человека”.
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить полученные знания о воде, расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное). Познакомить детей со свойствами воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний вещества).Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы „Вода в жизни человека“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие:
Развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность задавать интересующий вопрос, развивать наблюдательность, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
Методы приё ма:
1. Наглядные: глобус,схемы.
2. Словесные: вопросы, ответы, рассказ педагога.
3. Положительная мотивация.
4. Художественное слово.
5. Практические действия: проведение опытов.
6. Дидактическая игра “ Капельки ”
Оборудование: глобус, схемы, кувшин с водой,термос, стекло, кубики льда, одноразовые стаканчики, ложечки, сахар, соль, марганец, вишневый сок.
Ход ОД:
1. Формирование положительной мотивации:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться.
- А о чём мы будем сегодня говорит,вы узнаете, отгадав загадку.
Я и туча, и туман
И ручей, и океан
Я летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода).
В. : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без неё мы просто не смогли бы жить. (Показываю детям глобус)
В. : Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Синим, голубым)
-В. : Кто из вас может показать всё, что выделено этим цветом? (Это – реки, озёра)
В. : Вы обратили внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши? (это океаны и моря.)
В. : А главное вода в них не такая как в реках.
В. : В реках, озёрах – вода какая… (Пресная)
В. : А в морях, океанах – вода какая … (Солёная).
В. : Какая еще бывает вода?
-В. : Посмотрите, на глобусе ещё есть участки белого цвета.
Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает? (мнения детей)
Выводы воспитателя. Это ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
- Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду)
- Значит лед – это тоже вода. Но лёд – твердый. Значит вода может быть твёрдой!
Давайте выясним, имеет ли вода форму?
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной). Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом? (ответы детей)
Вывод: Лёд не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан.
В. : Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лёд – Это твёрдая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
В. :А еще, какое состояние воды вы знаете? (Вода может быть твёрдой, жидкой и паром.)
В. : Давайте подведём итог, значит вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в которой её наливают, вода нужна нам, чтобы….
2. А сейчас мы отправимся в нашу лабораторию. Мы снова станем учеными и продолжим исследовать воду.
Сегодня нам предстоит узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.
Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, они соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество и это можно изобразить вот такой схемой (показ схемы).
Но вод, ребята, бывает не только в жидком состоянии. Посмотрите, что это? (воспитатель показывает термос).
- Ребята, как вы думаете, для чего нужен термос? (ответы детей)
В. : Правильно, термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.
Как вы думаете, а почему из термоса идет пар? (ответы детей)
Я вскипятила воду и налила в термос, в термосе находиться кипяток, горячая вода.
Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.
В. : Ребята, что мы видим? (ответы детей).
Мы видим, что из термоса идет пар,
а на стекле что мы видим? Как так получилось? (ответы детей).Что стало с паром, во что он превратился? (ответы детей)
Пар превратился в воду. Значит пар - это тоже вода.
Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар, а пар,остывая, превращается в воду. В природе пар,поднимается в вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков.
В. :Назовите, какие бывают осадки? (дождь, снег, град, роса).
В паре, расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, разлетаются. Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так. (показ схемы).
3. Продолжим наши исследования. А в каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного может находиться вода? (ответы детей)
Правильно,вода может находиться в твердом состоянии.
В твердом веще, капельки расположены очень плотно дркг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так. (показ схемы).
4. А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру «Капелька».
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. (Дети хаотично гуляют по кругу).
Воспитатель: Но вот капельки встречаются друг с другом и получается ручеек. (Дети двигаются друг за другом паровозиком).
- А теперь ручеек течет и впадает в море. (Дети берутся за руки и образуют круг).
- А теперь, представьте, что выглянуло солнышко и сильно нагрело воду. Каждый из вас - капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши ручки разжимаются, жара заставляет вас активнее двигат. Каждый из вас стал частичкой пара. (Дети двигаются по группе быстрым шагом).
Вос-ль: Пар поднялся высоко в небо, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее. (дети обнимают друг друга).
5. А сейчас мы с вами возвращаемся в лабораторию и узнаем, что происходит с веществами в воде.
1) На первом столе стоит стакан с водой и соль.
2) На втором столе стакан с водой и сахар.
3) На третьем столе стакан с водой и стакан с вишневым компотом.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти за столы. Давай те рассмотрим,что мы здесь видим. (ответы детей).
Я предлагаю вам за первым столом высыпать вещество, которое стоит на столе в стакан с водой,размешать и дать попробовать каждому.
Какая по вкусу получилась вода? Почему? (ответы детей)
Аналогично за вторым столом с сахаром провести исследование.
Воспитатель: А куда же делась соль и вода? (подвести детей к выводу).
Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает их взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились.
Сейчас мы увидим, как это происходит своими глазами.
У меня есть незнакомое вам вещество. Марганец.
Мы сейчас добавим немного марганца в стакан с водой.
Что происходит с кристаллами марганца? (они растворяются и вода окрашивается).
Воспитатель предлагает детям за третьим столом растворить в стакане с водой вещество, которое у них на столе. И предложить экспертам ответить на вопрос ; «Появился ли у воды запах?». (Да, вода приобретает запах вещества, которое в нее растворили. _
Чем пахнет вода в стакане? (ответы детей). Значит, что в нее растворили? (ответы детей)
Воспитатель: Что же мы сегодня узнали с вами из этого расследования? (соль и сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет; сок вишневый растворяется и придает воде запах.)
То есть можем сделать вывод: что вода является растворителем. Это еще одно свойство.
6. Рефлексия.
-О чем мы с вами сегодня беседовали? Почему надо беречь воду? Какая бывает вода?
Мне очень хочется узнать, что больше всего вам сегодня понравилось?