Светлана Иванова
Технологическая карта музыкального занятия в соответствии с ФГОС «Сказка жить нам помогает, или Помоги Деду Морозу»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта музыкального занятия
в соответствии с ФГОС ДО
Организационная информация.
Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе.
Тема «Сказка жить нам помогает» или «Помоги Делу Морозу»
Автор занятия: Иванова Светлана Александровна, музыкальный руководитель
Образовательное учреждение: МДОУ №58 детский сад «Радость»
Публикация «Технологическая карта музыкального занятия в соответствии с ФГОС „Сказка жить нам помогает, или Помоги Деду Морозу“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Описание занятия.
Тип занятия - тематическое занятие с элементами логоритмики и теарализации.
Время реализации занятия - 30 минут
Цель занятия: Развитие у старших дошкольников музыкально – творческих способностей, социальально-личностных качеств дошкольников по
средствам использования логоритмики и театрализованных игр.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
• реализовать познавательную активность, индивидуальные возможности ребёнка через практические виды деятельности.
• формировать доброжелательные отношения между детьми;
• расширять словарь эмоций и настроений.
• углублять представления об элементарных средствах музыкальной выразительности: поступенное движение мелодии вверх и вниз, скачки в мелодии, чистота интонирования музыкальных фраз.
II. Развивающие задачи:
• развивать фонематический слух;
• развивать слуховое внимание;
• развивать память и навык понимания смысла предлагаемых заданий.
• развивать выдержку и навыки сотрудничества;
• развивать умение координировать движения с речью.
5. Образовательная область «Музыка».
• развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; умение соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх;
• развивать музыкальное мышление и память ребёнка;
• развивать певческие навыки.
III. Воспитательные задачи:
• воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических движений;
• воспитывать чувства сопереживания музыкальным образам, настроениям, чувствам;
• воспитывать эстетические чувства при восприятии классической музыки.
• формировать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, отзывчивость;
Планируемые результаты.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят дети в ходе занятия
-у детей развивается интерес к звучащей на занятии музыке и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности;
- у детей более яркое воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- дети обращают внимание на более чистое интонирование мелодии.
- у детей совершенствоваются навыки сотрудничества с педагогом в результате применения театрализованных элементов.
- побуждение к сопереживанию чувствам других людей.
- интерес к данной образовательной деятельности,
- у детей позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
- расширение кругозора дошкольников;
- формирование умения делать выводы в результате совместной работы;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями.
- умение ориентироваться в межличностных отношениях;
- развивается способность к самоконтролю;
- умение принимать образовательную или творческую задачу;
- осознавать и управлять своими эмоциями;
- уметь удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- слушать и понимать речь других;
- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
- развивать умение сотрудничества со сверстниками в движениях;
Дидактическая структура занятия.
Фронтальное музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе «Помоги Деду Морозу» длительностью 30 минут.
Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков по средствам введения элементов театрализации.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Музыкальное приветствие.
М. Р. : Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
М. Р. : Как красиво в вашем зале, Ребята! Мне очень нравится у вас в гостях. Сегодня Мы с вами будем много играть! Вы любите играть?
Дети: ответы детей.
М. Р. : Ребята! Приготовьте свои ладошки, я Вас поприветствую! ?
ИГРА-ПРИВТЕСТВИЕ «ЗДРАВСТВУЙ ДРУЖОЧЕК»
М. Р. : Здравствуй, Дружочек!
Мой милый друг!
Встанем скорее
Встанем вкруг.
(Музыкальный руководитель вместе с детьми становятся в круг)
II. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ.
М. Р. : А теперь, ребята, давайте с вами познакомимся?
Меня зовут Светлана Александровна! А когда я была меленькой, как меня звали? Све-та, а ласково, как ребята? Све-то-чка (прохлопать имя хлопками в ладоши и по коленкам)
А как тебя зовут? А давайте все вместе будем прохлопывать и проговаривать Ваши имена.
ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА «ЗНАКОМСТВО»
(авторская методика Т. Э. Тютюниковой)
III. ХОД ЗАНЯТИЯ.
М. Р. : Вот теперь мы и все знакомы. Ребята! А вы любите играть? И я люблю!
Давайте сейчас пойдем врассыпную по залу, и когда вы услышите фразу «друга я себе найду» протяните руки рядом стоящему товарищу.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ДРУГА Я СЕБЕ ИЩУ»
Раз-два, раз –два.
Начинается игра.
Я по комнате хожу, друга я себе ищу (дети ходят врассыпную)
Друга я себе ищу, Друга я себе найду (находят пару).
Музыкально-ритмические движения.
М. Р. : Все себе друга нашли, значим мы теперь ДРУЗЬЯ! И будем вместе танцевать. (Музыкальный руководитель проговаривает и показывает движения детям)
«ВАЛЬС ДРУЗЕЙ» (А. И. Буренина)
Потанцуй со мною, тихо покружись (раскачивают руками, приседая).
Улыбнись мне нежно и остановись (кружатся и останавливаются на своих местах)
ПРИПЕВ:
Шаг назад (все с правой ноги делают шаг назад, друг от друга).
Шаг вперед (возвращаются на место).
Хлоп, хлоп (2 хлопка в ладоши)
И обнялись (обнимаются)
Шаг назад (все с правой ноги делают шаг назад, друг от друга).
Шаг вперед (возвращаются на место).
Хлоп, хлоп (2 хлопка в ладоши)
Поменялись. (дети переходят к тому, кого видят глазки, т. е. партнеру напротив).
(повторяется несколько раз, по желанию детей)
ЗВОНОК ПО СКАЙПУ:
М. Р. : Ребята, слышите, кто-то нам звонит! Интересно, кто это? Давайте ответим.
НА ЭКРАНЕ ДЕДУШКА МОРОЗ (встревоженный).
ДМ. : Здравствуйте, Ребята!
МР. : Здравствуй, Дедушка Мороз! Что случилось? Ты такой встревоженный!
Д. М. Ребята! Я знаю, что вы отправили мне письма со своими рисунками?
М. Р. : Ребята! Вы рисовали для Дедушки Мороза свои пожелания? По почте их отправили?
Дети: ответы детей
ДМ: Мне позвонили с почты и сказали, что они пропали! Ребята! Помогите! Разыщите эти письма!
МР. : Ребята! Поможем Дедушке Морозу?
Дети: ответы детей
МР. : У меня есть волшебный колокольчик, который обязательно поможет нам в поисках ваших рисунков. У этого колокольчика есть своя маленькая история, которую поможет мне рассказать одно прекрасное произведение «Вальс-шутка», которое написал русский композитор Дмитрий Шостакович. Я предлагаю сейчас его послушать, и подумать - какой характер этого произведения? Какое настроение оно у вас вызывает?
(Музыкальный руководитель предлагает детям сесть на стульчики)
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
СЛУШАНИЕ 1 Д. Шостакович «Вальс-шутка»
МР. : Ребята! Вам понравилось это произведение?
А какой по характеру этот Вальс-шутка. Какое настроение у вас было, когда Вы слушали это произведение?
Дети: ответы детей.
МР. :А вот теперь, я предлагаю вам послушать сказочную историю.
Сказка «Два колокольчика»
(музыкальный руководитель рассказывает и показывает)
Жили-были два колокольчика – большой и маленький. Однажды маленький колокольчик проснулся, увидел, что на улице солнечная погода, и решил пригласить своего друга погулять. Он набрал номер и позвонил ему по мобильному телефону. А большой колокольчик еще спал и, услышав звонок, подумал: «Кто же там, ну кто же там?» - решил пока не вставать. Маленький колокольчик еще позвонил – никакого ответа, потому что большой колокольчик все так же думал, лежа в постели: «Кто же там, ну кто же там?»
Но когда он звонил в третий раз и не услышал ответа, в дело вмешался Дедушка Металлофон. Он жил рядом с большим колокольчиком, поэтому подошел и провел палочкой прямо под ухом: «вжик!», потом еще и еще. И только когда он сыграл четвертый раз, большой колокольчик проснулся и ответил своему другу: «Все уже иду!»
МР. : Ребята! А давайте эту сказку попробуем сыграть под это произведение
на воображаемых инструментах. Вы будете звенеть маленьким воображаемым колокольчиком, и проговаривать слова: «Дили-дили-дили-дили-дон! (демонстрация)
А я буду играть на большом колокольчике и на металлофоне.
СЛУШАНИЕ 2 Д. Шостакович «Вальс-шутка»
(Дети проигрывают и проговаривают, меняя настроение героев сказки)
МР. : Ребята! Давайте встанем около стульчиков, возьмем
колокольчики и уже расскажем настоящую сказку.
Сказка «ДВА КОЛОКОЛЬЧИКА»
(авторская методика Т. Э. Тютюнниковой)
МР. : Ребята! У нас с вами получилось настоящее музыкальное представление.
(в это время выползает ГОНЗИК, подглядывает за происходящем)
МР. : Ой ребята! Смотрите! Кто это? (обращает внимание ребят на инопланетное существо)
Гонзики:
Здравствуйте ребята! Я Гонзик с далёкой планеты! Вы такую интересную сказку рассказали! Мне и моим друзьям очень-очень понравилось!
М. Р. : Гонзик! А мы хотим помочь Деду Морозу!
Гонзики: А кто такой Дед Мороз?
М. Р. : Ребята, а расскажите Гонзику – Кто такой Дед Мороз?
Дети: Ответы детей.
Гонзики: А как вы ему помогаете?
Дети: ответы детей.
М. Р. : Милый Гонзик! А еще в новогодние праздники мы с детьми песни поем про Деда Мороза. Правда, ребята?
Дети: ответы детей.
М. Р. : Гонзик, можешь вместе с ребятами эту песню разучить!
Она так и называется «ДЕД МОРОЗ» (сл. И муз. В. В. Скурлатовой)
(Музыкальный руководитель демонстрирует всю песню)
М. Р. : Ребята! Какой характер песни? Про что песня?
Гонзик: Очень красивая песня! Мне нравится!
М. Р. : Гонзик, а давай поиграем в игру «Эхо», я буду пропевбать мелодию фразы, а ты вместе с ребятами будете повторять ее как эхо!
Гонзик: Эхо…здорово… сыграем ребята?
Дети: ответы детей.
РАСПЕВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕИЕ «ЭХО»
Разучивание песни.
М. Р. : Гонзик, а где же твои друзья?
(звучит космическая музыка летающей тарелки)
Гонзик: Да вот они!
(музыкальный руководитель спускает космический корабль, где лежат гонзики и конверт с рисунками детей, музыкальный руководитель раздает детям гонзиков из «Летающей тарелки», дети надевают Гонзика на указательный палец правой руки)
М. Р. : Подожди Гонзик! Дай я посмотрю, что в этом конверте? Это не ваши ли рисунки, Ребята?
(музыкальный руководитель достает рисунки детей и называет имена детей чьи рисунки)
Дети: ответы детей.
Гонзики: Ребята! Простите нас, пожалуйста! Это мы взяли ваши рисунки. Нам ваши рисунки так понравились. Мы таких красивых рисунков никогда не видели! И мы вообще ничего не знали про этот замечательный праздник Новый год! Гонзики, попросите прощения у ребят?
(дети ведут диалог с Гонзиками)
М. Р. : Простим ребята наших новых друзей?
Дети: ответы детей
М. Р. : Ребята! Я вам предлагаю сейчас поиграть с нашими друзьями.
Берите своих новых друзей и выходите на коврик.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Гонзик в гости к нам пришел» (авторская методика М. И. Родина)
Чтобы Гонзик стал дружить (посадить Гонзика на левый кулак)
Его нужно научить!
Если Гонзик говорит (крутить указательным пальцем)
Он головкой шевелит
Если слушает, молчит.
Пальчик ровненько стоит.
Ручками он хлопает (хлопать большим, среднем пальцем)
Ножками он топает (топать безымянным, мизинцем)
Ты на плечеко вставай
С нами Гонзик поиграй.
Гонзик в гости к нам пришел
Друга он себе нашел.
Бегал он туда, сюда.
Весело сказал: УРА!
М. Р. : А теперь, Ребята! Гонзика переоденем на левый указательный пальчик,
Это грустный Гонзик!
(Повторяем пальчиковую гимнастика с грустной интонацией)
М. Р. : Но зачем же нам грустить
Радостно же легче жить!
Возвращаем Гонзика на указательный пальчик правой руки.
Гонзик в гости к нам пришел
Друга он себе нашел.
Бегал он туда, сюда.
Радостно сказал: УРА!
(Дети повторяют за музыкальным руководителем с веселой интонацией)
Гонзик: Нам очень понравилось! И я тоже хочу нарисовать письмо Деду морозу? Мои друзья Гонзики, а вы хотите нарисовать рисунки и отправить Деду Морозу?
Дети: ответы Гонзиков.
М. Р. : Ребята! А мне понравилось побывать у Вас в гостях, обрести новых друзей и наша с вами интересная история (звенит колокольчиком) и колокольчик помог нам и Деду Морозу! А что Вам понравилось на нашем музыкальном занятии?
Дети: ответы детей.
М. Р. : Становитесь дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
В этом зале все друзья?
Вы и мы, и ты, и я.
(музыкальный руководитель проговаривает фразу с детьми)
Танцевальная композиция «В этом зале все друзья» (автор Н. Шуть)
М. Р. : Вы прекрасные друзья, которые всегда готовы прийти на помощь! А сейчас вы, со своими Гонзиками, отправитесь в группу и поможете им нарисовать рисунки Дедушке Морозу! А я с вами ребятки – прощаюсь!
До свиданья Дети!
Дети: ответы детей.
(под музыку дети покидают музыкальный зал)
Рефлексивно-оценочный этап.
Совместное подведение итогов, оценка деятельности детей.
В работе с детьми преобладали игровые и практические методы в сочетании со словесными. Использовались специфические методы музыкального образования: моделирование художественно-творческого процесса, активизация творческих проявлений ребёнка, пластическое интонирование. Продумывалось чередование видов музыкальной деятельности для снижения утомляемости детей.
В результате совместных действий музыкального руководителя
и дошкольников формировались предпосылки к различным ключевым
компетентностям:
• учебно-познавательная – владение приёмами действий в нестандартной ситуации;
• коммуникативная – развитие выдержки и навыков сотрудничества, побуждение к социальным контактам;
• предметная – мотивационно-творческая активность, направленная на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Дополнительная информация.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы.
• Метод моделирования художественно-творческого процесса.
• Метод пластического интонирования.
• Элементы логопедической ритмики.
• Игровой метод.